ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

 

В процессе подготовки легкоатлетов первостепенную роль играет воспитательная работа, которая должна проводиться на всем пути от новичка до мастера спорта, рекордсмена мира. Успех этой работы зависит в первую очередь от тренера-воспитателя.

Спорт, особенно на уровне высших достижений, ставит ряд сложных воспитательных проблем. Одна спортивная одаренность не может привести к подлинно выдающимся результатам. Ныне мировые спортивные рубежи доступны людям высокоразвитым не только физически, но и духовно.
 

Исходя из марксистско-ленинского принципа всестороннего развития личности, Коммунистическая партия рассматривает физическую культуру и спорт как важное средство воспитания советского человека, гармонически сочетающего высокую идейную убежденность, трудолюбие и организованность, духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, как значительный фактор в повышении производительности трудяг в создании материально-технической базы коммунизма, в подготовке молодежи к высокопроизводительному труду и защите социалистической Родины.

В документах XXVI съезда КПСС, трудах J1. И. Брежнева определены ключевые задачи партии в коммунистическом воспитании масс, четко сформулированы главные направления идеологической работы. КПСС последовательно осуществляет завет В. И. Ленина о том, что развитие сбзнания масс «остается, как всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 13, с. 376).

В общей системе мер, направленных на формирование коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека — строителя коммунизма, существенное место отводится физической культуре и спорту. Физическая культура и спорт, как часть общей культуры, выступают в качестве сферы общественного развития человека, играющей значительную роль в формировании его общественных связей и отношений. Общеизвестна роль спорта в деле интернационального воспитания молодежи, в делё борьбы за мир, дружбу и сотрудничество между народами.

XXVI съезд КПСС указал, что содержание идейно-воспитательной работы должно быть более актуальным, а ее формы отвечать современным запросам и потребностям советских людей.

Воспитание моральных качеств—важнейшая задача всех организаций, которые проводят работу с мрлодежью. В. И. Ленин на III съезде комсомола так определил задачи в области воспитания: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали»*.

Воспитание моральных качеств у советских спортсменов, их идейнополитическая подготовка осуществляется средствами идеологического воздействия, всем укладом социалистического общества. Воспитательная работа, направленная на формирование коммунистического мировоззрения и коммунистической морали, волевых качеств, чувства долга, товарищества и дружбы, осуществляется также в процессе организации и проведения спортивных занятий и других мероприятий в коллективе физкультуры.

Каждый педагог-тренер должен уделять особое внимание нравственному воспитанию спортсменов. Он должен постоянно разъяснять спортсменам высокую идейную направленность советской системы физического воспитания, ее большую государственную значимость, знакомить с историей спортивных побед, рассказывать об итогах участия советских спортсменов в олимпийских играх, приводить

примеры проявления высоких Моральных и волевых качеств нашими спортсменами.

Большую роль в воспитании моральных качеств играет педагогическая деятельность самих легкоатлетов. Очень многие наши мастера спорта сочетают тренировку с общественно-педагогической работой, передают свои знания и опыт ученикам. Необходимо всячески поощрять это полезное общественное дело. Советские спортсмены должны быть примером для молодежи и активными борцами за здоровый социалистический быт.

Тренер обязан уделять особое внимание организации коллектива, формированию здоровых традиций. Коллектив, крепко спаянный общностью интересов, чувством дружбы, товарищества, добьется больших успехов и в соревнованиях.

Дружба в коллективе, команде, дружба между спортсменами и тренерами помогает ликвидировать недостатки в работе, искоренить еще встречающиеся у спортсменов проявления эгоизма, зависти, попытки противопоставить себя коллективу.

Необходимо шире опираться на общественный актив. Его роль в воспитательной работе с молодежью трудно переоценить. Федерации, секции, коллегии судей, тренерские советы обязаны не только руководить коллективами команд, проведением соревнований, йо и повседневно заботиться об идейном воспитании спортсменов. «Как можно больше требования к человеку, но, вместе с тем, и как можно больше уважения к нему» — эта формула замечательного воспитателя и педагога А. С. Макаренко должна стать основой деятельности каждого педагога-тренера. Разумеется, требовательность и контроль не должны переходить в постоянную опеку. Очень важно научить спортсменов самостоятельно разбираться в поведении людей.

В воспитании спортсменов всегда надо быть требовательным и принципиальным. По мере необходимости применяются методы дисциплинарного воздействия: замечания, общественные порицания, отстранение от тренировочных занятий и соревнований. Предъявляя высокую требовательность, не следует забывать и о поощрении, когда это необходимо, особенно менее подготовленных учеников.

