УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В АЛЬПИНИЗМЕ И ЕГО НАПРАВЛЕННОСТЬ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В АЛЬПИНИЗМЕ И ЕГО НАПРАВЛЕННОСТЬ

Любой учебный процесс есть один из видов познания человеком самого себя и окружающего мира, специально организованный и руководимый учителем.

Направленность учебного процесса вытекает из назначения альпинизма как вида человеческой деятельности, необходимого для развития общества. Альпинизм воспитывает активных бойцов,

умеющих работать в коллективе, умеющих делать все. Такая направленность определяет конкретные задачи обучения и развития альпиниста как личности. Личность альпиниста формируется в процессе его многогранной деятельности в горах и на равнине, в активном усвоении того, что знают и умеют инструкторы. Творческое начало проявляется сначала только в учебе. Обыкновенный интерес к альпинизму, характерный для участников начальных этапов, со временем превращается в потребность работать в команде альпинистов. Стремление к совершенствованию дополняется желанием узнать побольше из того, что никому не известно, сделать в альпинизме что-то новое и полезное не только для себя, но и для команды, клуба, базы. Альпинизм становится для человека ареной творчества. Осуществление таких желаний составляет основу прогресса в альпинизме, в его учебном, познавательном, спортивном и прикладном компонентах. Обеспечение условий для прогресса — одна из сверхзадач учебного процесса.

Общая теория педагогического процесса формулирует закономерности усвоения знаний, умений, навыков, формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания изучаемого предмета, методы и формы обучения, направляет воспитывающее воздействие учебного процесса.

Формы горного рельефа и их изменчивость, узлы для связывания веревок и закономерности страховочной цепи, приемы обеспечения безопасности и правила личной гигиены в походах — эти и многие другие сведения, понятия и законы должны быть закреплены в определенной системе. Задача обучения — не только снабдить участника набором сведений, но и показать их взаимосвязь и научить пользоваться ими по назначению. Поэтому описание типичных элементов скального рельефа (трещин, углов, плит) непременно связывается со способами оптимального лазанья по ним. Операция осуществления крючьевой страховки довольно стандартна, но она требует массы познаний. Нужно знать, что такое трещина и какие бывают крючья, как работает крюк в трещине и как его нужно подбирать к трещине и забивать, что такое карабин, как он должен висеть на крюке, как правильно заложить в него веревку и почему надо закрутить муфту. Все это нужно знать, знать взаимосвязь вещей и действий, и понимать, как со всем этим делом лучше управляться.

Способность к сознательной работе на основе знаний называется умением. Это понятие фактически означает готовность к практически целесообразным действиям; умение — прекрасная реализация знаний. В альпинизме важно не только умение что-либо делать; лазать по скалам, ставить палатку, ориентироваться на рельефе. Не меньший вес имеет умение анализировать действия свои и группы и делать почти беспристрастные выводы из этого анализа. Практические умения приобретаются на занятиях и в упражнениях; умение анализа вырабатывается на официальных и неофициальных разборах, в результате самоанализа, личного осмысления и критической оценки своих действий. Учебный процесс в системе альпинизма обеспечивает и формирование умений,

 

и тесную взаимосвязь с приобретением знаний. Люди в горах и сами горы как объект познания беспредельны; основная трудность— отобрать из беспредельности то, что необходимо для успешной деятельности в горах.

Постоянные тренировки и упражнения в определенных действиях постепенно превращают умения в навыки. Особенность альпинизма состоит еще и в том, что такое превращение не всегда полезно, как это бывает во многих других видах деятельности. Навык предполагает автоматизированное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Здесь все приемлемо, кроме автоматичности. Такое простое действо, как постановка палатки, не может превратиться в навык, потому как каждый раз условия хоть немного, но меняются. Еще более простое и сверхмногократное действие — постановка ноги на нестандартном для равнины рельефе — не должно превращаться в автоматическое движение. Особенно важен контроль действий, входящих в приемы страховки во всех ее видах, и всех движений при работе на сложном рельефе. Полный автоматизм в таких действиях, как вязка узлов или закладывание веревки в дюльферную петлю, вреден более, чем даже незнание этих операций. Привычным и автоматизированным в альпинизме может быть только одно — умение держать под контролем все свои действия. Скорость в альпинизме достигается не превращением умений в навыки, а быстрым осмысленным чередованием медленных и разумных движений.

