ПЕРЕДВИЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ В СВЯЗКАХ (В СНЕГУ)

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ В СВЯЗКАХ (В СНЕГУ)


Правильный выбор схемы движения связок на снежном рельефе способствует повышению безопасности и скорости прохождения участка при наименьшей затрате сил.

На некрутых склонах допускается одновременное движение. Однако при срыве одного из участников его трудно удержать. Испытания комиссией УИАА показали, что даже на некрутых склонах (до 25—30°) достаточно незначительной силы, чтобы сдернуть идущего первым в связке. Величина этого усилия оказалась неожиданно низкой — всего около 5 кг (рис. 99).

 

 

 

Рис. 99 Испытание усилий ври срыве ведущего нижним партнером связки

 

 

 

Рис. 100. Порядок движения связки из двух человек



Связки состоят из 2 или 3 человек. На закрытых ледниках иногда в одной связке бывает 4 человека. При попеременной страховке наиболее рациональна связка-двойка. Она обеспечивает максимальную быстроту движения, оперативность в работе с веревкой, удобное и рациональное размещение партнеров на

опасных участках. Вышедший вперед альпинист, проложив цепочку ступеней в длину веревки с учетом резерва на протравливание, делает два-три шага в сторону и организует пункт страховки одним из описанных выше способов. Здесь он принимает партнера, который, поднявшись, не задерживается, а продолжает подъем, принимая на себя роль ведущего в связке (рис. 100). Подобная схема движения продолжается до окончания подъема по склону. При подъеме зигзагом пункт страховки организуется в местах изменения направления движения.

Связка-тройка более надежна при движении по закрытому леднику или на гребне с карнизами, но скорость ее будет ниже, чем у двойки. Для тройки есть несколько вариантов передвижения.

Первый вариант (рис. 101). Альпинисты №3 и № 2 организуют страховку альпинисту № 1, который, пройдя веревку, отходит на

3—5 шагов в сторону и, подготовив площадку, организует страховку. Затем № 2, привязавшись к веревке схватывающим узлом (узлом Бахмана) и отстегнувшись от связочной веревки, идет наверх по готовым ступеням к № 1, используя закрепленную веревку как перильную. В это время № 3 обеспечивает закрепление нижней части перил через свой ледоруб. Подойдя к № 1, № 2 начинает страховать поднимающегося № 3, который, пройдя мимо них, становится направляющим в связке, его страхует № 2, а того— № 1. Затем порядок работы связки повторяется.

Второй вариант (рис. 102). На менее крутых склонах возможен вариант одновременного движения двух альпинистов, в то время как третий выполняет роль страхующего. Порядок движения следующий: № 3 уходит вверх, его страхует № 2, а того — № 1. После того как № 3 становится на страховку, по готовым следам поднимаются один за другим № 2 и № 1. Подойдя к месту страховки, № 2 становится рядом с № 3, а № 1 продолжает движение вверх, пробивая ступени. Его страхует № 2. Этот способ быстрее первого варианта, но менее надежен.

Третий вариант (рис. 103). На коротких, но крутых участках более надежен третий вариант. Здесь среднего в связке № 2 одновременно страхуют № 1 и № 3. Когда № 2 подготовил площадку, он страхует поднимающегося по его следам № 3, а его самогонаряду с самостраховкой страхует № 1. После того как № 3 выходит на длину половины веревки и организует страховку № 1, начинает движение № 1. Пройдя по следам на всю длину веревки, он становится рядом с № 3, вместе с которым принимают №2.
Все три варианта, а также их комбинации используются при подъеме зигзагом. Во всех случаях необходимо следить, чтобы альпинисты не располагались друг над другом.

Страхующие тоже должны смотреть, чтобы веревка между ними и страхуемым не имела значительной слабины. Это исключит динамический рывок на точку страховки, и страхующему придется удерживать только вес партнера.

Передвижение по закрытым ледникам, особенно заснеженным, представляет реальную угрозу: замаскированные снегом трещины являются потенциальной ловушкой. Обязательно двигаться в связках. На закрытом леднике с повышенной опасностью падения следует подготовить аварийную систему (рис. 104). Это одна или две петли из репшнура, которые привязывают схватывающим узлом к основной веревке на 30—50 см выше грудной обвязки. Петли пропускают под ремень грудной обвязки и убирают в карманы куртки или брюк. Если альпинист попал в трещину, он должен на концах петель сделать стремена, в крайнем случае, просто встав в петли, снять нагрузку с грудной обвязки. Определенным образом следует подготовить и связочную веревку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..