VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ
АЛЬПИНИЗМОМ
Во всем многообразии альпинистских дисциплин одно из ведущих
мест занимают вопросы обеспечения безопасности на всех уровнях,
даже на высших ступенях спортивного мастерства. Знание мер
безопасности и умение применять их необходимы альпинисту с
первых же тренировок и практических занятий. В ходе этих занятий
альпинист наряду с отработкой технических приемов приобретает и
опыт в обеспечении безопасности. Техника и теория, тактика и
страховка — все должно быть взаимосвязано.
Именно поэтому определение уровня безопасности при занятиях
альпинизмом заложено в квалификационные уровни подготовки
альпинистов, присутствует в постоянных учебных программах,
предусматривает обязательное наличие инструктора или тренера при
проведении занятий и учебно-тренировочных восхождений. Не малую
роль играют и личная заинтересованность альпиниста в занятиях,
его активность и дисциплина—все это имеет прямое отношение к
вопросам обеспечения безопасности учебного процесса, а в
дальнейшем и восхождений.
Комплекс мероприятий по безопасности при занятиях альпинизмом
условно можно разделить на две части: обеспечение
безопасности во время учебной работы и во время походов и
восхождений. Такое деление условно, ибо меры безопасности при
занятиях на стадионе, когда отрабатываются элементы техники, и
на восхождениях в горах одинаково необходимы.
В начале тренировки или учебных занятий по технике альпинизма, в
независимости от квалификационного уровня обучающихся, следует
соблюдать определенный порядок мероприятий, направленных на
обеспечение безопасности:
проверить наличие снаряжения, необходимого именно для данной
темы занятий:
выбрать места для занятий с учетом программы, намеченной к
отработке на текущий тренировочный день или цикл занятий;
принять меры по безопасности мест проведения занятий: очистить
скалы и маркировать маршруты, организовать постоянные и
временные перила-ограждения, подготовить и оборудовать места для
страховки, проверить наличие забитых крючьев и других точек
закрепления веревок;
определить четкие границы маршрутов или зон действия участников,
связок или группы в целом;
наметить места для демонстрации технических приемов, доступные
для обзора всей группы обучающихся;
наметить места контроля и руководства занятием; распределить
участников по связкам или маршрутам с учетом их сил и
возможностей.
В общих закономерностях методики проведения занятия на различном
горном рельефе значительное место занимают вопросы безопасности,
которые также характерны для тренировок и восхождений;
перед началом практических занятий провести вступительную беседу
с определением их целей и задач;
учитывая, что ошибки в действиях альпиниста в сложных ситуациях
могут привести к тяжелым последствиям, не осваивать новые
приемы, пока не усвоены предыдущие;
очередное занятие начинать с краткого повторения элементов
предыдущего, связывая его с предстоящей темой занятий;
при отработке технических приемов
придерживаться последовательности; демонстрация приема с
объяснением, опробование и исполнение приема, повторение и
совершенствование его с устранением возможных ошибок;
строго соблюдать принцип последовательности обучения. Так, если
обучение новичков приемам работы с веревкой начинать с
разучивания действий альпинистской связки и пропустить приемы
вязки узлов, связывания и закрепления веревки, ее укорачивания и
закрепления на точках страховки, какие меры безопасности они
усвоят при этом;
постоянно соблюдать педагогические принципы обучения:
активности, сознательности, доступности и др.;
следить, чтобы сами занимающиеся понимали свои обязанности в
ходе занятий по соблюдению мер безопасности;
воспитывать способность анализировать собственные ошибки и
ошибки товарищей в процессе занятий.
Прежде чем приступать к показу и отработке технического приема,
тренер или инструктор обязан объяснить, а участник — понять и
усвоить, что весь процесс выполнения приема или серии приемов
подготовлен и обеспечен страховкой, что любой прием, если он
выполняется грамотно, безопасен для обучающихся. Зная, как
срабатывает тот или иной прием на практике, участник прочнее
запоминает его и меньше допускает ошибок.
Если эти условия соблюдаются, можно надеяться, что у участника
не появится чувство страха и сомнения в собственных силах, что,
к сожалению, наблюдается при первых занятиях на рельефе, на
новом для ученика маршруте, когда он не уверен в безопасности
этого маршрута или когда ему непонятен заданный урок.
|