КОРОТКО О ТОМ, КАК СОВЕТСКИЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ ГОТОВИЛИСЬ К XXII ИГРАМ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

КОРОТКО О ТОМ, КАК СОВЕТСКИЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ ГОТОВИЛИСЬ К XXII ИГРАМ


Готовясь к Играм, необходимо было решить ряд весьма сложных вопросов, и в первую очередь улучшить систему управления подготовкой сборной команды страны.

А это означало:

— выйти в 1979—1980 гг. на такие показатели тренировочных и-соревновательных нагрузок (по объему и интенсивности), которые обеспечили бы достижение прогнозируемых результатов на 1980 г.;

— повысить уровень организационных и научно-методических форм контроля за ходом подготовки основного и резервного составов сборных команд;

— обеспечить необходимые восстановительные мероприятия, особенно медико-биологического характера;

—- создать в коллективах спортсменов такой психологический микроклимат, который бы стимулировал качественную подготовку Легкоатлетов;

— повысить дисциплину, уровень воспитательной работы и морально-психологической подготовки сборной команды;
— улучшить условия проведения учебно-тренировочных сборов (размещение, питание, оборудование баз, проведение досуга);

— провести дальнейшее совершенствование календаря всесоюзных и международных соревнований;

— создать коллектив тренеров, способных обеспечить высокое качество учебно-тренировочного и воспитательного процессов.

Сборная команда СССР была разделена на пять самостоятельных родственных групп по видам легкоатлетического спорта:

— спринтерский бег и барьерный бег;

— бег на средние и длинные дистанции; 3000 м с/п, спортивная ходьба, марафон;

— легкоатлетические прыжки; легкоатлетические метания;

— легкоатлетические многоборья.

Следует сказать, что подобное разделение видов легкой атлетики было проведено впервые. Это было сделано в целях качественной подготовки и оперативного управления учебно-тренировочным процессом. И, как показала практика, такое разделение полностью себя оправдало.

Для каждой группы видов были созданы все условия для выполнения намеченного плана. В каждой из них были выработаны общие и индивидуальные планы подготовки к Играм XXII Олимпиады.

1978 год был промежуточным финишем на пути к’ 0лимпиаде-80.

На чемпионате Европы в Праге выступала самая молодая команда за всю историю участия сборной команды СССР в чемпионате Европы. Если на чемпионате Европы 1974 года у советских легкоатлетов было всего 17 медалей разного достоинства, то на чемпионате 1978 года — 36, из них 13 золотых, 12 серебряных, И бронзовых.

Центральным событием 1979 года была VII летняя Спартакиада народов СССР., В финале Спартакиады приняло участие 2012 легкоатлетов, из них 412 зарубежных спортсменов. ,

На старт вышло 284 мастера спорта международного класса, 996 мастеров спорта и 297 кандидатов в мастера спорта.

Советские легкоатлеты выступили на Спартакиаде на высоком уровне, и их результаты давали все основания рассчитывать на успех в Играх XXII Олимпиады.

За четыре спортивных сезона (1977—1980) спортивными организациями страны было подготовлено 591 мсмк, тогда как в олимпийском четырехлетием цикле 1973—1976 гг. было только 150.

В 1980 году советские легкоатлеты имели наибольшее количество мест в списках 20 лучших спортсменов мира: СССР — 172, США — 125, ГДР — 91.

Легкоатлетический спорт в физкультурном движении нашей страны занимает центральное место. Различными видами легкой атлетики занимаются 6,5 миллиона человек. Ежегодно физкультурные организации страны готовят 3,5 миллиона спортсменов-разрядников. В нашей стране 14 тысяч платных тренеров, около 100 крытых манежей и более 3000 стадионов.

Особое значение придавалось обновлению команды СССР за счет

талантливой молодежи. Из 98 легкоатлетов 80 впервые принимали участие в Олимпийских играх, 62 сов^ских легкоатлета показали на Играх в Москве результаты на уровне своих личных рекордов и выше, что было в два раза больше, чем на Олимпийских играх 1976 года в Монреале.

