Работа альпинистов на страховочном стенде

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРАХОВКИ АЛЬПИНИСТОВ НА УЧЕБНОМ СТРАХОВОЧНОМ СТЕНДЕ. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПАРТНЕРУ ПО СВЯЗКЕ ПРИ ЕГО СРЫВЕ

 

 

Работа альпинистов на страховочном стенде предусматривает наличие у обучаемых определенного опыта или навыков в организации нижней страховки, но альпинисты первых этапов подготовки об этом предмете имеют смутное представление, И вполне естествен здесь вопрос: когда и как обучать нижней страховке?

На первом этапе подготовки начинающий альппиист только знакомится с минимальным набором технических приемов, да и горный рельеф, по которому он в этот период передвигается, не требует большего. Но минимума сведения о предмете, предусмотренного программой обучения, явно недостаточно для работы на стенде.

А во второй год альпинистской практики альпинист напрямую сталкивается с необходимостью применения данного приема страховки. Более того, в программу обучения этого квалификационного уровня введены практические занятия по технике передвижения по скалам в связках с максимальным приближением к условиям восхождений. Именно здесь наметился разрыв между требованиями программы и возможностями их выполнения. К сожалению, сегодня не многие знают, как на данном уровне альпинистской подготовки обучать этому.

Нам представляется, что на уровне низовых коллективов физкультуры, в секциях и альпинистских клубах этот вопрос можно решить за счет целенаправленной работы по скалолазанию. Но не столько обучая «беганию» по скалам, сколько вводя в начальную скалолазную подготовку элементы нижней страховки, знакомя с ее принципами и особенностями.

В практику работы по обучению скалолазов на учебно-спортивных альпинистских базах необходимо ввести корректировку в скальный раздел обучения при выполнении нормативов III разряда. А именно—первый день занятий по скальной технике разделить на две части. Первую половину дня посвятить отработке приемов индивидуальной техники и освоению правил скалолазания с верхней страховкой, а вторую — лазанью по скалам с нижней страховкой.

Занятия следует проводить на невысоких скальных участках (не выше 5—7 м) примерно 2—3 к. с. с разнообразным рельефом для лазанья. Места занятий оборудуются соответствующим образом. Внизу, на полке или прямо на траве, у начала маршрута подъема должна быть стандартная точка нижней страховки с 2— 3 забитыми крючьями — для страховки и самостраховки. Первый от страхующего крюк в страховочной цепи должен быть забит не выше (и ие ниже) 3,5—4 м, чтобы страхующий имел возможность удержать лидера по связке в случае его срыва или просто проскальзывания и не упал на полку или склон (рис. 53). Все последующие крючья должны быть расположены на расстоянии не более 1,5—2 м между ними, а в учебных целях и для приобретения навыков работы с веревкой это расстояние можно и уменьшать. Одним словом, чем больше удастся набить крючьев на таком участке, тем лучше для набора опыта.
Именно в ходе таких занятий удается привить первые навыки и представления о принципах нижней страховки, порядке действий страхующего по организации этой страховки, порядке работы с веревкой и подготовиться к более сложным по своим задачам занятиям на страховочном стенде.

Две части занятий — нижняя страховка и приемы работы на стенде по организации динамической страховки — могут быть успешно соединены и дадут больший эффект. Однако такое совмещение возможно, если страховочный стенд сооружен на естественном— скальном рельефе. Там же, где скалы расположены неподалеку от города, подобного совмещения и не потребуется —то будет нормальный процесс на естественном рельефе, в условиях, обычных для лазанья и применения нижней страховки.

Для более опытных разрядников такой уровень обучения нижней страховке недостаточен, что подтверждает практика работы на страховочных стендах. Но чтобы не делать разрыва в последовательности изложения, мы предлагаем порядок занятий и рекомендуем небольшой набор упражнений для работы на стенде различных квалификационных уровней.

 

 

 

 

 


Рис, 53, Схема организации учебного места при разучивании приемов нижней страховки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..