Большинство альпинистов нашей страны проживают не в горной местности. В связи с этим годовой цикл подготовки альпинистов очень своеобразен и заполнен в межсезонье обычно общей и специальной физической тренировкой. Методика при этом заимствована в основном из других видов спорта и практически сводится к индивидуальной подготовке.

На сложном горном маршруте перед альпинистами не встает задачи перехитрить противника. Маршрут неуязвим для человеческого воздействия. Зато нужно ясное представление о противостоящих силах, объективное сопоставление их с собственными возможностями, умение прогнозировать обстановку и оценивать вероятность различных осложнений.

В этих условиях успех команды и ее безопасность зависят главным образом (если не целиком) от уровня единомыслия, взаимопонимания и взаимной ответственности внутри коллектива. Лишь когда этот уровень высок, могут эффективно реализовываться для общего блага личные качества участников и их разносторонняя подготовка.

Ясное понимание этой мысли должно пронизывать всю систему подготовки альпинистов на базах и в низовых коллективах, на всех уровнях.

Обучение — творческий двусторонний процесс. Нет одинаковых коллективов, нет одинаковых педагогов. Да и условия обучения альпинизму на всех этапах не могут быть строго регламентированы. Поэтому не существует однозначных неизменяемых рецептов-правил обучения альпинизму. Все излагаемые ниже соображения о методике и организации учебного процесса предполагают творческое их использование применительно к конкретным условиям конкретного коллектива.

По-видимому, всякому обучению должно предшествовать и сопутствовать желание обучаемого научиться. Понятие «научиться» само по себе предполагает такое желание. Но для того, чтобы сформировать правильную мотивацию, педагог совместно с обучаемым должен точно определить сущность осваиваемой задачи и пути ее решения. Без этого невозможно рационально организовать и спланировать процесс обучения.

Если говорить об овладении техническими приемами альпинизма, то методика обучения в принципе аналогична другим видам спорта, где объектом освоения являются двигательные действия.

Традиционной формой передачи учебного материала для такой методики остается информативно-иллюстративный способ по схеме: название приема — показ — повторение — исправление ошибок— закрепление — совершенствование. В начале этой цепочки лежит формирование образа приема путем технически совершенного показа (лучше 3—4 раза), сопровождаемого лаконичными и исчерпывающими комментариями, подчеркивающими целесообразность и надежность приема, а затем двигательное его освоение путем повторения по элементам. Многократное воспроизведение осваиваемого приема под контролем инструктора на основе сформировавшегося образа, объединяющего наблюдения, объяснения и действия, создает сознательное представление о существе приема и условиях его применения. Дальнейшее разучивание приема под самостоятельным контролем и наблюдением тренера направляется в основном на качество исполнения. В этом звене цепочки важно не обременять обучаемого излишними нагрузками и по возможности исключить условности всякого рода, акцентируя внимание на ошибках и добиваясь сознательного их исправления. Дальнейшее совершенствование приема распространяется на всю последующую альпинистскую деятельность, и целью его в конечном счете остается достижение стабильности исполнения в различных условиях, в том числе усложненных физическими и эмоциональными нагрузками.

Традиционная последовательность освоения отдельного приема по ступеням знание — понимание — анализ — синтез — оценка в условиях альпинизма может растянуться на длительное время. Ведь даже поняв сущность приема, спортсмен нескоро научится самостоятельно критически оценивать сложившуюся ситуацию, взаимосвязь отдельных знакомых приемов и условия их применения.

В альпинизме количество безвариантных, ограниченных строгими рамками внешних условий, приемов и тем более ситуаций относительно невелико. Вытаптывание ступеней в снегу, вязка узлов, некоторые приемы самозадержания и работы с веревкой и предметами снаряжения — все равно этот перечень будет чрезвычайно кратким. Совокупность внешних условий, характеристики преодолеваемого рельефа, психологическая обстановка в альпинизме бесконечно разнообразны и практически исключают стандартные ситуации, а следовательно, и автоматизацию соответствующих технических приемов, а тем более их комбинации.

