ПРЫЖКОВАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ
В процессе прыжковой подготовки решаются две главные
взаимосвязанные задачи — овладение техникой прыжков в длину и
тройным с разбега и ее совершенствование, а также повышение
уровня специальных качеств прыгуна.
Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при
усвоении правильных навыков в основах техники прыжков в длину и
тройным.
Особенностями этих видов легкой атлетики являются высокая
скорость и точность движений и значительные напряжения, которые
испытывают прыгуны при отталкивании. Нагрузка на
опорно-двигательный аппарат и толчковую ногу в связи с
изменением направления движения при отталкивании, особенно после
скачка в тройном прыжке, в 5—6 раз превышает собственный вес
спортсмена. В связи с этим повышение уровня специальной
физической подготовленности прыгунов в длину и особенно тройным
имеет решающее значение.
При совершенствовании техники прыжков необходимо решать
следующие частные задачи: повышение скорости разбега; достижение
стабильности разбега (особенно вначале или на последних шагах);
сохранение активности бега и контакта с дорожкой на последних
шагах разбега при снижении подготовки к толчку; повышение
активности действий в отталкивании и уменьшение упора при
постановке ноги; достижение равновесия в полете при увеличении
активности движения плечевого пояса, рук и ноги в отталкивании;
совершенствование движений в полете; достижение свободы и
широкой амплитуды в движении рук и ног; улучшение приземления,
уменьшение наклона тела и удержание ступней далеко впереди;
овладение загребающим движением при постановке ноги и
отталкивании после «скачка» и «шага» в тройном прыжке;
совершенствование техники сочетания элементов в тройном
прыжке-разбеге с далеким «скачком», широкого «шага» в сочетании
со «скачком» (различным по высоте и длине), «шага» с прыжком;
совершенствование ритма разбега и прыжка, соотношения фаз
тройного прыжка («скачок», «шаг», «прыжок»).
Для решения этих задач используются сами Прыжки в длину и
тройным с различных разбегов и разнообразные специальные
упражнения. Чтобы правильно выполнять движения с первых попыток,
необходимо проделывать упражнения с такой скоростью, при которой
спортсмен и тренер могут контролировать точность, свободу,
естественность и ритм движений. В этом случае, с самого начала
будет
проходить формирование правильных навыков, которые в дальнейшем
приобретут более совершенную форму и более сложное по динамике
усилий содержание.
После закрепления основ техники целесообразно переходить к
постепенному усложнению условий: повышению скорости (увеличению
разбега на 2 беговых шага) и интенсивности выполнения
упражнений. Появление ошибок в основных движениях является
сигналом преждевременного или чрезмерного повышения
интенсивности и необходимости снизить скорость до восстановления
правильной формы и ритма движений.
На начальных этапах освоения техники движений внимательный
контроль со стороны тренера особенно важен. Успех будет во
многом зависеть от его педагогического мастерства, опыта,
разнообразия методических приемов, средств обучения и
совершенствования. Рассказ, беседа, наглядный показ, объяснение,
демонстрация фото-и киноматериалов помогут создать у прыгуна
правильное представление об изучаемом движении; теоретические
знания спортсмена также способствуют более быстрому формированию
правильных навыков.
Особенно полезны специальные имитационные упражнения,
расчлененные на элементы, с утрированием отдельных движений, а
также упражнения на сочетание элементов движений.
Многочисленные специальные упражнения помогают создать
правильные мышечные ощущения. Многократное их повторение
облегчает овладение техникой движений в целом. Очень важно при
исправлении ошибок видеть главные недостатки и не торопиться с
выводами об их причинах. Лучше после нескольких повторений
убедиться, что ошибка не случайна, установить причину и
подобрать средства для ее исправления.
Большое значение при исправлении многих недостатков и при
совершенствовании техники имеют специальные упражнения,
направленные на развитие отстающих групп мышц, а также
физических качеств. Эти упражнения дополняют, а в некоторых
случаях заменяют комплекс средств, используемых для
совершенствования спортивно-технического мастерства.
|