Учебный процесс в альпинизме развивается на основе анализа итогов
обучения. Итоги бывают личные, характеризующие деятельность альпиниста,
и коллективные, от секций и отрядов. По времени итоги бывают
предварительными (весной), промежуточными (в ходе обучения) и сезонными,
В альпинистских организациях подводят итоги и за более длительный
период.
Перед началом летнего сезона в секциях оцениваются итоги
подготовительного периода, на основании чего альпинист получает
рекомендацию на летний сезон. Эти итоги фиксируются в «Зачетной
карточке». Оценивается теоретическая, практическая и физическая
подготовка для установления степени готовности к работе на определенном
этапе, В горах «Зачетная карточка» служит документом предварительного
учета результатов Кстати, в горы часто хотят попасть участники, не
ставящие перед собой или своей группой высоких спортивных задач. Их цель
— побивать в горах, среди своих коллег, сделать несколько восхождений.
Это достойная цель Нужно лишь, чтобы их подготовка соответствовала
задачам, которые они перед собой ставят. В ходе учебного процесса в
горах производится периодическая проверка подготовки и оценка
успеваемости, результаты обсуждаются на разборах циклов занятий и
восхождений. Текущий учет успеваемости, с помощью которого
контролируется процесс обучения, выявляет успехи и недочеты в подготовке
и помогает корректировать обучение.
По итогам сезона на каждого альпиниста составляется
характеристика, где кратко оцениваются личные качества, достигнутые
результаты и перспективы. С начальной подготовки-2 и выше оценки по
различным видам технической и теоретической подготовки вносятся в
«Книжку альпиниста». Новичок получает одну общую оценку, его
характеристика вписывается в удостоверение на значок «Альпинист СССР».
Характеристика альпиниста по итогам сезона содержит оценку его
физической и моральной подготовки, в ней отмечаются умение работать
первым, способность взять на себя ответственность лидера или
организатора, отношение к товарищам, страховке. В конце дается
рекомендация на восхождение определенной сложности, а тем, кто достоин и
готов,— рекомендация на инструкторскую учебу. Из характеристики должно
быть ясно, насколько альпинизм нужен данному человеку и насколько он сам
нужен альпинизму.
Альпинистский коллектив оценивает степень выполнения своих планов и
достижений целей. Анализируются положительные аспекты деятельности и
причины неудач, по результатам корректируются планы на следующий сезон и
на дальнейшую перспективу. Успехи или неудачи почти всегда связаны с
квалификацией и качеством работы инструктора, поэтому кадровые вопросы и
перспективы в этой части должны занимать одно из первых мест при анализе
итогов работы альпинистских коллективов.