Все, что говорилось выше о разучивании альпинистских технических приемов, относится к индивидуальной технической подготовке. В альпинизме спортсмен не действует изолированно. Каждое его действие — звено в цепи взаимодействия. Идущий впереди, выбирая и подготавливая маршрут, ориентируется на идущих за ним партнеров, которые, в свою очередь, обеспечивают его безопасность. Высокое индивидуальное мастерство прежде всего должно обеспечивать слаженность коллективных действий.

Таким образом, особое значение приобретает сознательное умение применять хорошо понятый (хотя и не доведенный до уровня навыка) прием в меняющейся обстановке, на множестве объектов, во взаимодействии с партнерами, под самостоятельным контролем.

Многообразие обстановки в реальном восхождении настолько велико, что исключает установление однозначных правил-рецептов. Здесь в качестве решающего фактора, обеспечивающего успех обучения, выдвигается умение думать, творчески оценивать ситуацию во всех ее взаимосвязях.

При начальном обучении технике альпинизма, особенно в части мер безопасности, вполне допустим так называемый догматический тип обучения («бездумное умение»), где решающим становится дисциплинирующий элемент: «Так надо!»—с последующим разъяснением возникших у обучаемых вопросов и сомнений.

В то же время при технической подготовке основной альпинистской тактико-технической единицы — связки такой тип обучения не может обеспечить нужной эффективности. Наиболее рациональным здесь оказывается проблемный метод обучения, основа которого — творческое начало. Ставится многоплановая задача для самостоятельного решения. Основная форма передачи материала—моделирование реальных ситуаций с акцентом на взаимодействие и организацию безопасности, разнообразные ситуационные задачи, решаемые как в классе, так и на реальном рельефе, тактические игры, учебные и тренировочные восхождения с последующим критическим разбором.

Эта форма позволяет обеспечить обоснованный, конкретный и гибкий уровень знаний. Сложность проблем меняется в зависимости от этапа обучения и квалификационного уровня обучаемых. При творческом отношении и обоюдном интересе обучаемых и обучающего возможности проблемного обучения практически безграничны.

Подготовительный период годового цикла в альпинизме отводится, как правило, на общую и специальную физическую подготовку. Техническая подготовка, если она и проводится, в значительной мере ограничена всевозможными имитациями и условностями. У начинающих альпинистов при этом может возникнуть иллюзорное представление, что именно физическая подготовка и является главной, решающей частью общей подготовки и основным мерилом ее качества. Кстати, такие представления могут

возникнуть и у спортсменов более высокой квалификации, поскольку иных объективных критериев для соревнования и отбора не существует. Рассеять такое представление — долг руководителя и старших товарищей.

Общая альпинистская подготовленность складывается из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: теоретической, физической, технической, психологической и тактической. Их содержание и, в известной мере, методика и критерии обучения изложены в соответствующих разделах учебника. Здесь мы коснемся этих сторон подготовки с позиций организации педагогического процесса.

Вряд ли требуются напоминания о необходимости тщательной и вдумчивой подготовки бесед и лекций. Но, учитывая специфику альпинизма, следует напомнить, что устное изложение должно сопровождаться не только убедительными примерами из практики (желательно из личной), но и различными наглядными пособиями (схемы, макеты, фотографии, чертежи, учебные фильмы), а иногда физическим моделированием (процессы амортизации рывка, прочность снаряжения, некоторые природные процессы).

Метафорические сравнения заметно оживляют излагаемый материал и позволяют поддерживать необходимый уровень внимания. Опытный лектор, глядя на слушателей, чутко воспринимает их настроение и умеет в нужный момент встряхнуть аудиторию, сконцентрировать ее внимание в нужном направлении.

В настоящее время нет оснований утверждать, что методика общей и специальной физической подготовки альпинистов достаточно хорошо разработана, особенно если учитывать необходимость и возможность ее дифференциации применительно к различным квалификационным уровням и классам восхождений. То же относится и к контрольным тестам и нормативам для оценки уровня подготовленности. Тем не менее долголетняя практика организации такой подготовки во многих коллективах позволяет дать необходимые рекомендации по ее проведению. Эти рекомендации приведены в соответствующем разделе книги.

