VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ ЗАНЯТИЯХ АЛЬПИНИЗМОМ
Практика контроля за работой молодых
спортсменов на маршрутах восхождений показывает, что они далеко
не всегда и не лучшим образом применяют знания, полученные на
занятиях. И здесь имеется сложная для восприятия ситуация:
занятия эти там, внизу, а на восхождении, и особенно если рядом
нет инструктора,— совсем другое. Вот почему так часто они
медлительны при организации страховки и взаимодействия связок.
Очень много времени тратится на осмотр и выбор пути, его
обработку и подготовку для движения по нему остальных участников
группы А такие приемы, как смена лидера в связке, организация
массовой страховки, съедают так много времени, что невольно
возникает вопрос: чему же их учили на занятиях? Видимо, такие
ошибки происходят потому, что практические занятия проводились
по шаблонной схеме, без конкретизации разучиваемых приемов
применительно к практике восхождений.
Те же проверки показали, что на собственно движение от одной
точки страховки до другой затрачивается очень мало чистого
времени. И как следствие возникает вопрос: так ли уж нужна
собственно скорость движения лидера-одиночки, если и он и
остальные участники не могут соответствовать успеху восхождения
уверенными действиями по организации
страховки, взаимодействию связок и т. д.?
Как всегда, одна ошибка рождает другую. Так, неумение
организовывать на маршруте взаимодействие связок и желание
сократить время приводят к увлечению лазаньем по закрепленной
веревке—перилам. Наивно полагая, что это лучшая альтернатива
отсутствию навыка в других способах движения по маршруту,
альпинисты где надо и не надо закрепляют веревку и по очереди
идут по ней наверх, собираются там кучкой, выпускают лидера
вперед, снова ждут закрепленной веревки, и так до тех пор, пока
с удивлением не обнаружат, что график нарушен, тактический план
скомкан и нет возможности все исправить. Грядет темнота, бивак
организовать негде... И как итог-—неустроенная, без горячей пищи
и нормального отдыха, холодная ночевка. А рано утром,
невыспавшиеся и не отдохнувшие, альпинисты уходят наверх по
маршруту. Так и возникает в группе ситуация, которая легко может
привести к беде.
Таким образом, мы подошли к одному из тактических понятий—
времени, но с позиции обеспечения безопасности. Время — фактор,
главным образом зависящий от поставленной цели. Здесь и рельеф,
и уровень подготовки каждого и группы в целом, и их отношение к
понятию «скорость движения по маршруту».
Скорость—это главным образом не быстрое лазанье. Это скорее
быстрое, последовательное и грамотное чередование приемов,
необходимых в каждом конкретном случае. Для спортсменов III и II
разрядов такое определение имеет первостепенное значение, ибо на
этих уровнях спортивной подготовки закладываются основы
правильного отношения к основным понятиям в альпинизме. А
достижение уверенного уровня технической, тактической и
психологической подготовки возможно только во время учебного
процесса. Но именно на этих этапах обучения альпинизму чаще
всего замечается нежелание учиться и отмечается стремление к
быстрейшему набору вершин по категориям сложности для выполнения
разрядных норм.
Обратимся к статистике несчастных случаев с данной категорией
спортсменов, утверждающей, что на маршрутах 3 к. с., где
разрядник вплотную сталкивается с реальными трудностями,
требующими реальной, а не учебной страховки и самостоятельного
выбора маршрута, чаще всего происходят аварийные ситуации.
Здесь особое значение приобретает психологическая перестройка:
от учебного к реальному, от роли ведомого к роли руководителя,
от самостоятельных решений которого зависит благополучие других.
Это весьма серьезная задача, если учесть групповой характер
деятельности альпинистов в горах. Во время восхождения каждый
участник там, где ему отведено место тактическим планом или
возникающей ситуацией, должен выполнять роль лидера — впереди
идущего, а руководитель группы на время как бы становится
участником. Внутри связок их участники по очереди становятся
руководителями своего партнера. А в критической ситуации каждый
из них должен быть готов взять на себя
не только управление группой, но и полноту
ответственности за действия товарищей.
|