План и методика проведения занятия с начинающими
альпинистами «Движение по скалам»
1. Формулируем цель обучения: уметь передвигаться по скалам 1—3 к. с. с
соблюдением мер безопасности.
2. Определяем систему частных задач, реализующих цель:
а) основные правила передвижения по скалам;
б) передвижение по скалам на ногах (ходьба) без опоры — постановка ног
на всю ступню;
в) передвижение лазаньем в разных направлениях;
г) приемы, используемые при лазанье,— на упорах, распорах, захватах,
трении;
д) приемы организации страховки в движении по скалам;
е) плавность и экономичность движений;
ж) зависимость приемов от рельефа.
3. Определяем исходный уровень обучаемых (по предыдущим занятиям):
общефизическая и специальная подготовка соответствует контрольным
нормативам;
знакомы с основными правилами безопасности и поведения человека в горах,
особенностями и опасностями горной природы и рельефа, начальными
сведениями об основах техники альпинизма, средствами и приемами
страховки;
имеют представление о технике страховки.
4. Определяем критерии освоения приемов и правил по частным задачам с
акцентом на вопросах безопасности:
а) назвать, объяснить и применить 8 основных правил передвижения по
скалам;
б) проходить на ногах легкий контрольный участок скал без потери
равновесия;
в) пролезть контрольный участок скал 1—3 к. с. в разных направлениях;
г) показать 4 приема лазанья на участках разного рельефа;
д) продемонстрировать 3 правила лазанья, обеспечивающих безопасность;
е) продемонстрировать 5 правил, обеспечивающих плавность и экономичность
движений.
5. Оценки успеваемости будут выставляться за урок (текущая) и за цикл
занятий (итоговая),
6. Стратегия обучения:
а) вводная командира отряда;
б) первая демонстрация — создание общего впечатления о передвижении по
скалам с комментариями об изучаемых правилах;
в) вторая и третья демонстрация приемов с выделением и подчеркиванием
основных элементов правильного передвижения;
г) инструкция — установка командира отделения;
д) отработка движения по элементам: 10—12-кратное повторение каждого
приема. Сначала приемы, обеспечивающие безопасность, а затем — ведущие к
успеху (плавность движений и экономия сил);
е) отработка передвижения по скалам 1—3 к. с.: 5—6-кратное прохождение
маршрутов с гимнастической страховкой, под контролем тренера;
ж) разбор проведенных занятий.
Теоретические занятия по пп. а, б, в, г, ж занимают 1 час.
Практические занятия по пп. д, е в сумме занимают 6 часов. Перерывы
между занятиями по пп. д и е — не менее 5 минут.
7. Выбираем и готовим места занятий:
новички должны заниматься на подготовленных и актированных спасательной
службой местах;
скальные участки могут быть невысокими, но представлять различные формы
рельефа — стены, гребни, плиты, полки;
сложность маршрутов не должна быть слишком высокой;
места занятий должны быть удобными для работы.
8. Подготавливаем снаряжение и экипировку:
перед выходом на занятия командир отделения должен лично проверить
наличие у каждого каски, рубашки с длинными рукавами, брюк, защищающих
колени, высокогорной обуви и нужного снаряжения.
9. Руководим процессом обучения:
организовать и мотивировать. На первых порах вся организационная работа
ложится на тренера, а затем часть ее переходит к старосте отделения.
Мотивация должна быть высокой,, но способы достижения ее зависят от
возраста участников — сначала удовлетворяются естественные потребности в
движении и игре, затем — потребности в общении и познании. Создание
дополнительного эмоционального фона на занятиях, получение удовольствия
от занятий зависят целиком от тренера;
воспитывать и учить. С самого первого занятия идет ориентация на
безопасную работу, создаются отношения взаимной ответственности между
лезущим и страхующим. Изучаются и отрабатываются правила и приемы,
обеспечивающие безопасность и лишь потом — ведущие к успеху. Не
натаскивать, а указывать пути устранения и предупреждения ошибок (потом
будет поздно!), видеть и подкреплять успехи каждого обучаемого—главная
роль тренера;
контролировать и оценивать. Тренер должен следить за действиями каждого
обучаемого, контролировать правильность и объем выполняемых упражнений,
быть строгим к нарушениям дисциплины и доброжелательным ко всем
занимающимся без исключения. Оценка успехов обучаемых новичков не должна
быть слишком строгой. Успех рождает успех, а неудача — только неудачу!