Планирование и проведение технической подготовки значительно сложнее по различным причинам. Это прежде всего упоминавшаяся выше резкая «сезонность» и длительный отрыв от реального горного рельефа, а также невозможность совершенствовать технические приемы в межсезонье и неизбежность всяческих имитаций.

Занятия скалолазанием по месту жительства, безусловно, могут быть полезны начинающему альпинисту (да и опытному тоже), но лишь при ясном понимании глубокой принципиальной разницы между этими двумя видами спорта.

Пока при организации технической подготовки основное внимание уделяется индивидуальной подготовке. Если для начинающих альпинистов это еще в какой-то степени оправдано, то для всех последующих этапов техническая подготовка должна быть направлена на работу основной тактико-технической альпинистской единицы — связки. Взаимодействие внутри связки и между

связками должно рассматриваться как основное условие успешности продвижения и безопасности. Личное техническое мастерство должно рассматриваться прежде всего как элемент коллективного. Этот тезис следует подчеркивать на всех занятиях, от элементарного совместного движения по вытоптанным ступеням и верхней страховки до сложных систем организации движения и безопасности с применением современных технических средств.

Конечно, сказанное выше отнюдь не означает, что совершенствованием личного мастерства не надо заниматься.

Индивидуальный уровень овладения техническими приемами передвижения и взаимной страховки определяется не столько совершенством двигательных навыков, сколько умением применять эти навыки и характеризуется широтой диапазона освоенных приемов, быстрым и безошибочным выбором нужного, непринужденного и экономичного исполнения.

Сюда же относится представление о скорости передвижения как быстром чередовании тщательно и надежно исполняемых приемов, умение соразмерять темп и ритм движения с конкретным рельефом и прогнозируемой обстановкой, ориентируясь на физические ресурсы группы (связки).

Тактико-техническая подготовленность вообще, а особенно на старших квалификационных уровнях, к сожалению, не имеет ясно обозначенного критерия оценки.

Единственным способом здесь остается наблюдение со стороны, осуществить которое не всегда удается даже опытному инструктору (не из-за малой квалификации, а в силу объективных условий проводимого занятия). Поэтому заметно возрастает роль самооценки, особенно в отношении таких трудноопределимых понятий, как равновесие, чувство скал, чувство снега, льда. Конечно, объективность самооценки весьма условна. Но если спортсмен, искренне стремясь стать максимально полезным коллективу, будет внимательно наблюдать за собой в процессе последовательных тренировок и занятий, прислушиваясь к замечаниям руководителей и товарищей, то он не сможет не заметить возрастающей непринужденности и легкости преодоления препятствий, ранее казавшихся ему значительно более трудными.

Особенно внимательно надо относиться к освоению приемов взаимной страховки, последовательно подчеркивая их роль как необходимого компонента в любом комплексе технических приемов передвижения.

Трудность здесь состоит в том, что в этой области единственным тренировочным средством остается более или менее правдоподобная имитация обстановки срыва и момента удержания напарника на связке.

Необходимо подчеркнуть, что при постановке и решении тактико-технических задач надо опираться на ясное понимание физической сущности безопасного удержания сорвавшегося, а также помнить, что его успешное проведение зависит от действий страхующего не только в момент срыва, но и в не меньшей степени от его действий до и после срыва.

 

Основной формой физической, технической и тактико-технической подготовки альпиниста остается практическое занятие — урок. Эта форма настолько исследована теоретически и подкреплена практикой, что позволяет достаточно четко сформулировать ее установившееся построение. Но прежде чем перейти к вопросам конкретного планирования и построения занятия, остановимся на главных дидактических принципах и их интерпретации применительно к альпинизму.

Принцип сознательности в обучении альпинизму приобретает решающую роль. Он ориентирует спортсмена на необходимость думать, понимать, оценивать и сопоставлять. Это относится к надежности и целесообразности осваиваемых приемов, к последовательности и иерархии поставленных целей, к критической оценке собственных и коллективных действий и возможностей. Другими словами, в любой момент тренировки и восхождения спортсмен должен твердо знать, что и зачем он делает, к каким последствиям должны привести его действия. Физическая подготовленность, технические навыки и умения, личный опыт, безусловно, важнейшие компоненты квалификации альпиниста. Но успех и безопасность решает не столько наличие этих компонентов, сколько их сознательное применение. Альпинизм, прежде всего, спорт интеллекта. Очень важно, чтобы участники ясно представляли свое место и роль в коллективе, чтобы ими была осознана надежность изучаемых мер безопасности как основа взаимодействия.