Легкая атлетика — вид спорта, олимпийская программа которого теперь состоит из 41 вида, заключенных по традиции в единые рамки (единая команда), единые календарные сроки состязаний, единую организационную структуру. Это требует и единых общих основ планирования и управления развитием такого многопланового вида спорта в целом, который, по данным ИААФ, культивируется в 165 странах мира и объединяет 65 миллйонов атлетов.

В системе подготовки спортсменов высокого класса особ„о важную роль играет прогнозирование высших достижений и компонентов оптимального планирования и управления подготовкой. Чтобы наилучшим образом спланировать сложный процесс спортивной подготовки, необходимо прежде всего знать, на каком уровне достижений предстоит будущим претендентам вести спор за олимпийское первенство — через 4 года или через 8 лет. Современные методы прогнозирования дают возможность определить подобные показатели.

При прогнозировании высшего спортивного мастерства можно выделить четыре крупных объекта: развитие массового спортивного мастерства в стране; развитие видов легкой атлетики, входящих в ‘ олимпийскую программу (включая рост высших спортивных достижений); совершенствование организации олимпийской подготовки в стране; создание моделей спортсменов высокого класса по компонентам подготовленности. Прогнозирование может идти по следующим основным направлениям:

1) прогноз результатов разработки поисковых проблем в легкоатлетическом спорте;

2) прогноз результатов спортивно-прикладных направлений;

3) прогноз новых форм организации, планирования и управления подготовкой мастеров спорта международного класса;

4) прогноз новых форм, методов и средств тренировки в отдельных видах легкой атлетики и оптимального уровня тренировочных и соревновательных нагрузок в видах олимпийской программы;

5) прогноз результатов разработки и внедрения системы восстановительных средств, профилактических мероприятий, рационального (специализированного) питания и т. п.

Ориентиром в определении конкретных спортивных показателей ведущих спортсменов должны служить объективные данные о темпах повышения мирового уровня спортивных результатов. Наряду с этим необходимо учитывать и главные тенденции изменения методики тренировки, создание новых педагогических и медико-биологических средств и методов, обеспечивающих увеличение функциональных резервов организма спортсмена.

Планирование и управление подготовкой атлетов высокого класса следует рассматривать как многофакторный процесс, состоящий из четырех основных этапов: определения цели, составления прогноза,

разработки плана, реализации плана. Выпадение одного из звеньев этой цепи делает процесс неуправляемым.

Цель воспринимается как достижение атлетом максимально высокого спортивного результата. Более обоснованно и конкретно цель должна быть определена в прогнозе как основных тренировочных параметров, так и спортивных результатов, которых атлет может достичь при соблюдении определенных условий на планируемый отрезок времени.

Прогноз спортивных достижений и модельных характеристик позволяет научно спланировать подготовку отдельных легкоатлетов й команд. Чем детальнее прогноз (чем больше информации он содержит), тем более точно можно составить план и детализировать его.

Исходя из прогноза и поставленной цели, создается перспективный план подготовки, а затем на его основе — годичный и оперативный (на отдельный период, месяц, неделю). В годичном плане непременно должна быть заложена основная тренировочная концепция, указаны наиболее существенные параметры тренировочного процесса и пути их достижения.

Реализация плана, то есть практическое воплощение, становится решающим критерием истинности прогноза. Как показывает практика, план всегда требует соответствующей корректировки. Здесь уже выступают аспекты управления тренировочным процессом. Управление будет действенным при наличии метода «замкнутой цепи с обратной связью», учитывающего:

— план подготовки по виду легкой атлетики;

— реализацию этого плана;

— функциональное состояние спортсменов;

— динамику тренировочных и соревновательных нагрузок;

— анализ полученной информации;

— коррекцию планов подготовки;

— реализацию уточненных планов.