Для усиления идейно-нравственного воспитания спортсменов тренер располагает огромным арсеналом средств. Это и беседы, и лекции с привлечением специалистов по самым различным вопросам, начиная с теории и практики спорта и кончая важнейшими политическими вопросами международного положения; обсуждение прочитанных книг, телепередач, художественных и документальных фильмов; организация встреч с выдающимися людьми нашего времени, представителями науки и культуры; вовлечение спортсменов в общественную работу, коллективное обсуждение проблем тренировок, поведения отдельных спортсменов и т. п. Необходимо систематически обучать спортсменов способам самовоспитания (самоанализ, самооценка и др.).

Сейчас, когда технико-тактическая и физическая подготовка лучших спортсменов мира находится примерно на одинаковом уровне, все более важную роль приобретает психологическая подготовленность, которая обеспечивает эффективную реализацию технических, тактических и функциональных возможностей спортсмена. Умение владеть собой, своими чувствами непосредственно перед выступлением, полностью сосредотачиваться на выполняемом упражнении, отвлекаться от посторонних раздражителей, не поддаваться отрицательным воздействиям, осуществлять в любых условиях максимальные усилия без нарушения координации и динамики движений, быть готовым к борьбе с более сильными противниками свидетельствует о хорошей психологической подготовленности. Это достигается систематическим участием в различных соревнованиях, самовоспитанием, тренировкой в условиях «поля боя». Надо вселить в спортсмена веру в свои силы, научить дерзать, настраиваться на преодоление установившихся психологических бартеров.

Известно, что каждый человек обладает огромным запасом потенциальных сил. Однако эта скрытая энергия не проявляется в обычных условиях: одного желания для этого недостаточно. Необходим очень мощный эмоциональный подъем, во много раз усиливающий работоспособность центральной нервной системы.

Участие в соревнованиях создает эмоциональный подъем у спортсменов; но не настолько мощный, чтобы вскрыть все потенциальные силы. Следовательно, спортсмен не должен рассчитывать только на «механическое» действие эмоций, возникающих в соревновании. Главные резервы значительного повышения работоспособности спортсмена — это центральная нервная система, психическая сфера, деятельность которой может усиливаться под влиянием повышенных требований. Кроме того, надо устранить причины, мешающие проявлению скрытых сил. Первая из них— психологический барьер: один спортсмен убежден в невозможности победить известного чемпиона, другой страдает мнительностью, уверяя, что не создан для рекордов, что это удел особо одаренных, и, естественно, всегда проигрывает. Есть и другие психологические барьеры.

Но чаще всего спортсмены создают себе барьер преклонения перед рекордом. Слово «рекорд» оказывает магическое действие, лишая спортсмена сил и воли. Иногда проходят годы, пока найдется смельчак, который преодолеет психологический барьер и превысит застоявшийся рекорд. В 1952 г. впервые был достигнут рубеж 60 м в метании молота, что казалось фантастическим. Но едва один молотометатель преодолел этот рубеж, как сразу его примеру последовали многие. Теперь рекорд мира превышает 80 м и десятки метателей имеют результаты, близкие к этому.

Современная легкая атлетика постоянно дает примеры значительного превышения результатов, которые совсем недавно казались недосягаемыми. Конечно, техника, методика тренировки и условия для соревнований в настоящее время более совершенны. Но все же в преодолении психологических барьеров главное — смелость спортсмена, его непоколебимая уверенность в возможном достижении цели. Воспитание в спортсмене замечательной способности проявлять сверхвысокие усилия требует от него прежде всего дерзания.

Знание спортсменами их больших скрытых возможностей открывает перспективы для. дальнейшего роста мастерства. Конечно, на

высокие рекордные результаты может рассчитывать лишь отлично подготовленный спортсмен. Если физическая подготовка недостаточна шцртехника несовершенна, то даже самое сильное стремление к рекорду не принесет победы.

Психологическая подготовка осуществляется через воспитание волевых качеств. Основную роль в этом воспитании играет преодоление трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Очень важен здесь соревновательный метод, который является одним из лучших путец воспитания волевых качеств и раскрытия потенциальных возможностей.

Без сознательной дисциплины не мыслится хороший спортсмен, команда, большой коллектив. Важно следить за тем, чтобы с первого занятия спортсмены строго соблюдали установленные правила, точно исполняли команды, и указания преподавателя и, наконец, были дисциплинированными не только на спортивных занятиях, но и на работе, в учебном заведении, дома. Требовательность должна быть постоянной. Ни одно нарушение норм поведения нельзя оставлять незамеченным.

