ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРАХОВКИ
АЛЬПИНИСТОВ НА УЧЕБНОМ СТРАХОВОЧНОМ СТЕНДЕ. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
ПАРТНЕРУ ПО СВЯЗКЕ ПРИ ЕГО СРЫВЕ
Работа альпинистов на страховочном стенде
предусматривает наличие у обучаемых определенного опыта или
навыков в организации нижней страховки, но альпинисты первых
этапов подготовки об этом предмете имеют смутное представление,
И вполне естествен здесь вопрос: когда и как обучать нижней
страховке?
На первом этапе подготовки начинающий альппиист только
знакомится с минимальным набором технических приемов, да и
горный рельеф, по которому он в этот период передвигается, не
требует большего. Но минимума сведения о предмете,
предусмотренного программой обучения, явно недостаточно для
работы на стенде.
А во второй год альпинистской практики альпинист напрямую
сталкивается с необходимостью применения данного приема
страховки. Более того, в программу обучения этого
квалификационного уровня введены практические занятия по технике
передвижения по скалам в связках с максимальным приближением к
условиям восхождений. Именно здесь наметился разрыв между
требованиями программы и возможностями их выполнения. К
сожалению, сегодня не многие знают, как на данном уровне
альпинистской подготовки обучать этому.
Нам представляется, что на уровне низовых коллективов
физкультуры, в секциях и альпинистских клубах этот вопрос можно
решить за счет целенаправленной работы по скалолазанию. Но не
столько обучая «беганию» по скалам, сколько вводя в начальную
скалолазную подготовку элементы нижней страховки, знакомя с ее
принципами и особенностями.
В практику работы по обучению скалолазов на учебно-спортивных
альпинистских базах необходимо ввести корректировку в скальный
раздел обучения при выполнении нормативов III разряда. А
именно—первый день занятий по скальной технике разделить на две
части. Первую половину дня посвятить отработке приемов
индивидуальной техники и освоению правил скалолазания с верхней
страховкой, а вторую — лазанью по скалам с нижней страховкой.
Занятия следует проводить на невысоких скальных участках (не
выше 5—7 м) примерно 2—3 к. с. с разнообразным рельефом для
лазанья. Места занятий оборудуются соответствующим образом.
Внизу, на полке или прямо на траве, у начала маршрута подъема
должна быть стандартная точка нижней страховки с 2— 3 забитыми
крючьями — для страховки и самостраховки. Первый от страхующего
крюк в страховочной цепи должен быть забит не выше (и ие ниже)
3,5—4 м, чтобы страхующий имел возможность удержать лидера по
связке в случае его срыва или просто проскальзывания и не упал
на полку или склон (рис. 53). Все последующие крючья должны быть
расположены на расстоянии не более 1,5—2 м между ними, а в
учебных целях и для приобретения навыков работы с веревкой это
расстояние можно и уменьшать. Одним словом, чем больше удастся
набить крючьев на таком участке, тем лучше для набора опыта.
Именно в ходе таких занятий удается привить первые навыки и
представления о принципах нижней страховки, порядке действий
страхующего по организации этой страховки, порядке работы с
веревкой и подготовиться к более сложным по своим задачам
занятиям на страховочном стенде.
Две части занятий — нижняя страховка и приемы работы на стенде
по организации динамической страховки — могут быть успешно
соединены и дадут больший эффект. Однако такое совмещение
возможно, если страховочный стенд сооружен на естественном—
скальном рельефе. Там же, где скалы расположены неподалеку от
города, подобного совмещения и не потребуется —то будет
нормальный процесс на естественном рельефе, в условиях, обычных
для лазанья и применения нижней страховки.
Для более опытных разрядников такой уровень обучения нижней
страховке недостаточен, что подтверждает практика работы на
страховочных стендах. Но чтобы не делать разрыва в
последовательности изложения, мы предлагаем порядок занятий и
рекомендуем небольшой набор упражнений для работы на стенде
различных квалификационных уровней.
|