ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

 

XI. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ
 


ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТОВ

 


Начинающий альпинист обязан помнить, что, вступая в мир гор с целью их покорения, он должен быть физически сильным, гармонично развитым, полезным членом альпинистского коллектива, что недостаточные тренированность и подготовленность могут быть причинами совершенно не предсказуемых в горах личных бед и неприятностей.

Основой спортивной тренировки является общая физическая подготовка (ОФП). Причем чем выше уровень ОФП, тем теснее связь с повышением общего уровня функциональных возможностей организма. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями у спортсмена воспитываются необходимые в альпинизме моральные и волевые качества: организованность, сознательная дисциплина, инициативность и находчивость. Преодолевая в процессе тренировок больший или меньший уровень трудности и физических нагрузок, спортсмен воспитывает в себе решительность и настойчивость, смелость и мужество. А если инструктор или тренер, проводящий эти занятия, будет грамотно создавать систему регуляции нагрузок, повышенного интереса к ним, то решение задачи достижения высокого спортивного уровня будет проходить быстрее и качественнее.

Следует отметить два направления в общей физической подготовке, бытующих в настоящее время у ряда ведущих тренеров альпинистских коллективов. Одни отрицают значение ОФП, направленной на развитие и укрепление физической подготовки в основном периоде тренировок — до выезда в горы, и ставят специальную техническую подготовку на первое место. Другие, чрезмерно увлекаясь накачкой силы, утверждают, что технику альпинизма можно доработать в горах.

Частично и те и другие правы, но в главном принимают ошибочные решения. Для одних в горах появляется необходимость отработки тех технических мелочей, которые с успехом можно было натренировать в основном периоде. Другие, приехав в горы без достаточной физической подготовки, сами по себе ставят под сомнение успех мероприятия. И те и другие теряют главное — то драгоценное время для восхождений, которого и так недостаточно

во время отпуска. Но самое главное — и в том и в другом случае под угрозу будет поставлена безопасность участников.

Для альпинистов важна как общая, так и специальная подготовка. Первая служит базой для второй, последняя помогает овладеть техническим арсеналом приемов альпинизма. В этой связи появляется необходимость соблюдения соотношения их содержания в зависимости от общего времени занятия альпинизмом. Основное здесь — постепенное возрастание удельного веса специальной подготовки по мере совершенствования спортсмена. Причем очень часто общую физическую подготовку можно переводить в специальную — наполнять учебный процесс физическими упражнениями, которые имеют сходство с техническими приемами альпинизма.

Тренировка альпиниста должна планироваться и осуществляться в прямой зависимости от его квалификационного уровня и немножко выше. Любой тренировочный процесс должен быть подчинен выполнению требований единства воспитания и обучения. Эти требования четко согласуются с общепедагогическими принципами: воспитывающего обучения, сознательности, активности и систематичности.

Принцип сознательности. Спортсмен должен понимать, что и зачем он делает, что он ожидает от занятий альпинизмом вообще и насколько он готов быть полезен альпинистскому коллективу в частности. Сознательное овладение приемами техники и тактическими навыками должно показать их конечную цель и заодно научить умению оценивать результаты своих тренировок. Любая тренировочная работа может иметь как промежуточную, так и отдаленную цель. Отдаленная цель для молодого альпиниста — достижение спортивного мастерства через несколько лет тренировки. Ближайшая — достичь определенного уровня подготовки в развитии силы, выносливости и т. п. Каждое занятие и тренировка должны иметь свою цель. Все цели должны быть взаимосвязаны. Принцип сознательности предусматривает активную роль тренера или инструктора, побуждающих учеников анализировать свои тренировки.

Принцип активности, тесно связываясь с принципом сознательности, предполагает активность и творчество в тренировочном процессе, проявление самостоятельности и настойчивости в достижении поставленной цели.

Принцип систематичности. Тренировочный процесс должен проходить не только регулярно, по и соответствовать определенной системе. Это прежде всего: повторение упражнений, постепенность в овладении техническими приемами и равномерное нарастание физических нагрузок. Систематичность важна для повышения функциональных данных спортсмена. Постепенность в тренировках дает положительные результаты в развитии физических данных, способствует общему повышению работоспособности организма, улучшает координацию движений. На основе принципа систематичности строится весь тренировочный процесс. Планирование тренировок должно соответствовать возможностям спорт»

смена, учитывать условия его работы и свободного времени. Поэтому недельные, месячные, годовые объемы тренировок, являясь основой многолетнего планирования, должны учитывать постепенность возрастания и соответствовать конечным целям учебно-тренировочного процесса.

Общая физическая подготовленность должна учитывать, насколько организм человека готов к выполнению тяжелой и длительной физической работы. В этой связи тренировочные упражнения, с одной стороны, должны быть ориентированы на морфологические и структурные изменения в тканях и органах, направленные на рост мышечной массы, антропометрических данных, объема легких, укрепление связочного аппарата и т. п., с другой — на совершенствование функциональных характеристик организма: силы и подвижности нервных процессов, интенсивности обменных и энергетических реакций, пластичности, адаптации к внешним условиям. Обе эти стороны физического развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Задачей специальной физической подготовки становится в основном совершенствование двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости в форме двигательных навыков, соответствующих технике альпинизма.

Упражнения и системы упражнений, направленные на развитие физических качеств, могут быть с успехом позаимствованы из других видов спорта, где они детально разработаны и проверены. Следует лишь обеспечить их соответствие требованиям, целям и возможностям конкретного альпинистского коллектива.

При календарном планировании такой подготовки нужно соблюдать принцип повторности, обеспечивающий последовательное наслаивание достигаемых результатов правильным сочетанием многократных нагрузок с восстановительными интервалами; принцип постепенности, т. е. систематическое нарастание трудности, интенсивности и длительности нагрузок, и принцип индивидуализации, учитывающий возрастные и половые различия, бытовые и социальные условия, уровень физического развития.

Все приведенные принципы и условия реализуются только в их полной взаимосвязи и представляют разные стороны единого процесса воспитания и обучения. Имеются и другие условия, без выполнения которых качество тренировок не может быть полноценным: соблюдение тренировочного режима, педагогический и врачебный контроль, самоконтроль тренирующегося.

Планируя занятия, следует принимать во внимание весьма специфическую особенность, присущую движениям альпиниста в /горах: в альпинизме, как правило, нет быстрых, резких движений; !для исполнения технических приемов альпинисту присущи сравнительно медленные, плавные, каждый раз строго рассчитанные движения. Редкие в практике лазанья быстрые движения бывают скорее всего связаны главным образом с какой-либо опасностью: кратковременной потерей равновесия, проскальзыванием и т. п. Отдельные быстрые движения возможны не только в момент опасности, но и для того, чтобы предотвратить эту опасность.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..