Принцип активности предполагает сознательную мобилизацию усилий каждого занимающегося на выполнение учебной или спортивной цели. Самостоятельность в выборе способов решения поставленной задачи, находчивость и личная инициатива в рамках учебной дисциплины, внимательный и доброжелательный взаимный контроль, способность в нужный момент принять на себя лидерство, оказать необходимую поддержку товарищу — вот основные стороны этого принципа. В учебных занятиях разумная инициатива участников поддерживается и направляется инструктором; в условиях же самостоятельных занятий, как это нередко бывает а низовых коллективах, реализация принципа активности — одно из основных условий успеха обучения.

Вряд ли стоит напоминать, что отсутствие своевременной инициативы, направленной на общие цели, или, наоборот, дезорганизующая инициатива часто становились источником экстремальных и даже аварийных ситуаций.

Принцип систематичности означает, что вся подготовка должна вестись регулярно, как правило, по круглогодичному плану, направленному к заранее поставленной цели. Такой целью может быть и выполнение разрядных норм определенной группой участников, и восхождение всем коллективом на избранную вершину, и многое другое. Сами занятия и тренировочные мероприятия должны быть подчинены строгой системе: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Нарастание физических нагрузок и усложнение осваиваемых приемов осуществляются постепенно, как бы наслаиваясь друг на друга.

 

Основой квалификации альпиниста остается свободное лазанье в широком понимании этого термина. Нужно внушать обучаемому, что в обстановке реального восхождения каждый может в силу сложившихся обстоятельств оказаться «первым» и без специального снаряжения. Поэтому освоение такого снаряжения должно укладываться в последовательную систему по мере возникновения в нем необходимости. Очень опасно, если у молодого альпиниста сложится ложное представление о том, что само наличие современного снаряжения автоматически обеспечивает успех. В результате появляются потенциальные носители опасности альпинисты-недоучки с формально присвоенными разрядами.

Принцип доступности. Его смысл состоит в том, что проводимые учебные и тренировочные занятия, а также спортивные мероприятия должны быть доступны участникам как по уровню понимания, так и по физическим и эмоциональным нагрузкам.

Нужно иметь в виду, что если задание по освоению какого-либо приема выполняется слишком легко, то интерес обучающихся к занятиям снижается. В то же время задача непосильная — как по физическим возможностям, так и по эмоциональному фону исполнения — мешает понять совершенные ошибки, сковывает движения, затрудняет координацию и даже может стать источником травм. Постепенное дозированное нарастание (но обязательно нарастание!) трудностей по мере роста подготовленности обучаемого— главный путь реализации принципа доступности.

Этим же принципом следует руководствоваться при формировании учебных подразделений и спортивных групп, подбирая их по критерию доступности планируемого мероприятия.

Но здесь, определяя доступность задачи для формируемого коллектива, следует учитывать не только уровень индивидуальной подготовленности его участников, но и их способность совместно действовать, сочетать свои силы с силами товарищей, равняясь при необходимости на более слабых, перераспределяя нагрузки по силам. Стремление к абсолютно равному уровню подготовленности всех участников конкретного коллектива далеко не всегда оправдано, да и вряд ли осуществимо. Главным остается фактор, объединяющий личные действия — взаимопонимание и взаимодействие. И уж во всяком случае, критерий доступности не должен превращаться в инструмент отсева, отлучения от альпинизма так называемых неперспективных. Формирование надежного, способного к долгому существованию коллектива идет по другим законам, изложение которых следует искать в соответствующих разделах этой книги.

