Этот метод морально-психологической подготовки также строится на работе
с конкретными ситуациями. Но, в отличие от решения психологической
задачи, в игре поиск выхода из положения ведется в действии, имитирующем
реальный ход событий.
Начинать знакомство с данным методом целесообразно с упрощенных и даже
примитивных условных ситуаций, относящихся к жизни в лагере или к первым
выходам в горы. Например, трое размещаются на ночлег в палатке,
втиснутой на очень неудобном месте. Двое уже легли. Влезает третий и
долго возится, но никак не может устроиться. Наконец, он взрывается: «Да
двигайтесь же! Совсем мне места не оставили!»
Другой пример. В палатке идут приготовления к ночлегу, и тут снаружи
вваливается продрогший, мокрый, весь в снегу последний из ее обитателей,
который заканчивал снаружи необходимые работы. Один из альпинистов
возмущается: «Куда ты лезешь? Неужели нельзя было отряхнуться снаружи?»
Воспользуемся этими двумя примерами, чтобы обсудить некоторые детали
данного метода. Прежде всего необходимо подчеркнуть: участники занятий
должны разыгрывать заданный сюжет в соответствии с установками,
полученными от руководителя или выработанными коллективно и отражающими
учебно-воспитательные задачи игры. Так, разыгрывание приведенных сюжетов
призвано развить у начинающих альпинистов умение
разряжать напряженную обстановку в группе, гасить вспыхивающие
конфликты. Именно такая задача ставится перед одним из действующих лиц.
Его называют субъектом игры. В этом качестве может действовать один или
несколько игровых персонажей. Чтобы усложнить достижение основной цели
(и повысить тем самым тренирующий потенциал игры), кто-то из действующих
лиц должен нагнетать конфликт, используя для этого любую ошибку
субъекта, а также пользуясь подачей другого персонажа — одного или
нескольких.
Меняя установки (и исполнителей ролей), можно усложнять или облегчать
игру. Так, в первом примере функцию «субъекта» можно поручить двоим,
лежащим в палатке. Их задача будет состоять в том, чтобы общими силами
успокоить третьего. Игра заметно усложнится, если в качестве субъекта
останется кто-то один, второй получит установку поддержать и развить
конфликт с третьим, а заодно вовлечь в него и субъекта. Можно не
сомневаться, что это им легко удастся. Но увлекаться разыгрыванием
конфликта не стоит. Как только станет ясно, что субъект проиграл, игру
надо остановить и начать сначала или с того места, где он допустил
ошибку, дав ему возможность что-то сыграть по-другому. Постепенно
поражение субъекта наступает все позже и становится все менее явным.
Распределение установок может быть открытым, известным всем заранее, и
скрытым, к тому же изменчивым. Скажем, руководитель игры в тайне от
остальных участников и наблюдателей дает задание второму из нашего
примера по незаметному сигналу менять свою ориентацию и подыгрывать то
субъекту, то третьему. При последующем разборе это задание обязательно
раскрывается и комментируется.
Приведем еще несколько сюжетов, отражающих другие стороны альпинистской
жизни.
Отделение по гребню морены поднимается к исходному биваку для
восхождения. Участница сняла рюкзак и села у тропы. Подходит замыкающий
и спрашивает, что случилось. Она отвечает: «Иди, я отдохну и пойду
назад». Инструктор впереди с остальными. Кричать, звать его бесполезно:
рядом грохочет водопад. Субъект игры—замыкающий.
Самодеятельная группа, поднявшаяся затемно для восхождения,
обнаруживает, что дежурные не сумели разжечь примус, который накануне
работал нормально. Теперь предстоит выбор: упустить оптимальное время
выхода либо отправляться без горячего питания. Субъект — руководитель
группы, один или с помощниками.
А вот пример более сложной ситуации.
При восхождении 4 к. с. группа к 14 часам достигла последнего на сегодня
места, удобного для бивака. Возникло сомнение — жаль терять полдня.
Сергей ссылается на описание — дальше встать негде, все равно потеряем
это время на поиски или на организацию ночлега. Николай, более других
ратующий за
вуются способности к анализу. Наилучшие результаты
дает сочетание методов, особенно с дополнением их групповой дискуссией
(например, при решении задач включаются элементы игры, которые
становятся предметом общей дискуссии).