План и методика проведения занятия с начинающими альпинистами

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

План и методика проведения занятия с начинающими альпинистами «Движение по скалам»



1. Формулируем цель обучения: уметь передвигаться по скалам 1—3 к. с. с соблюдением мер безопасности.

2. Определяем систему частных задач, реализующих цель:

а) основные правила передвижения по скалам;

б) передвижение по скалам на ногах (ходьба) без опоры — постановка ног на всю ступню;

в) передвижение лазаньем в разных направлениях;

г) приемы, используемые при лазанье,— на упорах, распорах, захватах, трении;

д) приемы организации страховки в движении по скалам;

е) плавность и экономичность движений;

ж) зависимость приемов от рельефа.

3. Определяем исходный уровень обучаемых (по предыдущим занятиям):

общефизическая и специальная подготовка соответствует контрольным нормативам;

знакомы с основными правилами безопасности и поведения человека в горах, особенностями и опасностями горной природы и рельефа, начальными сведениями об основах техники альпинизма, средствами и приемами страховки;

имеют представление о технике страховки.

4. Определяем критерии освоения приемов и правил по частным задачам с акцентом на вопросах безопасности:

а) назвать, объяснить и применить 8 основных правил передвижения по скалам;

б) проходить на ногах легкий контрольный участок скал без потери равновесия;

в) пролезть контрольный участок скал 1—3 к. с. в разных направлениях;

г) показать 4 приема лазанья на участках разного рельефа;

д) продемонстрировать 3 правила лазанья, обеспечивающих безопасность;

е) продемонстрировать 5 правил, обеспечивающих плавность и экономичность движений.

5. Оценки успеваемости будут выставляться за урок (текущая) и за цикл занятий (итоговая),

6. Стратегия обучения:

 

а) вводная командира отряда;

б) первая демонстрация — создание общего впечатления о передвижении по скалам с комментариями об изучаемых правилах;

в) вторая и третья демонстрация приемов с выделением и подчеркиванием основных элементов правильного передвижения;

г) инструкция — установка командира отделения;

д) отработка движения по элементам: 10—12-кратное повторение каждого приема. Сначала приемы, обеспечивающие безопасность, а затем — ведущие к успеху (плавность движений и экономия сил);

е) отработка передвижения по скалам 1—3 к. с.: 5—6-кратное прохождение маршрутов с гимнастической страховкой, под контролем тренера;

ж) разбор проведенных занятий.

Теоретические занятия по пп. а, б, в, г, ж занимают 1 час.

Практические занятия по пп. д, е в сумме занимают 6 часов. Перерывы между занятиями по пп. д и е — не менее 5 минут.

7. Выбираем и готовим места занятий:

новички должны заниматься на подготовленных и актированных спасательной службой местах;

скальные участки могут быть невысокими, но представлять различные формы рельефа — стены, гребни, плиты, полки;

сложность маршрутов не должна быть слишком высокой;

места занятий должны быть удобными для работы.

8. Подготавливаем снаряжение и экипировку:

перед выходом на занятия командир отделения должен лично проверить наличие у каждого каски, рубашки с длинными рукавами, брюк, защищающих колени, высокогорной обуви и нужного снаряжения.

9. Руководим процессом обучения:

организовать и мотивировать. На первых порах вся организационная работа ложится на тренера, а затем часть ее переходит к старосте отделения. Мотивация должна быть высокой,, но способы достижения ее зависят от возраста участников — сначала удовлетворяются естественные потребности в движении и игре, затем — потребности в общении и познании. Создание дополнительного эмоционального фона на занятиях, получение удовольствия от занятий зависят целиком от тренера;

воспитывать и учить. С самого первого занятия идет ориентация на безопасную работу, создаются отношения взаимной ответственности между лезущим и страхующим. Изучаются и отрабатываются правила и приемы, обеспечивающие безопасность и лишь потом — ведущие к успеху. Не натаскивать, а указывать пути устранения и предупреждения ошибок (потом будет поздно!), видеть и подкреплять успехи каждого обучаемого—главная роль тренера;

контролировать и оценивать. Тренер должен следить за действиями каждого обучаемого, контролировать правильность и объем выполняемых упражнений, быть строгим к нарушениям дисциплины и доброжелательным ко всем занимающимся без исключения. Оценка успехов обучаемых новичков не должна быть слишком строгой. Успех рождает успех, а неудача — только неудачу!