Воспитание настойчивости, упорства в достижении цели — одна из важнейших задач в подготовке легкоатлетов. Уровень спортивных результатов в значительной степени зависит от спортивного трудолюбия спортсмена, которое развивается в процессе всей тренировочной и соревновательной деятельности.

Для воспитания умения переносить трудности спортсмену надо время от времени тренироваться в тяжелых условиях, в неблагоприятной обстановке. Полезно вспомнить высказывание И. П. Павлова: «Тепличная обстановка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Хотя сказанное меньше всего относится к спортсменам, но и для них иногда создаются тепличные условия.

Уверенность в своих силах — основа решительности и смелости. Неуверенность — враг спортивных достижений. Как бы хорошо ни владел спортсмен техникой данного вида, но -если у него появится чувство неуверенности, нерешительности, то координация его движений нарушится.

Для воспитания уверенности и создания психологической устойчивости надо приучать спортсменов действовать в обстановке, приближенной к соревнованиям. Чтобы психологически привыкнуть к спортивному результату, которого хотелось бы достигнуть, например, в прыжках в высоту, целесообразно чаще ставить эту высоту, видеть ее, привыкать к ней, а если позволяет уровень подготовки, то и пробовать взять ее.

Необходимо учить спортсменов доводить до конца каждое упражнение. Если спринтер подготовился к бегу, надо бежать, несмотря ни на какие помехи. Если прыгуну покажется, что он в разбеге неточно попал на отметку или почувствовал порыв встречного ветра, все равно надо довести разбег до конца и прыгать. Привыкая прерывать

упражнение, нельзя научиться концентрировать внимание и волю на его выполнении, нельзя воспитать необходимую решительность и уверенность в себе.

Для воспитания способности проявлять максимальные усилия в прыжках, метаниях или беге упражнения выполняются в условиях, требующих больших усилий, чем обычно. Выполнив упражнения в более трудных условиях, спортсмены добиваются лучших результатов, так как проявление повышенных усилий остается, а внешние условия облегчаются.

С этой же целью следует широко использовать не только в тренировке, но и в соревнованиях-прикидках гандикапы, когда более сильная конкурирующая сторона дает преимущество менее сильной, чем вызывает спортсменов на максимальные усилия.

Целесообразно также практиковать групповое выполнение упражнений. Научиться быстрому старту, стремительному выходу вперед можно только при групповых стартах, при которых создается эмоциональный подъем, возникает желание не отстать, проявляется максимальное волевое усилие.

Воспитание воли к победе — важная задача. Спортсмен обязан стремиться к победе, быть бойцом до конца. Многочисленные соревнования, в которых участвует спортсмен, — лучшая школа воспитания воли к победе. Очень важно, чтобы спортсмены чаще участвовали в командных соревнованиях. Стремление вложить свою долю в общее дело — большая движущая сила.

Волевые качества рождаются в борьбе с трудностями, в борьбе с самим собой. Это важное звено в подготовке к состязаниям, поэтому важно заранее приучать легкоатлетов к соревновательным условиям.

В практических занятиях по легкой атлетике рекомендуется придерживаться следующих основных правил для воспитания волевых качеств.

1. Над воспитанием волевых качеств надо работать систематически.

2. Использовать постепенное возрастание объема и интенсивности тренировочной и соревновательной нагрузок.

3. Правильно сочетать тренировки и соревнования с трудовой деятельностью спортсменов.

4. Чаще организовывать совместные занятия менее подготовленных занимающихся с сильнейшими легкоатлетами.

5. Шире использовать соревновательный метод (прикидки и соревнования в отдельных упражнениях на технику, быстроту, лучший результат и др.).

6. Применять различные гандикапы (в беге на разные дистанции, эстафетах, прыжках и метаниях).

7. В каждое тренировочное занятие обязательно включать задачу «достигнуть поставленной цели» в выполнении упражнения.

8. В каждом занятии давать хотя бы одно упражнение для выполнения 6 более трудных условиях.

9. Периодически применять метод «до отказа», особенно в подготовительном периоде.
10. Проводить прикидки в условиях, приближенных к условиям 1редстоящих ответственных состязаний.

11. Проводить тренировочные занятия при любой погоде.

12. Поручать легкоатлетам самостоятельно составлять планы тренировки и самостоятельно проводить отдельные тренировочные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..