В рыхлом снегу

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 .. 

 

 

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ В СВЯЗКАХ (В СНЕГУ)

 

 

В рыхлом снегу, не представляющем достаточной опоры для ледорубов — ступеней, можно проделать косой прокоп, но это очень трудоемко и утомительно.

Линию возможного отрыва карниза можно установить, зондируя ледорубом гребень с тонкими карнизами и визуально определяя размеры выноса карниза на расположенной впереди части гребня.

Иногда единственная возможность для организации страховки на узких гребнях — использование самого гребня: при срыве ведущего страхующий прыгает в противоположную сторону гребня. Из-за маятникового характера падения партнеров по связке рывок не будет резким. На пологих гребнях техника страховки и движения аналогична технике на снежных склонах.

При одновременном движении по неострому гребню без карнизов альпинисты в связке находятся по разным сторонам гребня. Это осуществляется следующим образом: первый, пройдя по од-ной стороне гребня на длину веревки, переходит на противоположную и продолжает движение, в то время как напарник идет по его протоптанным следам с другой стороны гребня. Длина перехода определяется длиной веревки (рис. 111). Каждый альпинист несет в руках по нескольку колец.

Подъем к карнизу с подветренной (подкарнизной) стороны очень опасен и может использоваться только опытной группой при максимальной осторожности в морозное время рано утром. Для выхода на гребень часть карниза небольшой мощности может быть срублена. Иногда сквозь карниз прорубают крутой тоннель, выводящий на подветренный склон.

При движении по карнизному гребню не всегда возможно просмотреть путь на некоторое расстояние вперед. В результате повышается вероятность внезапного, случайного выхода в опасную зону отрыва карниза. Если один из участников связки сорвется с гребня вместе с карнизом, второй должен, не раздумывая, прыгать в противоположную сторону от гребня (рис. 112).

На спусках по очень крутым склонам применяются системы Закрепления веревки на ледорубах, которые потом выдергивают. Для этого используются два ледоруба и кусок репшнура. Спуск производится на двойной веревке. После спуска надо дернуть за веревку (обозначена буквой а на рис. 113).

При наличии одного ледоруба можно прибегнуть к схеме, показанной на рис. 114.
 

 

 

 

Рис. 111. Схема движения связок по острому крутому снежному гребню — ножу.
а — гребень, б — участники пер вой связки, 8 — участники второй связки

 

 

 

 

 

 

Рис. 112 Поведение участников связки при срыве на карнизном гребне

 

 

 

Рис. 113. Схема самосброса двух ледорубов после спуска по снежному склону: а — тянущая веревка

 

 

 

 

Рис. 114. Схема самосброса с одним ледорубом: а — тянущая веревка, б — петля, в — скользящий карабин на рукоятке ледоруба, г — ледоруб, петля для страховки, закрепления веревки, е — спусковые веревки, ж — узел проводника на штычке ледоруба — конец тянущей веревки

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..