вернемся к потерям времени на маршруте

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АЛЬПИНИЗМОМ

 

Но вернемся к потерям времени на маршруте. Мы часто забываем о мелочах, вроде о них на первый взгляд и говорить нечего. Но так ли это? Кто из нас, к примеру, контролировал свои действия по организации точки страховки напарнику по связке во время восхождения? А те же действия во время учебных занятий? Контрольные проверки показали, что на эту операцию почти каждый разрядник тратит 8—12 лишних минут. А если представить, что общая протяженность маршрута 800 м, это как минимум 20 пунктов страховки. Таким образом, к времени, необходимому для нормального прохождения маршрута, добавляется примерно 3 дополнительных часа работы, усталости, потери графика движения. Еще примеры. Сколько времени тратится на осмотр и выбор пути? На поиск места для страховки? На подбор трещины к крюку? Одни манипуляции со страховочной веревкой, навешиванием и снятием карабинов, лесенок и оттяжек при отсутствии определенных навыков съедают не менее 10% рабочего времени. Как ни покажется странным, но это происходит еще и потому, что альпинисты не тренируют работу левой руки! Здесь же следует вспомнить и о разборке запутанной веревки, которую, выбирая, страхующий кое-как бросает себе под ноги. Но все перечисленное имеет отношение не столько к потере времени, хотя и это немаловажно, сколько через все это и к потере уверенности, к созданию своеобразного запаса времени, внутри которого альпинист может оказаться в крайне тяжелом и опасном положении. Например, остаться без страховки, выполнять технические приемы находясь в крайне неудобном положении и т. п. В конце концов все это означает одно: непроизвольно появляется больше ситуаций повышенной опасности из-за неумелых действий самого альпиниста или отсутствия у него уверенных навыков.

И еще один парадокс: снижение уровня безопасности возможно даже при страховке напарника по связке. Более половины времени, необходимого на прохождение лидером маршрута, его напарник (страхующий) стоит на одном месте, порой в неудобном положении, нередко в висячем, на лесенках. Практика показывает: в подавляющем большинстве случаев он находится в расслабленном состоянии. Эта уже сама по себе ошибка со стороны страхующего при стечении обстоятельств может тяжело сказаться в случае срыва партнера по связке.

Анализ ЧП, происшедших со срывом всей связки, свидетельствует: нестабильное положение страхующего, его неподготовленность к мгновенной реакции на срыв партнера или изменение ситуации в страховочной цепи приводят к обрыву обоих партнеров связки.

От того, как будет расходоваться на маршруте время, оно будет иметь если не основное, то решающее значение в успехе восхождения. Достижение вершины во многом зависит от избранного пути. Конечно, чем он прямее, тем короче по времени. Но и здесь скрыт элемент неравноценности такого определения. Если

кратчайший путь идет по сильно разрушенным скалам, а чуть п стороне от намеченного пути есть монолитный, но технически более сложный участок маршрута-—по какому из них идти? Выбор должен определяться степенью безопасности каждого. Не так уж редки случаи, когда из-за утомления группа, не отдавая себе отчета о грозящей опасности, предпочитает рисковать, вместо того чтобы пройти более длинным путем —на несколько минут или часов, но исключить опасный вариант.

Рассматривая различные стороны повышения безопасности альпинистских восхождений, нельзя оставить в стороне разговор о безопасности спуска с вершины после ее достижения. И здесь есть привычный стереотип: на пути к вершине перед альпинистом встают основные трудности, значит, и подъем на вершину опаснее спуска. Ведь спуск в абсолютном большинстве случаев проходит по маршруту на несколько категорий сложности ниже, чем собственно подъем на вершину, а это, в свою очередь, означает одно: опасностей здесь гораздо меньше, значит, можно и расслабиться, и темп взвинтить, и внимание на страховку уже не то...

Но как много в этом отношении к спуску с вершины предвзятого, надуманного! Представление о кажущейся простоте спуска с вершины до сих пор собирает свой печальный урожай.

На подъем по любому маршруту—будь то «единичка» или
6 к. с.—приходится 4/5 технических препятствий. На спуск остается 1/5- Если смотреть только на соотношение этих цифр, тогда стереотип подтвержден. Но на 1/5 технических сложностей спуска приходится до половины ЧП, а в отдельные годы этот процент поднимается до 70%! Почему так происходит?