Принцип наглядности. Его можно рассматривать в разных аспектах. Прежде всего показ, демонстрация приема, подлежащего изучению. Цель его — формирование у обучаемого яркого синтетического образа, объединяющего зрительные впечатления от показа со словесными пояснениями и впоследствии дополненного собственными двигательными ощущениями при самостоятельном выполнении приема. Трудно переоценить значение правильно и точно выполненного показа приема. Он ни в коем случае не предполагает бездумного копирования. Главное здесь, чтобы его можно было понять, использовать как внешнюю опору собственных дальнейших действий, получить материал для осмысления. Поэтому показ должен быть тщательно подготовлен, иногда отрепетирован, максимально избавлен от условностей. Особенно внимательно нужно относиться к демонстрации комплекса приемов (например, движение связки, транспортировка пострадавших), подчеркивая и поясняя взаимосвязь осуществляемых партнерами действий. В некоторых случаях очень желательна и специальная демонстрация типичных ошибок с разъяснением их сущности и последствий.

Еще одна существенная сторона наглядности — тактические и тактико-технические решения, принимаемые в процессе реальных восхождений, особенно в сложных ситуациях. Правильность и логичность этих решений, своевременность и согласованность их исполнения могут надолго сохраниться в памяти участников как яркий зрительный образ, особенно если руководитель или более опытные участники специально обратят внимание на эти события непосредственно после них.

Нельзя не отметить, что поведение и даже внешний вид руководителей и участников как на восхождениях и занятиях, так и в повседневной жизни тоже представляют собой наглядный пример, значимость которого не следует приуменьшать.

Принцип прочности. Речь идет о закреплении усвоенных навыков и способности правильно применять их в различных условиях. Уже говорилось, что применительно к альпинизму стандартная схема формирования двигательного навыка путем многократного повторения приема не всегда реальна. Более того, она не всегда целесообразна, потому что в бесконечном разнообразии условий восхождения само понятие двигательного навыка как целенаправленного действия, доведенного до автоматизма, заметно деформируется. Речь скорее может идти об осмысленных умениях применять нужные приемы в нужном месте. Для закрепления этих приемов требуется организованная и направленная практика комплексного их применения. Лучшим средством здесь, безусловно, останутся учебные и тренировочные восхождения. Ведь, по сути дела, прочность закрепления необходимых умений — это творческое осмысление личного опыта. В этом главный критерий квалификации альпиниста,— конечно, если на эту сторону обращено внимание обучаемых. Поскольку речь здесь идет о сочетании различных приемов, следует напомнить о некоторых рекомендациях, помогающих закрепить прочность владения ими:

не переходить к освоению нового приема до того, как обучаемый достаточно подготовлен к нему и способен понять его назначение и необходимость (приемы страховки, применение снаряжения) как средства успеха и безопасности;

совмещать вновь осваиваемые упражнения с освоенными ранее в различных вариантах и сочетаниях, подчеркивая их преемственность и взаимосвязь (усложнение разнообразия рельефа, акцентирование взаимодействия);

доводить до уровня двигательного навыка путем многократных повторений допускающие этот процесс элементы тактико-технических приемов (обращение с карабином, самозадержание, исполнение команд взаимодействия);

повышать интенсивность и длительность тренировочных упражнений, усложнять условия их исполнения (увеличение протяженности маршрутов, работа с рюкзаком, взаимодействие связок).

Самым надежным способом оценки квалификации альпиниста в свете перечисленных принципов должны служить разборы занятий и восхождений, где суммируются и анализируются впечатления всех участников. При умелом и заинтересованном руководстве п благожелательном отношении друг к другу такие разборы приносят ощутимую пользу.

Успех занятий зависит от их организации и грамотной подачи материала в свете изложенных выше педагогических положений. Учитывая все уже сказанное выше об особенностях альпинизма как объекта изучения, можно сформулировать три основные задачи, которые может и должен решать инструктор в процессе обучения как на базе, так и в низовом коллективе:

воспитывать ответственность и доброжелательность во взаимоотношениях с партнерами, памятуя, что альпинизм требует культуры более широкой, чем физическая;

показывать и объяснять технический прием (или комплекс приемов) так, чтобы обучаемый, попробовав выполнить, понял (не мог не понять!) его необходимость и надежность, хотя и не освоил его до уровня навыка;

учить повседневно поведению в горах, пониманию специфических условий высокогорья, умению самостоятельно оценивать обстановку, примерять к ней собственные возможности, принимать решения.

