БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АЛЬПИНИЗМОМ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АЛЬПИНИЗМОМ
 


Во всем многообразии альпинистских дисциплин одно из ведущих мест занимают вопросы обеспечения безопасности на всех уровнях, даже на высших ступенях спортивного мастерства. Знание мер безопасности и умение применять их необходимы альпинисту с первых же тренировок и практических занятий. В ходе этих занятий альпинист наряду с отработкой технических приемов приобретает и опыт в обеспечении безопасности. Техника и теория, тактика и страховка — все должно быть взаимосвязано.

Именно поэтому определение уровня безопасности при занятиях альпинизмом заложено в квалификационные уровни подготовки альпинистов, присутствует в постоянных учебных программах, предусматривает обязательное наличие инструктора или тренера при проведении занятий и учебно-тренировочных восхождений. Не малую роль играют и личная заинтересованность альпиниста в занятиях, его активность и дисциплина—все это имеет прямое отношение к вопросам обеспечения безопасности учебного процесса, а в дальнейшем и восхождений.

Комплекс мероприятий по безопасности при занятиях альпинизмом условно можно разделить на две части: обеспечение

безопасности во время учебной работы и во время походов и восхождений. Такое деление условно, ибо меры безопасности при занятиях на стадионе, когда отрабатываются элементы техники, и на восхождениях в горах одинаково необходимы.

В начале тренировки или учебных занятий по технике альпинизма, в независимости от квалификационного уровня обучающихся, следует соблюдать определенный порядок мероприятий, направленных на обеспечение безопасности:

проверить наличие снаряжения, необходимого именно для данной темы занятий:

выбрать места для занятий с учетом программы, намеченной к отработке на текущий тренировочный день или цикл занятий;

принять меры по безопасности мест проведения занятий: очистить скалы и маркировать маршруты, организовать постоянные и временные перила-ограждения, подготовить и оборудовать места для страховки, проверить наличие забитых крючьев и других точек закрепления веревок;

определить четкие границы маршрутов или зон действия участников, связок или группы в целом;

наметить места для демонстрации технических приемов, доступные для обзора всей группы обучающихся;

наметить места контроля и руководства занятием; распределить участников по связкам или маршрутам с учетом их сил и возможностей.

В общих закономерностях методики проведения занятия на различном горном рельефе значительное место занимают вопросы безопасности, которые также характерны для тренировок и восхождений;

перед началом практических занятий провести вступительную беседу с определением их целей и задач;

учитывая, что ошибки в действиях альпиниста в сложных ситуациях могут привести к тяжелым последствиям, не осваивать новые приемы, пока не усвоены предыдущие;

очередное занятие начинать с краткого повторения элементов предыдущего, связывая его с предстоящей темой занятий;

при отработке технических приемов придерживаться последовательности; демонстрация приема с объяснением, опробование и исполнение приема, повторение и совершенствование его с устранением возможных ошибок;

строго соблюдать принцип последовательности обучения. Так, если обучение новичков приемам работы с веревкой начинать с разучивания действий альпинистской связки и пропустить приемы вязки узлов, связывания и закрепления веревки, ее укорачивания и закрепления на точках страховки, какие меры безопасности они усвоят при этом;

постоянно соблюдать педагогические принципы обучения: активности, сознательности, доступности и др.;

следить, чтобы сами занимающиеся понимали свои обязанности в ходе занятий по соблюдению мер безопасности;

воспитывать способность анализировать собственные ошибки и ошибки товарищей в процессе занятий.

Прежде чем приступать к показу и отработке технического приема, тренер или инструктор обязан объяснить, а участник — понять и усвоить, что весь процесс выполнения приема или серии приемов подготовлен и обеспечен страховкой, что любой прием, если он выполняется грамотно, безопасен для обучающихся. Зная, как срабатывает тот или иной прием на практике, участник прочнее запоминает его и меньше допускает ошибок.

Если эти условия соблюдаются, можно надеяться, что у участника не появится чувство страха и сомнения в собственных силах, что, к сожалению, наблюдается при первых занятиях на рельефе, на новом для ученика маршруте, когда он не уверен в безопасности этого маршрута или когда ему непонятен заданный урок.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..