Дифференцированный и индивидуальный подходы

Главная     Учебники - Спорт     Лыжный спорт (Бутин И.М.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Дифференцированный и индивидуальный подходы
к обучению и развитию физических качеств на уроках
лыжной подготовки в младших классах


В настоящее время далеко не все возможности исчерпаны на путях дальнейшего совершенствования методики обучения способам передвижения на лыжах учащихся. Одним из таких путей является расширение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению учащихся, в первую очередь в младших классе. Здесь, как правило, наблюдаются большие различия в уровне физической и координационной подготовленности школьников, особенно в I—II классах, так как только часть учащихся до прихода в школу становилась на лыжи.
Наблюдая уроки лыжной подготовки в целом ряде городских и сельских школ, к сожалению, приходится констатировать, что подавляющее большинство учителей проводят уроки на лыжах фронтальным методом: ученики передвигаются к месту занятий и обратно в колонну по одному (во главе с учителем). Подобным образом («потоком») передвигаются учащиеся и при обучении на учебном круге, порой мешая друг другу, наступая на пятки лыж, быстро сокращая интервал в силу различной подготовленности и скорости передвижения. При таком варианте организации учащихся на уроке учитель видит проходящего мимо ученика по длинному (где должен поместиться весь класс) кругу всего несколько раз за урок да и то кратковременно, не успевая сделать замечания.
Далеко не все учителя физической культуры достаточно ясно представляют особенности дифференцированного и индивидуального подходов в обучении способам передвижения на лыжах и в развитии физических качеств.
Дифференцированный подход - это учет общих особенностей групп учащихся, выражающийся в подборе средств, методов и методических приемов.
Индивидуализация подразумевает учет своеобразия, уровня подготовленности, особенностей каждого отдельного учащегося и т.п.
К сожалению, на уроках по лыжной подготовке не всегда реализуются дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению ходам, спускам, а также к развитию физических качеств. Многие учителя не используют имеющиеся в литературе рекомендации по разделению учащихся на группы (групповой метод). А если кто и распределяет учащихся на группы, то делает




это чисто формально, без учета уровней физического развития и координационных способностей, а также степени владения лыжами, которые во многом определяются следующим обстоятельством - катался ли школьник на лыжах в дошкольном возрасте или нет. Таким образом, первой задачей учителя при организации дифференцированного обучения является распределение учащихся по группам, в каждой из которых должны быть подобраны ученики, примерно равные по подготовленности. Так, в I классе основным критерием, определяющим распределение учеников на группы на уроках лыжной подготовки, является уровень владения (управления) лыжами. Это можно определить при выполнении учениками следующих подводящих упражнений:
1. Поднимание и опускание носков и пяток лыж (поочередно правой и левой), слегка сгибая ноги.
2. Поднимание носков лыж и размахивание ими вправо и влево.
3. Поднимание и перестановка носков лыж в сторону и обратно.
4. Поднимание согнутой ноги назад и вперед, отрывая пятку, а затем носок лыжи.
5. Поднимание согнутой ноги, удерживая лыжу горизонтально над лыжей.
6. Приставные шаги в сторону.
7. Отведение прямой или слегка согнутой ноги с лыжей назад.
Учитель, визуально оценивая на первых (одном-двух) уроках в
какой степени владеют лыжами ученики, выставляет оценки каждому ученику. Лучше делать это по трехбалльной системе: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Сообщать ученикам оценки не следует. Указанные упражнения одновременно используются в данном случае и как «контрольные». Пятое упражнение, если его проводить с задачей «как можно дольше простоять на одной лыже», с оценкой по времени (в с), дает более полное представление о развитии чувства равновесия у первоклассников.
На сколько групп следует разделить класс на уроках лыжной подготовки? Наиболее целесообразно скомплектовать 3 группы с наполняемостью 8-12 учеников. В данном случае это позволит наиболее эффективно управлять группами и осуществлять дифференцированный подход к обучению. Группы не могут быть одинаковыми, количественный состав зависит исключительно от уровня подготовленности учеников.
Во II классе к комплектованию групп необходим другой подход. Ученики уже год (в I классе) изучали передвижение на лыжах (скользящий шаг), и при разделении на группы необходимо это учитывать. Учитель может комплектовать группы по принципу однотипных ошибок в технике передвижения, при этом учитыва-