Уроки-занятия обычно подразделяются на учебные (где происходит начальное обучение простейшим приемам, характеризующим специфику данного вида спорта), учебно-тренировочные (посвященные выработке и закреплению основных умений) и тренировочные (предназначенные для их совершенствования).' Учитывая специфику альпинистской подготовки, такое разделение вряд ли может быть принято без оговорок.

Надо иметь в виду, что основой обучения альпинизму остаются прежде всего реальные восхождения: учебные, тренировочные и спортивные. Действующая ныне разрядная система принимает в зачет выполнения разряда любое восхождение соответствующей категории сложности. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс обучения и требует от руководителей большой гибкости, внимательности и ответственности, умения эффективно совмещать все упомянутые формы занятий в одном мероприятии.

Прежде чем перейти к рекомендациям по планированию и проведению урока, укажем некоторые общие требования к выбору и подготовке мест для учебно-тренировочных занятий:

характер рельефа и протяженность учебного объекта должны соответствовать цели занятий и уровню подготовки участников (широкий диапазон форм рельефа, крутизна, высота);

 

расположение точек занятий на учебном объекте, должно обеспечивать возможность визуального контроля со стороны инструктора и минимальную затрату времени на «холостое» перемещение участников (удобство перехода от маршрута к маршруту, смены страхующих, возможность объединения подразделений, маркировка маршрутов, стартовых и страховочных пунктов);

меры обеспечения безопасности, т. е. предварительная проверка и очистка маршрутов, проверка и подготовка пунктов страховки, организация перил в нужных местах, фиксация мест нахождения участников во время занятий, взаимное расположение маршрутов и т. д.

Обязательной должна быть также проверка перед занятиями наличия необходимого снаряжения (личного и общественного) и его состояния.

Традиционно урок состоит из трех частей.

Подготовительная часть. Подход к месту занятий часто рассматривается как своеобразная разминка и в зависимости от протяженности может использоваться для дополнительных моментов, связанных с данным занятием: вводная беседа с объяснением цели занятий, демонстрация необходимых приемов, обозначение простейших команд, подводящие упражнения (если требуется), акцентирование норм поведения, обеспечивающих безопасность, объяснение критериев оценки.

Основная часть: изучение и освоение приемов и их комплексов под контролем инструктора и при взаимном контроле. Здесь важно, чтобы с самого начала обучения участник помнил, что его личные действия, даже, казалось бы, элементарные, никогда не могут оцениваться изолированно, вне связи с действиями партнеров (например, лазанье по простому маршруту, но со страхующим сверху партнером), что он отвечает за безопасность. Необходимая «плотность» урока (загрузка участников) обеспечивается нужным количеством, протяженностью, трудностью и взаимным расположением маршрутов.

Не следует добиваться, чтобы каждый участник непрерывно лазал или рубил ступени. Нужно дать ему возможность некоторое время наблюдать за выполняющим упражнение товарищем и сопоставлять его действия с собственными. Уловить ошибку товарища подчас легче, чем свою.

Кривая физической и эмоциональной нагрузки в этой части урока должна равномерно нарастать, а затем снижаться до уровня подготовительной части.

Заключительная часть. Приведение организма в спокойное состояние, уборка и проверка снаряжения, подведение итогов и разбор занятия, оценка успеваемости и поведения участников, возвращение в основное расположение.

 

 

 

СХЕМА ЗАНЯТИЙ АЛЬПИНИСТОВ

 



Распределение времени на отдельные части занятия зависит от его конкретного содержания, но, учитывая, что наиболее привлекательна и интересна для участника основная часть, нужно помнить, что без ясно поставленной задачи, равно как и без конкретного разбора ее выполнения, занятие не может быть эффективным.

Примером того, как должен планироваться и проводиться конкретный урок, может служить материал, разработанный на основе известной схемы Сингера опытным педагогом В. В. Целовахиным.

Содержащаяся в нем схема и иллюстрирующий ее пример помогут инструктору рационально спланировать и эффективно провести занятие с альпинистами по соответствующему разделу программы, даже если в ней отсутствуют конкретные методические указания.
 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..