СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ АЛЬПИНИСТОВ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ АЛЬПИНИСТОВ



Этот метод морально-психологической подготовки также строится на работе с конкретными ситуациями. Но, в отличие от решения психологической задачи, в игре поиск выхода из положения ведется в действии, имитирующем реальный ход событий.

Начинать знакомство с данным методом целесообразно с упрощенных и даже примитивных условных ситуаций, относящихся к жизни в лагере или к первым выходам в горы. Например, трое размещаются на ночлег в палатке, втиснутой на очень неудобном месте. Двое уже легли. Влезает третий и долго возится, но никак не может устроиться. Наконец, он взрывается: «Да двигайтесь же! Совсем мне места не оставили!»

Другой пример. В палатке идут приготовления к ночлегу, и тут снаружи вваливается продрогший, мокрый, весь в снегу последний из ее обитателей, который заканчивал снаружи необходимые работы. Один из альпинистов возмущается: «Куда ты лезешь? Неужели нельзя было отряхнуться снаружи?»

Воспользуемся этими двумя примерами, чтобы обсудить некоторые детали данного метода. Прежде всего необходимо подчеркнуть: участники занятий должны разыгрывать заданный сюжет в соответствии с установками, полученными от руководителя или выработанными коллективно и отражающими учебно-воспитательные задачи игры. Так, разыгрывание приведенных сюжетов

призвано развить у начинающих альпинистов умение разряжать напряженную обстановку в группе, гасить вспыхивающие конфликты. Именно такая задача ставится перед одним из действующих лиц. Его называют субъектом игры. В этом качестве может действовать один или несколько игровых персонажей. Чтобы усложнить достижение основной цели (и повысить тем самым тренирующий потенциал игры), кто-то из действующих лиц должен нагнетать конфликт, используя для этого любую ошибку субъекта, а также пользуясь подачей другого персонажа — одного или нескольких.

Меняя установки (и исполнителей ролей), можно усложнять или облегчать игру. Так, в первом примере функцию «субъекта» можно поручить двоим, лежащим в палатке. Их задача будет состоять в том, чтобы общими силами успокоить третьего. Игра заметно усложнится, если в качестве субъекта останется кто-то один, второй получит установку поддержать и развить конфликт с третьим, а заодно вовлечь в него и субъекта. Можно не сомневаться, что это им легко удастся. Но увлекаться разыгрыванием конфликта не стоит. Как только станет ясно, что субъект проиграл, игру надо остановить и начать сначала или с того места, где он допустил ошибку, дав ему возможность что-то сыграть по-другому. Постепенно поражение субъекта наступает все позже и становится все менее явным.

Распределение установок может быть открытым, известным всем заранее, и скрытым, к тому же изменчивым. Скажем, руководитель игры в тайне от остальных участников и наблюдателей дает задание второму из нашего примера по незаметному сигналу менять свою ориентацию и подыгрывать то субъекту, то третьему. При последующем разборе это задание обязательно раскрывается и комментируется.

Приведем еще несколько сюжетов, отражающих другие стороны альпинистской жизни.

Отделение по гребню морены поднимается к исходному биваку для восхождения. Участница сняла рюкзак и села у тропы. Подходит замыкающий и спрашивает, что случилось. Она отвечает: «Иди, я отдохну и пойду назад». Инструктор впереди с остальными. Кричать, звать его бесполезно: рядом грохочет водопад. Субъект игры—замыкающий.

Самодеятельная группа, поднявшаяся затемно для восхождения, обнаруживает, что дежурные не сумели разжечь примус, который накануне работал нормально. Теперь предстоит выбор: упустить оптимальное время выхода либо отправляться без горячего питания. Субъект — руководитель группы, один или с помощниками.

А вот пример более сложной ситуации.

При восхождении 4 к. с. группа к 14 часам достигла последнего на сегодня места, удобного для бивака. Возникло сомнение — жаль терять полдня. Сергей ссылается на описание — дальше встать негде, все равно потеряем это время на поиски или на организацию ночлега. Николай, более других ратующий за

вуются способности к анализу. Наилучшие результаты дает сочетание методов, особенно с дополнением их групповой дискуссией (например, при решении задач включаются элементы игры, которые становятся предметом общей дискуссии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..