-стся, естественно, грубые или значительные ошибки. Например, в одну группу объединяются учащиеся, передвигающиеся на прямых ногах (в высокой посадке), в другую - имеющие незаконченный толчок ногой, в третью - передвигающиеся в двухопорном положении (отсутствие одноопорного скольжения). Возможны и такие ошибки: «подпрыгивающий» ход, короткий скользящий шаг и другие.
Может случиться, что класс придется разделить и на четыре группы, все зависит от уровня подготовленности школьников. Возможен и другой подход в комплектовании групп - путем проведения контрольных упражнений. На первых уроках учащееся выполняют задание - пройти дистанцию 30 м за наименьшее количество шагов (без учета времени). В данном случае длина скользящего шага является интегральным показателем, отражающим уровень владения техникой. Второе упражнение - прохождение того же отрезка 30 м с максимальной скоростью на время (длина шага при этом не учитывается). Указанные контрольные испытания целесообразно проводить на хорошо подготовленной (старшеклассниками) ровной лыжне в нормальных (хороших) условиях скольжения. С учетом длины шага и скорости бега учащиеся разбиваются на группы. Для примера можно привести следующие показатели, полученные нами при обследовании учащихся сельских школ.
В среднем учащиеся II класса (мальчики) преодолевают 30 м за 24 шага. Однако в индивидуальных показателях наблюдался значительный разброс от 16 до 40 шагов. Правда, такие крайние показатели единичны. Наибольшее количество показателей укладывается в диапазоне от 21 до 28 шагов. Исходя из этого, учеников по подготовленности можно разделить с достаточной объективностью на три группы: первая учащиеся, проходящие отрезок за 21 шаг и меньше (хорошо подготовленные), вторая - проходящие отрезок за 22-27 шагов (средний уровень подготовленности), третья - включает учеников, проходящих отрезок за 28 и более шагов.
Следует отметить, что и во втором упражнении (на скорость) распределение учеников примерно одинаково, что отражает общий Уровень подготовленности. Однако полной взаимосвязи между передвижением на лыжах «на скорость» и «на длину» шага не наблюдается, так как это отражает, очевидно, другие качества. Результаты в этом контрольном упражнении можно будет использовать в дальнейшем при комплектовании групп (команд) в играх-эстафетах, направленных на развитие физических качеств.
Распределяя учеников по группам, учителю необходимо ориентироваться только на собственные данные контрольных упражнений и

не сравнивать их с приведенными выше показателями или с результатами, полученными в других школах, так как в каждом конкретном случае существенное влияние оказывают условия скольжения, подготовка лыжни, инвентарь и др. Для учителя главное дифференцировать своих учеников. Дополнительно можно учесть и отдельные грубые ошибки, и таких учеников выделить в отдельную группу.
Другим вопросом дифференцированного подхода является организация учащихся на уроке (размещение групп и учителя на учебной площадке). Возможны наиболее простые варианты. Например, 2-3 группы передвигаются на учебной площадке по концентрическим «кругам». Уменьшение количества учащихся в группах (по сравнению с классом) позволяет уменьшить длину учебных кругов (потребуется и меньшая площадка) и тем самым осуществить более действенный контроль за техникой передвижения учеников. При этом менее подготовленные учащиеся передвигаются по внутреннему кругу ближе к учителю, который располагается внутри кругов на прямой лыжне или передвигается параллельно детям по своему внутреннему кругу. Однако при четырех группах учителю трудно контролировать учеников на внешних кругах, поэтому возможен и другой вариант. В данном случае ученики передвигаются на кругах, расположенных по обе стороны от лыжни учителя. Здесь менее подготовленные школьники располагаются на внешних кругах (т.е. опять ближе к учителю), да и «круги» уже и чуть длиннее (более вытянутые и узкие, чем общепринятые), что также приближает учащихся к учителю. Общая длина кругов зависит от количества учащихся в группах, размера площадки, которая имеется в распоряжении учителя.
Дать какие-то конкретные рекомендации по длине в каждом конкретном случае трудно. Можно только посоветовать: учащиеся должны передвигаться друг за другом с сохранением дистанции 4-5 м.
Дифференцированный подход предполагает планирование заданий по группам с учетом подготовленности учащихся или наличия типичных ошибок в каждой группе. Это позволит ускорить обучение более подготовленных (что поднимет их интерес к уроку), а с другой стороны, облегчит обучение менее подготовленных учеников, так как учитель может им уделить больше внимания, целенаправленно подобрать подводящие упражнения для исправления типичных ошибок. Так, при изучение техники скользящего шага менее подготовленные будут изучать его простейший вариант - с размахиванием руками, а другие уже будут передвигаться, заложив их за спину.
Дифференцированный подход особенно важен и при занятиях на склоне, при изучении спусков и поворотов в движении. Здесь