Систематизируя собственный опыт, руководителю (инструктору, тренеру) следует обращать внимание на такие критерии качества проведения занятий, как ясная формулировка цели, конспект-план, плотность занятия, сочетание показа с объяснениями, сочетание элементов индивидуальной и коллективной подготовки, лаконичность, точность и образность речи, своевременная фиксация ошибок и оценка успеваемости, управление занятиями, дисциплина, творческий контакт с участниками, умение укладываться в отведенное программой время.

Мысль о том, что безопасность — дело коллективное, должна пронизывать любую стадию альпинистской подготовки, воспитывать необходимый уровень взаимопонимания и взаимной ответственности.

Все сказанное выше о планировании и проведении занятий может быть творчески интерпретировано применительно к учебным и тренировочным восхождениям с целью оптимального сочетания учебных и спортивных сторон. Планирование учебного материала для этих восхождений не только желательно, но и необходимо. Инструктор во время восхождения ориентирует участников на решение ранее запланированных или импровизированных «по обстановке» конкретных тактико-технических задач, организацию взаимодействия, оценку и прогнозирование обстановки

В итоге разбора каждого занятия и восхождения желательно совместно установить, что они дали всей группе и отдельным участникам.

Воспитание и обучение — двуединый творческий процесс передачи и восприятия знаний и опыта. В нем обоюдно заинтересованы и обучающий и обучаемый. Этот процесс непрерывен, поскольку человек не может и не должен отключаться от общественного воздействия. Поэтому особенно важно, чтобы существовала и укреплялась преемственность альпинистского обучения. Роль низового коллектива здесь особенно велика.

Лучший метод воспитания — личный пример в самом широком смысле этого понятия, т. е. не только личное поведение руководителя, но также качество и эффективность выполняемых им производственных и общественных функций. Это относится как к инструктору, так и ко всему административному и обслуживающему персоналу альпинистских мероприятий.

Но, конечно, инструктор — ведущее звено в цепи воспитательного процесса, и его личный пример — от чистого воротника до мировоззрения — во многом определяет успех.

Доброжелательность и интерес к участнику — залог правильных взаимоотношений и эффективности обучения. Утверждение о том, что «нет неинтересных участников, но есть недоброжелательные и нелюбопытные инструкторы», к сожалению, часто жизненная правда. Участник только тогда будет чувствовать настоящий интерес к изучаемому предмету, когда убедится, что этот предмет и он сам как личность интересны инструктору.

 

Нужно стремиться, чтобы обучаемый не только оценил альпинистские познания и личное мастерство инструктора, по н понял его отношение к предмету обучения — альпинизму.

Отношения инструктора с обучаемыми развиваются в двух плоскостях. С одной стороны, инструктор остается товарищем (ведь очень часто он отличается от своих учеников только специальными познаниями в альпинизме), а с другой — он должен в случае необходимости уметь своевременно осуществить командирские функции. Способность найти оптимальное для конкретной группы сочетание этих сторон воспитательной деятельности — одни из главных показателей квалификации инструктора.

Многогранность альпинизма позволяет привлекать к нему не только перспективных спортсменов и будущих чемпионов, но в первую очередь широкий круг молодых и не очень молодых людей, которые смогут найти удовлетворение в альпинизме своих личных интересов не только в спортивном, но и в социальном плане.

Современные альпинисты в большинстве своем — образованные люди. Они чутко воспринимают и быстро улавливают соотношение между словами инструктора и его делами, поведением. И последний педагогический совет инструктору: почаще ставить себя на место участника, стремиться понять и учесть в своей деятельности его желания, притязания и надежды.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..