Возникает вопрос, что является причиной постоянного роста спортивных результатов?

Основные причины быстрого роста спортивных результатов, особенно в последние годы, относятся к педагогическим, медикобиологическим и социальным факторам. Среди них следует упомянуть современные методы программирования подготовки мастеров спорта международного класса, разработку и применение оптимальной техники и использование оптимальной тактики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Эволюция подготовки квалифицированных атлетов идет по пути:

— повышения интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и создания необходимых условий для их выполнения;

— увеличения арсенала средств тренировки и усиления ее вариативности, детализации и повышения эффективности средств и методов специализированной физической подготовки;

— непрерывной рационализации спортивной техники и тактики, совершенствования методов овладения технико-тактическим мастерством;

 

— расширения и повышения эффективности средств психологической подготовки;

— расширения комплекса восстановительных средств;

— рационализации структуры тренировочного процесса во всех его звеньях;

— внедрения в практику нетрадиционных средств подготовки и различного рода тренажерных устройств, которые позволяют задавать спортсменам требуемые нагрузки вплоть до максимально возможных, овладевать более совершенной техникой;

— усиления научно-методической и медицинской помощи в подготовке спортсменов;

— расширения средств информации и пропаганды теоретических знаний в области научных основ спортивной подготовки;

— усиления общей воспитательной работы со спортсменами.

Увеличивается роль и таких факторов, как специализированное

питание, гигиенические условия тренировки и режима, использование современных методов поддержания здоровья, функционального состояния организма и т. п. Кроме того, появляются новые технические новинки, происходит усовершенствование' инвентаря, экипировки и спортивных сооружений.

Результат мирового класса существенно зависит от специфической одаренности, таланта атлета, который надлежит «открыть» путем отбора, поскольку в основе спортивного таланта лежат индивидуальные врожденные качества, данные, составляющие суть модельных характеристик в том или ином виде легкой атлетики. Многие специалисты считают, что из большой массы спортсменов можно с помощью усовершенствованной и научно обоснованной методики селекции с большей долей вероятности проводить отбор наиболее способных. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор акселерации, очевидно, также оказывающий позитивное воздействие на развитие спортивных способностей.

В последнее десятилетие внимание специалистов всех стран сосредоточено не только на совершенствовании методики подготовки сильнейших спортсменов национальных сборных команд, но и на совершенствовании системы подготовки спортивных резервов. Анализ состояния мирового спорта показывает, что высокий организационный и методический уровень спортивной работы с детьми, подростками, юношами и юниорами в значительной степени обусловливает успех той или иной страны на международной арене.

Достижение высоких результатов во многом зависит от степени развития физических и психических качеств атлета. Это диктует необходимость отбора спортсменов с наиболее высоким уровнем развития качеств, важных для того или иного вида легкой атлетики. В связи с этим особенно остро стоит вопрос об определении способностей к спортивной деятельности детей и подростков.

Анализ выступлений легкоатлетов на олимпийских играх 1952—1980 гг. и других крупнейших соревнованиях показал, что успехов добиваются те спортсмены, которые наряду с большой двигательной активностью обладают высоким уровнем морально-волевых качеств,

 

значительной работоспособностью, в совершенстве владеют спортивной техникой и тактикой, а также обладают высокой степенью устойчивости к стрессовым факторам в условиях соревнований. Учет всех этих моментов имеет большое значение в процессе отбора кандидатов в сборные команды.

Талант в спорте — комплекс врожденных особенностей (телосложение, функциональные возможности органов и систем) и качеств, приобретенных в самые юные годы под влиянием внешней среды. Бесспорно, наилучший путь для выявления талантов — массовое развитие спорта, особенно в школах. Наряду с дальнейшим развитием массового спортивного мастерства в стране целесообразно осуществить организованное выявление природно одаренных юношей и девушек, способных в течение 5—6 лет достигнуть уровня международного класса и принять участие в олимпийских играх. Примером тому может служить Виктор Маркин, который за четыре, года упорной тренировки добился выдающегося результата в беге на 400 м — 44,60, завоевав титул чемпиона XXII Олимпийских игр.

