Определение индивидуальных особенностей
легкоатлета и его возможностей
Чтобы воздействия спортивной
подготовки, развивающие и совершенствующие организм спортсмена,
его психическую сферу, давали наилучший эффект, они должны
достаточно строго соответствовать силам и возможностям атлета,
его способности воспринимать и усваивать тренировочные нагрузки,
восстанавливаться в требуемой мере к следующему занятию. Поэтому
так важно определить возможности спортсмена и его индивидуальные
особенности.
Чтобы тренер хорошо знал своих учеников, их характер и
склонности, условия работы, учебы, жизни, необходимо проводить
медицинские и педагогические обследования. .
Медицинское обследование. Все спортсмены, новички и давно
тренирующиеся, должны пройти тщательное врачебное обследование.
Задача этого обследования — определить состояние здоровья
спортсмена и возможность допуска к тренировке. Для этого
необходимо установить физическое развитие' спортсменов,
состояние сердечно-сосудистой системы, ЦНС и дыхательной систем,
органов пищеварения, выделительной и кроветворной систем;
производится также гинекологическое обследование. Используя
многообразные методы (функциональные пробы, кардиография,
рентгеноскопия, анализ состава крови, мочи и др.), врач дает
полную и объективную картину состояния здоровья спортсмена и
уровня его функциональных возможностей. Такое обследование
обычно проводится 1—2 раза в год.
Перед началом тренировочного года и затем через каждые полгода
проводятся подробные антропометрические измерения: рост стоя и
сидя, вес, окружность шеи, груди (на вдохе и выдохе), талии,
плеч, бедер, голеней, а также спирометрия и динамометрия
(кистевая и становая). При этом важно выявить, все ли мышцы
развиты в достаточной мере (гармоничное развитие), нет ли
«отстающих» групп мышц, нет ли асимметрии в их развитии. Кроме
того, следует установить-, имеются ли другие отклонения:
сутулость, искривл:ение позвоночника, плоскостопие и др. Следует
измерить и толщину подкожного жира.
Если имеется возможность, то желательно измерить быстроту
двигательной реакции, устойчивость вестибулярного аппарата,
максимальное потребление кислорода и другие функциональные
возможности, проявление которых связано с выполнением упражнений
избранного вида спорта.
Данные медицинского и научного обследования очень помогают
тренеру оценить функциональные возможности органов и систем
спортсмена, увидеть сильные и слабые стороны его организма.
Надо также определить физиологический возраст, который часто
отличается от паспортного. Это тем более необходимо при подборе
однородных групп. В настоящее время физиологический возраст в
среднем на два года старше паспортного. В
отдельных же случаях эта разница может быть значительно большей.
Педагогическое обследование. На
каждого ученика тренер отводит несколько страниц в своем
журнале, куда он записывает все данные о спортсмене: фамилию,
имя, отчество, год й месяц рождения, дату начала занятий
спортом, виды спорта, которыми занимался ученик и сколько
времени, результаты, показанные в соревнованиях, а также данные
медицинского контроля и заключение врача. Наряду с этим в
журнале отмечаются условия жизни спортсмена (состав семьи,
средний заработок на человека, квартира, условия работы, учебы,
отдыха, количество часов свободного времени, чем увлекается
помимо спорта) и дается его характеристика (дисциплина,
трудолюбие, настойчивость, коллективизм, смелость, воля к
преодолению ,трудностей, моральные и волевые качества и др.).
Надо также оценить возможности высшей нервной деятельности
спортсмена, исходя из принятой в физиологии оценки силы нервных
процессов спортсмена.
Затем в таблицу, предусматривающую периодическое заполнение,
вписываются результаты в контрольных упражнениях и тестах.
Необходимо правильно и всесторонне оценить физическую
подготовленность спортсменов. Спортивные результаты в прикидках
и состязаниях обычно служат основными показателями
подготовленности в целом. Однако при этом не видны уровни
компонентов подготовленности и в особенности слабые ее стороны.
Такие данные можно получить лишь с помощью контрольных
упражнений и двигательных тестов. Важно эти измерения
производить всегда в одно и то же время дня.
Из всего многообразия тестов (для измерения максимальной силы в
статическом и динамическом режимах, максимальной быстроты и
выносливости, частоты, скорости передвижения и двигательной
реакции, выносливости общей и специальной, способности
координировать движения и расслаблять мышцы, подвижности в
суставах и гибкости позвоночного столба и др.) выбираются те,
которые наиболее полно могут охарактеризовать компоненты
двигательной деятельности в избранном виде легкой атлетики. Если
есть возможность, то надо провести более глубокий анализ
компонентов подготовленности с помощью средств информации (динамография,
электромиография, спидометрия, измерение максимального
потребления кислорода, величины легочной вентиляции, определение
картины крови и многое другое.
Важную роль играют данные контрольных упражнений, которые
имеются в каждом виде легкой атлетики (например, преодоление
одного препятствия для барьериста, повороты для метателя молота,
выполнение второго прыжка для прыгуна тройным, вход в прыжке с
шестом и т. д.).
Оценка техники легкоатлета в целом производится тренером по
десятибалльной системе, а также с помощью объективных методов (кинематографирование,
видеомагнитофонная запись, измерение направления, времени, длины
пути и др.).
|