ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ

 



Путем правильного определения и регулирования тренировочных нагрузок, создавая психологическую настроенность спортсмена на определенный круг соревнований, можно управлять процессом развития тренированности и привести спортсмена к высшей готовности к определенному сроку. Тренировочную нагрузку следует рассматривать не столько по количеству выполненных упражнений, сколько по реакции организма в ответ на проделанную работу, которая определяется количественными и качественными изменениями, происходящими в нем под влиянием тренировки.

Известно, что из года в год нагрузка возрастает как по объему, так и по интенсивности. Однако наступает такой момент, когда рост интенсивности тренировочной работы становится невозможным из-за возросшего объема. В то же время для дальнейшего повышения мощности усилий в прыжках решающее значение имеет увеличение интенсивности даже в счет некоторого снижения объема тренировочной работы. Это повышение, интенсивности в тренировке прыгуна в высоту осуществляется за счет повышения физической силы раздражителя: повышения веса поднимаемой штанги, увеличения веса при выполнении прыжковых упражнений, средней и максимальной тренировочной высоты, быстроты выполняемых упражнений. Утратившие тренирующий эффект средства необходимо заменять более остро действующими нетрадиционными средствами развития, мощности и упругости мышц. Одновременно с этим необходимо повысить процент работы, выполняемой на уровне субмаксимальных и максимальных напряжений.

Как правило, на ранних стадиях становления мастерства спортсмена объем упражнений, выполняемых с максимальными и субмаксимальными напряжениями, занимает в общем объеме тренировочной работы всего 6—7%, в то время как на уровне высокого мастерства он достигает 20—25%.

Важной предпосылкой к планированию тренировочной нагрузки (чередования нагрузки и отдыха) служат данные о явлении суперкомпенсации и установленная И. П. Павловым взаимосвязь и взаимообусловленность процессов истощения и восстановления.

 

Основываясь на этом, многие считают, что для построения рационального тренировочного процесса необходимо, чтобы повторение тренировочной работы совпадало с моментом наивысшего подъема работоспособности (фаза суперкоменсации). Однако в практике спорта эта схема простого чередования работы и отдыха значительно усложняется путем суммации комбинированных нагрузок в течение одной и нескольких недель с последующим более или менее длительным их снижением.

В целом регулирование тренировочной нагрузкой основывается на принципе постепенного ее нарастания в первую очередь с целью избежать форсирования подготовки. При этом нагрузка повышается неравномерно по восходящей прямой, а ритмично-волнообразно, с подъемами и спадами, на базе уравновешивания работы и отдыха в широком его значении.

Для расширения функциональных возможностей организма спортсмена и повышения его тренированности в определенной периодичности, свойственной каждому этапу подготовки, систематически применяются большие нагрузки. Вследствие этого периодически наступает некоторое несоответствие между выполняемой спортсменом работой и уровнем адаптации организма к данной работе. В этом случае часть тренировочной работы выполняется на фоне неполного восстановления некоторых функций организма. Своевременное более или менее длительное снижение нагрузки создает благоприятнее условия для протекания восстановительных процессов. Поэтому большие суммарные недельные нагрузки чередуются с умеренными и малыми так, чтобы исключить возможность перегрузки, а вместе с тем создать нужные условия для более успешного совершенствования в технике прыжка.

Первоочередной проблемой здесь является определение оптимальной величины и продолжительности волн (подъема и спада) суммарных недельных нагрузок. Практически это во многом зависит от этапов тренировки, календаря соревнований и от индивидуальной приспособляемости организма спортсмена к нагрузкам. Однако отмечается закономерная взаимосвязь между величиной нагрузки, характером и продолжительностью ее нарастания и спадом. Эта взаимосвязь несколько по-разному проявляется на различных этапах тренировки.

Путем многолетних исследований выявились следующие принципиальные положения в планировании и использовании суммарных недельных комплексов нагрузок. Нарастание волны нагрузки одновременно по величине и продолжительности (2, 3 недели) целесообразно лишь в том случае, когда главным образом производится увеличение объема и в незначительной степени интенсивности.

В случае повышения интенсивности, особенно в специальном виде тренировочной работы и тем более в прыжках, целесообразно сокращение продолжительности волн до двух и одной недели. Это же уменьшение продолжительности тренировочных волн нагрузки особенно необходимо в период высокой тренированности спортсмена. В это время вследствие высокой реактивности организма спортсмена применение больших суммарных недельных нагрузок нецелесообразно. Более

эффективны здесь ритмически повторяющиеся нагрузки с высокой интенсивностью в отдельные тренировочные дни недели.

В соответствии с этим распределяются тренировочные нагрузки по дням недельного цикла. Как правило, большие нагрузки в отдельном занятии целесообразно применять в зимнее время не более двух раз в неделю при большой ее суммарной нагрузке и один раз при средней недельной нагрузке. При пониженной недельной нагрузке, имеющей в основном восстанавливающее значение, большие тренировочные нагрузки не применяются; при этом в первую очередь снижается интенсивность выполнения упражнений, особенно специальных.

В соревновательном периоде ритм больших тренировочных нагрузок значительно изменяется. На отдельных занятиях они применяются не чаще одного раза в две недели и, как правило, не позднее чем за семь дней до соревнования.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..