Ответов много. Мы постараемся выбрать из этого многообразия наиболее характерно очерчивающие проблему:

достигнув вершины, альпинисты тем самым выполнили основную задачу и к спуску относятся более чем невнимательно;

на спуске техническая простота маршрута, намного уступая подъему, вносит дезорганизующий момент, и альпинист забывает о том, что трудности на спуске все же есть и относиться к ним надо так же серьезно, как и к сложностям подъема на вершину; спускаются достаточно часто одновременным движением связок я группы в целом. Такой способ — а он обычно предполагает и высокий темп — требует высокого уровня выполнения приемов страховки и самостраховки при проскальзывании. Именно здесь и происходит нестыковка — темп велик, и обращать внимание на страховку просто нет времени;

участники забывают об ответственности спускающегося последним, в то время как его ответственность практически равна ответственности первого на подъеме;

на спуске чаще срывается последний, особенно на снежно-ледовом рельефе; для последнего сложнее организовать страховку; за ним чаще всего не наблюдают, а он забывает, что должен страховать самого себя;

при движении вниз применяются технические приемы, предусматривающие спуск по закрепленной веревке (дюльфер, спортивный способ, перила). На спуске по закрепленной веревке скорость движения вниз намного выше, чем при подъеме. Ошибки здесь происходят именно из-за этого: при перестегивании с веревки на веревку в начале спуска, когда особенно нужно внимание («А как я пристегнулся к спусковой веревке?»), отстегивание от спусковой веревки до налаживания самостраховки, при продергивании веревок по окончании спуска и т. п.;

пренебрежительно относятся к усталости на маршруте (ранний выход с исходного бивака, достижение в тот же день вершины и связанное с этим настроение на быстрый спуск и возвращение в базовый лагерь даже в темноте);

пренебрегают изменяющимся в течение дня состоянием горного рельефа: подтаивание снега, сход камней, ледовые обвалы. Все эти изменения характерны для полудня, когда альпинисты могут начинать спуск, во время которого они всегда находятся спиной к возможным зонам опасности;

чаще всего допускается ошибка задолго до выхода на маршрут: редко какая группа, готовя маршрут восхождения, уделяет в тактическом плане внимание особенностям спуска, его характерным ориентирам, вариантам отхода и изменения пути, и как естественное продолжение одной ошибки появление следующей — в тактическом плане полностью отсутствуют запланированные меры безопасности, характерные именно для спуска и именно по данному пути!

Еще одна классическая ситуация, столь часто приводящая к возникновению аварийной ситуации,— так называемые легкие места на маршруте восхождения. При выходе на такие участки альпинист обязан помнить, что, если есть опасность срыва, падения или даже проскальзывания, а самозадержание сомнительно, значит, здесь нужна страховка!

На практике гораздо труднее предугадать опасность легких мест, чем увидеть опасность на технически сложном участке маршрута. На сложных местах опасность, образно говоря, лежит на поверхности, а на легких — опасности скрыты. Вовремя распознать эти скрытые опасности и принять необходимые меры безопасности— в этом и заключается истинное тактическое мастерство альпиниста.

 



На рис. 25 приведена именно такая ситуация. Группа, поднимаясь по простому снежному склону в направлении перемычки, предварительно не разведала (не осмотрела, не проконсультировалась) состояния противоположного склона. Видимый впереди путь не вызывает тревоги и не представляется опасным. Выйдя на гребень перемычки и расположившись там для отдыха, группа, ничего не подозревая, оказывается в опаснейшей ситуации — на критической точке карниза.

Как тут не вспомнить слова болгарского исследователя проблем безопасности в горах Б. Маринова: «Для попадающих в аварийную ситуацию характерны отсутствие предвидения, недостаточная внимательность, неправильные действия в момент, предшествующий несчастью. Эти факторы в значительной степени исключают

возможность учета реально существующей опасности, а именно в нем и состоит главное в безопасном передвижении в горах. Перед каждым потенциально опасным местом всегда нелишне остановиться, оценить условия и наметить дальнейшие действия».

Именно так — остановиться и подумать. А чтобы уметь предвидеть возможные изменения условий, каждому альпинисту необходим минимум знаний данного предмета, тем более что изучение мер безопасности — неотъемлемая часть учебного процесса. В зависимости от целей, стоящих перед человеком, начинающим работу в горах, изучение мер безопасности можно вести в следующих направлениях:

изучение общих закономерностей, на которых основываются эти меры;

изучение мер безопасности, непосредственно связанных с направлением деятельности человека в горах;

изучение конкретных мер безопасности, связанных с различными особенностями гор, техникой передвижения по рельефу и особенностями характера человека.

Главной же целью изучения мер безопасности остается формирование правильного понимания сущности и необходимости их применения в условиях нахождения человека в высокогорной зоне.
Природа альпинизма такова, что единственно надежным исходным материалом для обучения безопасному поведению и передвижению в горах является печальный опыт предшественников, допустивших в критической ситуации роковую ошибку.
 

 

 

 

 

Рис. 25. Опасность снежного карниза

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..