XI. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ
Начинающий альпинист обязан помнить, что, вступая в мир гор с
целью их покорения, он должен быть физически сильным, гармонично
развитым, полезным членом альпинистского коллектива, что
недостаточные тренированность и подготовленность могут быть
причинами совершенно не предсказуемых в горах личных бед и
неприятностей.
Основой спортивной тренировки является общая физическая
подготовка (ОФП). Причем чем выше уровень ОФП, тем теснее связь
с повышением общего уровня функциональных возможностей
организма. Кроме того, в процессе занятий физическими
упражнениями у спортсмена воспитываются необходимые в альпинизме
моральные и волевые качества: организованность, сознательная
дисциплина, инициативность и находчивость. Преодолевая в
процессе тренировок больший или меньший уровень трудности и
физических нагрузок, спортсмен воспитывает в себе решительность
и настойчивость, смелость и мужество. А если инструктор или
тренер, проводящий эти занятия, будет грамотно создавать систему
регуляции нагрузок, повышенного интереса к ним, то решение
задачи достижения высокого спортивного уровня будет проходить
быстрее и качественнее.
Следует отметить два направления в общей физической подготовке,
бытующих в настоящее время у ряда ведущих тренеров альпинистских
коллективов. Одни отрицают значение ОФП, направленной на
развитие и укрепление физической подготовки в основном периоде
тренировок — до выезда в горы, и ставят специальную техническую
подготовку на первое место. Другие, чрезмерно увлекаясь накачкой
силы, утверждают, что технику альпинизма можно доработать в
горах.
Частично и те и другие правы, но в главном принимают ошибочные
решения. Для одних в горах появляется необходимость отработки
тех технических мелочей, которые с успехом можно было
натренировать в основном периоде. Другие, приехав в горы без
достаточной физической подготовки, сами по себе ставят под
сомнение успех мероприятия. И те и другие теряют главное — то
драгоценное время для восхождений, которого и так недостаточно
во время отпуска. Но самое главное — и в
том и в другом случае под угрозу будет поставлена безопасность
участников.
Для альпинистов важна как общая, так и специальная подготовка.
Первая служит базой для второй, последняя помогает овладеть
техническим арсеналом приемов альпинизма. В этой связи
появляется необходимость соблюдения соотношения их содержания в
зависимости от общего времени занятия альпинизмом. Основное
здесь — постепенное возрастание удельного веса специальной
подготовки по мере совершенствования спортсмена. Причем очень
часто общую физическую подготовку можно переводить в специальную
— наполнять учебный процесс физическими упражнениями, которые
имеют сходство с техническими приемами альпинизма.
Тренировка альпиниста должна планироваться и осуществляться в
прямой зависимости от его квалификационного уровня и немножко
выше. Любой тренировочный процесс должен быть подчинен
выполнению требований единства воспитания и обучения. Эти
требования четко согласуются с общепедагогическими принципами:
воспитывающего обучения, сознательности, активности и
систематичности.
Принцип сознательности. Спортсмен должен понимать, что и зачем
он делает, что он ожидает от занятий альпинизмом вообще и
насколько он готов быть полезен альпинистскому коллективу в
частности. Сознательное овладение приемами техники и
тактическими навыками должно показать их конечную цель и заодно
научить умению оценивать результаты своих тренировок. Любая
тренировочная работа может иметь как промежуточную, так и
отдаленную цель. Отдаленная цель для молодого альпиниста —
достижение спортивного мастерства через несколько лет
тренировки. Ближайшая — достичь определенного уровня подготовки
в развитии силы, выносливости и т. п. Каждое занятие и
тренировка должны иметь свою цель. Все цели должны быть
взаимосвязаны. Принцип сознательности предусматривает активную
роль тренера или инструктора, побуждающих учеников анализировать
свои тренировки.
Принцип активности, тесно связываясь с принципом сознательности,
предполагает активность и творчество в тренировочном процессе,
проявление самостоятельности и настойчивости в достижении
поставленной цели.
Принцип систематичности. Тренировочный процесс должен проходить
не только регулярно, по и соответствовать определенной системе.
Это прежде всего: повторение упражнений, постепенность в
овладении техническими приемами и равномерное нарастание
физических нагрузок. Систематичность важна для повышения
функциональных данных спортсмена. Постепенность в тренировках
дает положительные результаты в развитии физических данных,
способствует общему повышению работоспособности организма,
улучшает координацию движений. На основе принципа
систематичности строится весь тренировочный процесс.
Планирование тренировок должно соответствовать возможностям
спорт»
смена, учитывать условия его работы и
свободного времени. Поэтому недельные, месячные, годовые объемы
тренировок, являясь основой многолетнего планирования, должны
учитывать постепенность возрастания и соответствовать конечным
целям учебно-тренировочного процесса.
Общая физическая подготовленность должна учитывать, насколько
организм человека готов к выполнению тяжелой и длительной
физической работы. В этой связи тренировочные упражнения, с
одной стороны, должны быть ориентированы на морфологические и
структурные изменения в тканях и органах, направленные на рост
мышечной массы, антропометрических данных, объема легких,
укрепление связочного аппарата и т. п., с другой — на
совершенствование функциональных характеристик организма: силы и
подвижности нервных процессов, интенсивности обменных и
энергетических реакций, пластичности, адаптации к внешним
условиям. Обе эти стороны физического развития взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
Задачей специальной физической подготовки становится в основном
совершенствование двигательных качеств — силы, быстроты,
выносливости, ловкости в форме двигательных навыков,
соответствующих технике альпинизма.
Упражнения и системы упражнений, направленные на развитие
физических качеств, могут быть с успехом позаимствованы из
других видов спорта, где они детально разработаны и проверены.
Следует лишь обеспечить их соответствие требованиям, целям и
возможностям конкретного альпинистского коллектива.
При календарном планировании такой подготовки нужно соблюдать
принцип повторности, обеспечивающий последовательное наслаивание
достигаемых результатов правильным сочетанием многократных
нагрузок с восстановительными интервалами; принцип
постепенности, т. е. систематическое нарастание трудности,
интенсивности и длительности нагрузок, и принцип
индивидуализации, учитывающий возрастные и половые различия,
бытовые и социальные условия, уровень физического развития.
Все приведенные принципы и условия реализуются только в их
полной взаимосвязи и представляют разные стороны единого
процесса воспитания и обучения. Имеются и другие условия, без
выполнения которых качество тренировок не может быть
полноценным: соблюдение тренировочного режима, педагогический и
врачебный контроль, самоконтроль тренирующегося.
Планируя занятия, следует принимать во внимание весьма
специфическую особенность, присущую движениям альпиниста в
/горах: в альпинизме, как правило, нет быстрых, резких движений;
!для исполнения технических приемов альпинисту присущи
сравнительно медленные, плавные, каждый раз строго рассчитанные
движения. Редкие в практике лазанья быстрые движения бывают
скорее всего связаны главным образом с какой-либо опасностью:
кратковременной потерей равновесия, проскальзыванием и т. п.
Отдельные быстрые движения возможны не только в момент
опасности, но и для того, чтобы предотвратить эту опасность.
|