Было бы неправильным рассматривать приучение
к условиям «поля боя» единственным способом подготовки к конкретным
соревнованиям и ограничиваться моделированием этого в тренировке и
предварительных соревнованиях. Наряду с этим надо подготовить
спортсменов к возможным отклонениям от моделированных условий,
неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям, которые могут
возникнуть в стартах главного состязания. Поэтому так важно воспитать у
спортсменов иммунитет к непривычным условиям, способность не теряться и
не нервничать при встрече с неожиданностями. Надо научить спортсменов
отвечать положительными эмоциями, повышенной работоспособностью на
некоторые мощные раздражители, обычно вызывающие отрицательные эффекты.
Для этого надо формировать у спортсменов правильное отношение к любым
изменениям, трудностям внешней среды, трезвую их оценку, убежденность,
что в конечном счете главную роль играет спортивное мастерство. Надо,
чтобы спортсмены относились к трудностям соревновательных условий с
оптимизмом, но, что еще гораздо важнее, чтобы они не преувеличивали
значение этих трудностей. Немало примеров в легкой атлетике, когда даже
незначительные трудности вызывали у спортсменов значительные
отрицательные реакции. Так, едва уловимый встречный ветер на разбеге
ухудшает настроение у некоторых прыгунов в длину и с шестом, вызывает
сомнение в возможности достичь хорошего результата.
Легкоатлетам надо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может
достигать таких крайностей, при которых возникает не только сомнение, но
и смятение и даже страх. Необходимо объяснять спортсменам
психологическую природу подобных реакций, возникающих в их сознании, в
их мыслях. «Каковы мысли — такова и реакция» — эти слова остаются в силе
и для этих случаев.
Очень важно проводить тренировки и прикидки не только в моделированных
соревновательных условиях, но и в дождь, ветер, в холод и жару, делая
меньшее число попыток в прыжках с шестом, преодолевая высоту через
твердые препятствия, метая более тяжелые снаряды и т. д.
Не следует укреплять у спортсменов мнение, что «дома и стены помогают».
Природа такой помощи психологического порядка. Главное —
подготовленность спортсмена, его потенциальные резервы! Следует внушать
спортсменам, что можно достигать высших результатов везде, где есть
соответствующие места для соревнований и оборудование, и аргументировать
это примерами установления советскими спортсменами мировых рекордов в
«чужих стенах», победами на чемпионатах мира и олимпийских играх в
других странах.
Слова «тяжело в учении, легко в бою» хорошо подходят и к спортивной
подготовке. При этом увеличение трудности, сложности и психической
напряженности осуществляется как в условиях, моделирующих главное
соревнование, так и вне их. Например, проводить тренировку и
товарищеские соревнования под магнитофонную запись шума и криков
зрителей с трибун; при слабом или мигающем освещении, бежать кросс по
особо трудному маршруту, прыгать в высоту через твердое препятствие и т.
п. Очень редко, но все же встречаются в соревновательных условиях
чрезвычайные обстоятельства. Поэтому полезно проводить иногда тренировку
в невероятно осложненных условиях. Это не столько моделирование случаев,
возможных в будущем, сколько воспитание характера, хладнокровия и
психической устойчивости. Надо также иметь в виду, что повышение
iтрудностей в тренировке, требующих от спортсменов предельной
мобилизации всех сил и возможностей, является мощным средством для
дальнейшего улучшения их подготовленности.
В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществить
психолого-педагогические и психогигиенические воздействия: а) све-' сти
к минимуму отрицательные психогенные факторы в ходе
предсо-ревновательнбй подготовки, избегать шаблонного проведения
занятий; индивидуально подходить в подборе средств тренировки на разных
этапах подготовки, стараться устранять неблагоприятные условия
проведения тренировок, воспитывать педагогический такт у тренеров,
врачей; работать над преодолением психологической несовместимости,
внести разнообразие в организацию досуга на сборах; б) организовывать
разнообразную культурно-массовую работу, отдых и развлечения спортсменов
(с учетом их вкусов, восприятий, кругозора, возраста, профессиональных
интересов); в) проводить лекции, беседы психологов о возможностях и
перспективах самоуправления психическим состоянием при помощи различных
систем психоматического воздействия (аутогенной тренировки и др.); г)
организовывать обучение спортсменов методике психорегуляции (например,
вариантам аутогенной тренировки, психорегулирующей тренировке, методике
самовнушения).