главным критерием деления на группы является уверенность при спуске, умение сохранить равновесие. Однако, как правило, ученики, владеющие лыжами «на равнине», бывают лучшими и на склонах. Так что перераспределять группы, сформированные на учебных кругах для занятий на склоне, практически приходится очень . редко. Главное для дифференцированного обучения спускам заключается в сложности подбора крутизны и длины склона для каждой группы в зависимости от их подготовленности. По существу, для каждой группы нужен свой склон, да и еще чтобы все склоны были расположены рядом друг с другом для контроля за учебным процессом. Важно при этом обеспечить безопасность спусков, избежать пересечения направлений спусков, выделить направления подъемов, т.е. регулировать движение. Главное при обучении на склоне - доступность упражнений для каждой группы учащихся.
Для первоначального обучения младших школьников спускам необходимо иметь склоны различной крутизны и длины (например, 10, 15, 20 и 30 м). Как правило, более длинные склоны и не требуются - на коротких склонах можно резко повысить плотность занятий, так как увеличивается количество попыток. Но главное требование к склонам - они должны быть прямые и ровные, открытые и без посторонних предметов (пней, камней, кустов и т.д.). Крутизна склона определяет скорость спуска. Для начинающих она должна соответствовать скорости медленно или быстро идущего человека (это простое практическое правило еще не все учителя взяли «на вооружение»). Конечно, не у всех школ рядом есть необходимый «набор» склонов, но в этом случае менее подготовленным ученикам можно выполнять спуски с части (с половины или с одной трети по высоте) склона. При этом важно регулировать порядок спуска, обеспечить высокую дисциплину с тем, чтобы избежать столкновений и травм. Можно разместить на склонах знаки, указывающие направления (коридоры) спусков и подъемов.
Дифференцированный подход к обучению на склоне осуществляется не только выбором крутизны и длины склона, но и сложностью заданий - какая-то группа учеников осваивает только спуск в основной стойке, а другая (более подготовленная) может уже выполнять на спуске и подводящие упражнения к поворотам переступанием и рулением. Например, при спуске можно выполнить следующие упражнения:
1. Спуск с изменением глубины стойки (многократные пружинистые приседания).
2. Спуск со склона, многократно перенося вес тела с лыжи на лыжу («переминаясь» с ноги на ногу).
3. При спуске, перенеся вес тела с лыжи на лыжу, слегка при-: однять носок свободной (от веса тела) лыжи.




4. Спуск со склона с легким многократным подпрыгиванием (лыжи чуть отделяются от поверхности снега).
5. Спуск со склона без палок с дополнительными движениями рук (размахивание, вращение и т.д.).
6. При спуске преодолеть несколько ворот с верхней перекладиной из лыжных палок, приседая и наклоняясь под воротами и выпрямляясь между ними (высота ворот меняется).
7. При спуске поднять какой-либо предмет (рейку, варежку, флажок) или переставить их с одной стороны на другую.
8. При спуске бросить малый мяч или снежок в цель.
9. Спуск с мячом (волейбольным или футбольным). Бросить его партнеру и получить обратно (поймать).
10. Спуск двух учеников по параллельным лыжням, перебра
сывая мяч друг другу.
Все эти и другие упражнения помогут в значительной степени дифференцировать сложность задания. Однако необходимо знать, что важное значение имеет реализация принципа постепенности -не следует усложнить задания, преждевременно переходить на более крутые и длинные склоны, если ученики не освоили свои первые спуски на коротких склонах и с небольшой скоростью или неуверенно выполняют дополнительные задания (упражнения) при спуске. Занятия групп на разных склонах дает возможность в значительной степени повысить плотность занятий - увеличить количество спусков. Поэтому их длина не должна быть велика, важно также увеличить количество попыток на коротких спусках. Для повышения плотности большое значение имеет и краткость объяснения. Длительный рассказ, особенно в младших классах ничего не дает.
В малокомплектных школах дифференцированный подход играет исключительно важную роль в связи с особенностями проведения уроков с различным составом учащихся порой даже трех -четырех возрастных групп (с I по IV классы при малой их наполняемости). Этот фактор и диктует распределение учеников на группы - в каждой учащиеся одного класса (одного возраста). В таких типах школ это объединение дает возможность, не увеличивая учебную нагрузку учителя физической культуры, проводить уроки по лыжной подготовке ежедневно со всеми учениками. Кроме того, в малокомплектных школах, как правило, нет помещений (залов) для нормального проведения уроков по гимнастике и играм, поэтому все снежное время года можно вести занятия на лыжах. При наличии лыжного инвентаря это создает идеальные условия (урок каждый день!) для овладения техникой способов передвижения на лыжах, повышения уровне физического развития и закаливания учащихся.

Принципы индивидуализации на уроках лыжной подготовки реализуются чаще всего в отношении слабо подготовленных учеников. Учитель «вызывает» их с внутреннего круга на «свою» лыжню, исправляя ошибки, подсказывая, давая задание выполнить подводящее упражнения. В то же время другие учащиеся продолжают выполнять задания по группам на своих учебных кругах. Учитель должен, используя свой опыт, исправлять у учащихся одни и те же ошибки различными способами с учетом индивидуальных особенностей.
Особенно широко используется индивидуализация в малокомплектных школах в силу малой наполняемости классов, а также в связи с тем, что на уроке одновременно занимаются учащиеся по программам смежных классов. Вполне естественно, меньшая наполняемость класса позволяет в большей степени за счет индивидуализации интенсифицировать процесс обучения и улучить качество усвоения материала. Принцип индивидуализации может быть реализован только в том случае, если учитель будет учитывать особенности физического развития и координационные способности каждого школьника и его уровень владения техникой каждого способа передвижения на лыжах. Все это поможет ускорить (даже по сравнению с программой лыжной подготовки, которая рассчитана на «среднего» ученика) процесс обучения, а также избежать возможных травм. Ускорение обучения очень важно, так как высвобождает время для другого, не менее важного раздела работы по лыжной подготовке - развития физических качеств скорости и выносливости в передвижении на лыжах.