Практика контроля за работой

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АЛЬПИНИЗМОМ

 

 

Практика контроля за работой молодых спортсменов на маршрутах восхождений показывает, что они далеко не всегда и не лучшим образом применяют знания, полученные на занятиях. И здесь имеется сложная для восприятия ситуация: занятия эти там, внизу, а на восхождении, и особенно если рядом нет инструктора,— совсем другое. Вот почему так часто они медлительны при организации страховки и взаимодействия связок. Очень много времени тратится на осмотр и выбор пути, его обработку и подготовку для движения по нему остальных участников группы А такие приемы, как смена лидера в связке, организация массовой страховки, съедают так много времени, что невольно возникает вопрос: чему же их учили на занятиях? Видимо, такие ошибки происходят потому, что практические занятия проводились по шаблонной схеме, без конкретизации разучиваемых приемов применительно к практике восхождений.

Те же проверки показали, что на собственно движение от одной точки страховки до другой затрачивается очень мало чистого времени. И как следствие возникает вопрос: так ли уж нужна собственно скорость движения лидера-одиночки, если и он и остальные участники не могут соответствовать успеху восхождения

уверенными действиями по организации страховки, взаимодействию связок и т. д.?

Как всегда, одна ошибка рождает другую. Так, неумение организовывать на маршруте взаимодействие связок и желание сократить время приводят к увлечению лазаньем по закрепленной веревке—перилам. Наивно полагая, что это лучшая альтернатива отсутствию навыка в других способах движения по маршруту, альпинисты где надо и не надо закрепляют веревку и по очереди идут по ней наверх, собираются там кучкой, выпускают лидера вперед, снова ждут закрепленной веревки, и так до тех пор, пока с удивлением не обнаружат, что график нарушен, тактический план скомкан и нет возможности все исправить. Грядет темнота, бивак организовать негде... И как итог-—неустроенная, без горячей пищи и нормального отдыха, холодная ночевка. А рано утром, невыспавшиеся и не отдохнувшие, альпинисты уходят наверх по маршруту. Так и возникает в группе ситуация, которая легко может привести к беде.

Таким образом, мы подошли к одному из тактических понятий— времени, но с позиции обеспечения безопасности. Время — фактор, главным образом зависящий от поставленной цели. Здесь и рельеф, и уровень подготовки каждого и группы в целом, и их отношение к понятию «скорость движения по маршруту».

Скорость—это главным образом не быстрое лазанье. Это скорее быстрое, последовательное и грамотное чередование приемов, необходимых в каждом конкретном случае. Для спортсменов III и II разрядов такое определение имеет первостепенное значение, ибо на этих уровнях спортивной подготовки закладываются основы правильного отношения к основным понятиям в альпинизме. А достижение уверенного уровня технической, тактической и психологической подготовки возможно только во время учебного процесса. Но именно на этих этапах обучения альпинизму чаще всего замечается нежелание учиться и отмечается стремление к быстрейшему набору вершин по категориям сложности для выполнения разрядных норм.

Обратимся к статистике несчастных случаев с данной категорией спортсменов, утверждающей, что на маршрутах 3 к. с., где разрядник вплотную сталкивается с реальными трудностями, требующими реальной, а не учебной страховки и самостоятельного выбора маршрута, чаще всего происходят аварийные ситуации.

Здесь особое значение приобретает психологическая перестройка: от учебного к реальному, от роли ведомого к роли руководителя, от самостоятельных решений которого зависит благополучие других. Это весьма серьезная задача, если учесть групповой характер деятельности альпинистов в горах. Во время восхождения каждый участник там, где ему отведено место тактическим планом или возникающей ситуацией, должен выполнять роль лидера — впереди идущего, а руководитель группы на время как бы становится участником. Внутри связок их участники по очереди становятся руководителями своего партнера. А в критической ситуации каждый из них должен быть готов взять на себя

не только управление группой, но и полноту ответственности за действия товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..