Систематизируя собственный опыт, руководителю (инструктору, тренеру)
следует обращать внимание на такие критерии качества проведения занятий,
как ясная формулировка цели, конспект-план, плотность занятия, сочетание
показа с объяснениями, сочетание элементов индивидуальной и коллективной
подготовки, лаконичность, точность и образность речи, своевременная
фиксация ошибок и оценка успеваемости, управление занятиями, дисциплина,
творческий контакт с участниками, умение укладываться в отведенное
программой время.
Мысль о том, что безопасность — дело коллективное, должна пронизывать
любую стадию альпинистской подготовки, воспитывать необходимый уровень
взаимопонимания и взаимной ответственности.
Все сказанное выше о планировании и проведении занятий может быть
творчески интерпретировано применительно к учебным и тренировочным
восхождениям с целью оптимального сочетания учебных и спортивных сторон.
Планирование учебного материала для этих восхождений не только
желательно, но и необходимо. Инструктор во время восхождения ориентирует
участников на решение ранее запланированных или импровизированных «по
обстановке» конкретных тактико-технических задач, организацию
взаимодействия, оценку и прогнозирование обстановки
В итоге разбора каждого занятия и восхождения желательно совместно
установить, что они дали всей группе и отдельным участникам.
Воспитание и обучение — двуединый творческий процесс передачи и
восприятия знаний и опыта. В нем обоюдно заинтересованы и обучающий и
обучаемый. Этот процесс непрерывен, поскольку человек не может и не
должен отключаться от общественного воздействия. Поэтому особенно важно,
чтобы существовала и укреплялась преемственность альпинистского
обучения. Роль низового коллектива здесь особенно велика.
Лучший метод воспитания — личный пример в самом широком смысле этого
понятия, т. е. не только личное поведение руководителя, но также
качество и эффективность выполняемых им производственных и общественных
функций. Это относится как к инструктору, так и ко всему
административному и обслуживающему персоналу альпинистских мероприятий.
Но, конечно, инструктор — ведущее звено в цепи воспитательного процесса,
и его личный пример — от чистого воротника до мировоззрения — во многом
определяет успех.
Доброжелательность и интерес к участнику — залог правильных
взаимоотношений и эффективности обучения. Утверждение о том, что «нет
неинтересных участников, но есть недоброжелательные и нелюбопытные
инструкторы», к сожалению, часто жизненная правда. Участник только тогда
будет чувствовать настоящий интерес к изучаемому предмету, когда
убедится, что этот предмет и он сам как личность интересны инструктору.
Нужно стремиться, чтобы обучаемый не только оценил
альпинистские познания и личное мастерство инструктора, по н понял его
отношение к предмету обучения — альпинизму.
Отношения инструктора с обучаемыми развиваются в двух плоскостях. С
одной стороны, инструктор остается товарищем (ведь очень часто он
отличается от своих учеников только специальными познаниями в
альпинизме), а с другой — он должен в случае необходимости уметь
своевременно осуществить командирские функции. Способность найти
оптимальное для конкретной группы сочетание этих сторон воспитательной
деятельности — одни из главных показателей квалификации инструктора.
Многогранность альпинизма позволяет привлекать к нему не только
перспективных спортсменов и будущих чемпионов, но в первую очередь
широкий круг молодых и не очень молодых людей, которые смогут найти
удовлетворение в альпинизме своих личных интересов не только в
спортивном, но и в социальном плане.
Современные альпинисты в большинстве своем — образованные люди. Они
чутко воспринимают и быстро улавливают соотношение между словами
инструктора и его делами, поведением. И последний педагогический совет
инструктору: почаще ставить себя на место участника, стремиться понять и
учесть в своей деятельности его желания, притязания и надежды.