ЛОГИКА И КРАСОТА МАРШРУТА НА ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ В
АЛЬПИНИЗМЕ
На гору можно проложить много маршрутов, сходящихся наверху и в одну
точку. На ранних этапах альпинизма пути на вершину обычно прокладывались
по гребням. Такие маршруты обладают многими преимуществами. На гребне
мала вероятность сбиться с пути: и общая и детальная ориентировка
относительно проста. Там маловероятны камнепады и лавины, снежные
карнизы хорошо видны, следовательно, меньше возможность попасть в
опасную ситуацию. Пути по гребням имеют наименьшую крутизну, технические
сложности на них минимальны для данной горы. Идти по гребню интересно —
хороший обзор, мир открывается широко, рельеф и работа на нем
разнообразны. Гребневые маршруты привлекают восходителей сочетанием
логики, оптимальности и красоты. Большинство маршрутов, на которых
человек приобщается к альпинизму, гребневые. В восприятии гор, в
изменении своего отношения к горам и к восхождениям каждый альпинист в
какой-то степени повторяет историю альпинизма.
Со временем альпинистские команды стали прокладывать новые, более
сложные пути, обратившись к контрфорсам, ребрам, кулуарам. Такие пути
редко выводят прямо на вершину, наверху до вершины все равно приходится
идти по гребню; редкие исключения необычайно красивы. Значительно
большая крутизна и техническая насыщенность таких маршрутов по сравнению
с гребневыми обеспечивают им престижность и спортивный интерес. И в
истории альпинизма, и в сознании каждого альпиниста по мере роста
мастерства, знаний и возможностей понятие логичного и красивого маршрута
постепенно меняет свой смысл. Отдавая должное пройденным путям, человек
стремится к новому. Логичным и красивым начинает представляться уже не
путь по длинному гребню, а движение прямо вверх, к вершине, по крутым
стенам. Даже если эта стена — тысячеметровая вертикаль. И лезть по ней
приходится много дней, а спать — только в гамаках или сидя. Но маршрут
красив и строг — снизу вверх почти по прямой, лишь местами чуть
отклоняясь в сторону.
Своеобразной логикой и притягательностью обладают траверсы. Когда
команда заявляет на чемпионат СССР траверс от одного
семитысячника до другого, «золотой блеск» играет,
конечно, роль при выборе такого маршрута. Он прекрасен своей
запредельностью и неимоверной широтой обзора. Каждый год ходят команды
на траверс Двойняшки (5А), Ушбы (5А), Шхельды (5Б)—маршруты, которые
давно уже не относятся к рекордным. На той же Шхельде есть несколько
сложных маршрутов 5Б, которые можно пройти за
3—4 дня, не тратя больше недели на траверс. Но идут на траверс, потому
как маршрут он красив и элегантен. По всему 4-километровому гребню, от
башни к башне, по стенам, гребешкам, мокрым каминам, через целый строй
жандармов. Восход, картина неповторимая, хотя и повторяется каждое утро.
Понятно, что I! логичность и красота маршрута — понятия относительные.
Одним нравятся отвесы, другим — ледовые купола.
Но отказ от эстетического критерия при выборе и оценке маршрута
определенно обеднит нравственное содержание альпинизма. Горы были
красивы и тысячу лет назад, но свою подлинную красоту маршруты на них
обрели только тогда, когда по ним прошли люди.