Такой поиск необходимо проводить повсеместно. При 3toM особое внимание должно быть обращено не только на результат, показанный на соревнованиях, но и на антропометрические данные. Кроме того, при отборе надо пользоваться простейшими тестами, которые могут дать представление об уровне качества, являющегося ведущим для того или иного вида легкой атлетики.

Неуклонно повышающийся уровень спортивных достижений, возрастающая конкуренция на мировой спортивной арене выдвигают все новые проблемы, решение которых должно привести к главному — повышению эффективности и надежности тренировочного процесса.

Высшее мастерство связано со спортивным творчеством, которое дает возможность широко раскрыть способности атлета. Спортивное творчество, каким бы индивидуальным оно *ни было, невозможно без содружества тренера, врача, ученого и, конечно, самого спортсмена. Путь к рекордам — это непрерывный поиск: каждый, кто стремится достичь абсолютно высокого спортивного результата, должен искать новые способы мобилизации своих потенциальных возможностей, научиться наиболее эффективно их использовать. Только такое целенаправленное воздействие на свои природные данные позволит атлету добиться не доступного еще никому уровня спортивной работоспособности. При этом особенно важно так организовать подготовку, чтобы заданного уровня мастерства атлет достигал в оптимальные сроки и в определенный возрастной период, сохраняя возможно большйе резервы для дальнейшего повышения результатов (с учетом специфических сторон вида легкой атлетики, индивидуальных способностей спортсменов). В этом и заключается основа системы олимпийской подготовки.

Важно не только развить физические качества спортсмена, усовершенствовать его технические и тактические способности, сформировать медико-биологические и психологические предпосылки, но и добиться того, чтобы наивысший уровень его работоспособности был продемонстрирован в нужное время. В связи с этим особая роль
 

отводится управлению развитием спортивной формы. Этот сложный процесс также прогнозируется в соответствии с конкретной целью и возможностями.

Прогнозы на 1990 г., о которых сегодня говорят как о фантастических результатах, безусловно, станут реальностью. Конечно, это требует более широкого развития педагогики высшего спортивного мастерства и смежных с ней наук, которые должны в единстве решать вопрос о путях раскрытия глубинных возможностей организма спортсмена как биологической системы, а также более полного раскрытия его личности.

Одной из наиболее актуальных является проблема повышения функциональных возможностей организма атлета и его спортивной работоспособности, проникновения в тайны биологических процессов жизнедеятельности человеческого организма. Современные научные-методы оптимизации подготовки и современные средства восстановления обусловливают дальнейшее совершенствование тренировочного процесса высококвалифицированных атлетов, что, безусловно, скажется на повышении уровня спортирных достижений.

Исходя из прогнозируемых результатов в отдельных видах легкой атлетики, создается модель будущего спортсмена экстракласса. Прогнозируется уровень развития нужных качеств, навыков и умений с учетом спортивной специализации, а также объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Разрабатываются методы комплексного воздействия на развитие и совершенствование специализированных качеств. Предусматривается применение определенного рода тренажерных устройств и нетрадиционных средств тренировки. Планируется подготовка спортсмена экстракласса по этапам. В этом и состоит суть современного научно обоснованного управления подготовкой спортсменов высокого класса.

При прогнозировании спортивных достижений на 1984, 1988, 1990 гг. (табл. 1) учитывались общие тенденции развития каждого из видов легкоатлетического спорта, изменения в спортивной технике, тактике, правилах соревнований, создание нового инвентаря и оборудования, разработка методов тренировки. По возможности учитывались все факторы, которые могут вызвать те или иные качественные изменения, способствующие повышению уровня спортивных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..