Планирование учебной работы по лыжной подготовке

Главная     Учебники - Спорт     Лыжный спорт (Бутин И.М.) 

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Планирование учебной работы по лыжной подготовке

Эффективность обучения отдельным способам передвижения на лыжах и качество урока в целом во многом определяются рациональным планированием всей учебной работы по лыжной подготовке. Подготовка к планированию начинается с изучения программного материала и новой методической литературы по лыжной подготовке и лыжному спорту. Вместе с тем учитель должен оценить условия проведения уроков (места занятий и оснащенность материальной базы), подготовленность учащихся (на основании успеваемости за прошлый год). На основе этого и личного опыта учителю необходимо определить рациональную последовательность и оптимальные сроки прохождения программного материала по лыжной подготовке.
В определенной мере планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящих уроков. Уроки лыжной подготовки в школах, расположенных в средней климатической полосе, проводятся в третьей четверти в январе - феврале (после зимних каникул). В каждом классе на лыжную подготовку отводится 16 ч.
Первой задачей планирования является (исходя из подготовленности учащихся и местных условий) наиболее рациональное распределение учебного материала программы по урокам. Планирование содержания вводного урока несколько отличается от остальных, так как здесь вначале проводится беседа.
Учащиеся знакомятся с задачами лыжной подготовки в данном классе; здесь также сообщаются (частично) теоретические сведения по лыжной подготовке и в целом по физической культуре, предусмотренные программой. Кроме теоретической беседы учащиеся часть времени проводят на лыжах, повторяя материал, изученный в предыдущем классе. В процессе этого повторения учитель осуществляет предварительный учет, который поможет оперативно внести поправки в текущее планирование учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.

Планирование материала на последующие уроки предусматривает в каждом из них повторение и совершенствование пройденного ранее, изучение нового материала, рекомендованного программой для данного класса, материала на развитие физических качеств (одновременно идет подготовка к выполнению учебных нормативов). В каждом уроке должны быть запланированы повторение (изучение, совершенствование) лыжных ходов и обязательно занятия на склоне, где повторяются (изучаются и совершенствуются) элементы горнолыжной техники, предусмотренные программой. На всех уроках планируется привитие навыков самостоятельной работы и инструкторских умений; все это осуществляется непосредственно в ходе повторения совершенствования старого и изучения нового учебного материала.
В ходе повторения планируется материал, который изучался в прошлом году или на предыдущих уроках. Главное заключается в том, чтобы повторение было органически связано с изучением нового материала, способствовало более быстрому и прочному его освоению и закреплению. Поэтому упражнения и способы передвижения при повторении должны носить подводящий характер.
Распределяя материал по урокам, учитель должен определить количество (серию) уроков, необходимых для изучения каждого способа передвижения на лыжах (хода, торможения, поворота в движении и т.д.). Количество уроков, отводимых на изучение какого-либо способа передвижения, зависит от его сложности, подготовленности учащихся в целом и освоения ими подводящих упражнений, из которых органически вытекает новый способ передвижения (учитывается характер переноса навыков). Как правило, на каждый способ требуется несколько уроков. Однако, планируя следующий материал (способ передвижения), нет необходимости ждать полного освоения предыдущего. Когда освоение ранее запланированного перейдет в стадию умения (через 3-4 урока), целесообразно включить изучение нового способа, а предыдущий материал уже планируется на повторение и совершенствование. Таким образом распределяется весь материал по урокам. Последние два урока отводятся на подведение итогов обучения в данном классе - выставление оценок за технику изученных ходов и сдачу учебных нормативов.
Второй частью планирования является определение конкретных задач на каждый урок. Формулировка задач должна носить характер целевой установки. Например, на одном из серии уроков по изучению одновременного двухшажного хода можно сформулировать задачу следующим образом: «Освоить согласованность выноса рук со скользящими шагами», или «Овладеть отталкиванием палками», или «Освоить широкие скользящие


шаги». В таких формулировках отражены конечные результаты учебной деятельности.
Основным документом планирования по лыжной подготовке является поурочный план на четверть. В нем кратко излагаются задачи и содержание каждого урока согласно распределению учебного материала в годовом плане, графике. В этом плане обычно не раскрываются детали каждого конкретного задания, однако указывается основная направленность содержания каждой части урока. При разработке основной части урока следует перечислить подводящие упражнения. В плане должна быть отражена системность в постановке задач по сериям уроков, где изучаются отдельные способы передвижения на лыжах.
В поурочном плане разрабатываются задачи и содержание материала на развитие физических качеств. При этом очень важно, чтобы материал соответствовал уровню подготовленности учащихся и в нем предусматривалось постепенное повышение нагрузки и ее чередование, направленные на развитие отдельных качеств. В плане должно найти отражение и привитие навыков самостоятельной работы при выполнении домашних заданий. Во всех уроках необходимо предусмотреть систему домашних заданий по освоению навыков и развитию физических качеств. Очень важно, чтобы домашние задания органически вытекали из содержания учебного материала и были именно связаны с ним в единую систему.
Вместе с тем следует обеспечить возможную вариативность поурочного плана, хотя порой это сделать нелегко. Необходимо предусмотреть целесообразное продление сроков обучения какому-либо способу передвижения так, чтобы это значительно не отразилось на содержании другого учебного материала. Вместе с тем возможно изменение поурочного плана, например в связи с сильными морозами (в этом случае занятия переносятся в спортивный зал) или если большая часть учеников не осваивают способ за запланированное время и т.д. Требованиями к поурочному плану являются также простота внешнего оформления, компактность и наглядность восприятия содержания.
Конспект урока - конечный документ планирования учебной работы по лыжной подготовке, он составляется на основе поурочного плана на четверть. В конспекте детально разрабатываются конкретные задачи и содержание каждого урока по овладению способами передвижения на лыжах. Уточняются задачи по развитию двигательных качеств, а также воспитательные задачи и задачи по формированию знаний. В соответствии с задачами определяется и конкретное содержание каждой части урока. Намечаются основные и подводящие упражнения и их дозировка.

В конспекте должны быть указаны методы обучения и воспитания и способы организации школьников на уроке. Вместе с этим обязательно следует разработать конкретные упражнения дома. Все записи в конспекте должны быть краткими, точными и полными по смыслу. Упражнения записываются в порядке очередности их выполнения, дозировка передвижения - в метрах или минутах с тем, чтобы нагрузка была точно выражена по объему и интенсивности передвижения. В конспекте всегда указываются и методические приемы обучения конкретному способу передвижения на лыжах: необходимо выделить детали хода, поворота, на которые следует обратить особое внимание; дать указания по предупреждению типичных ошибок.
В том случае, если учитель еще не обладает достаточным опытом планирования, за основу можно взять типичные поурочные планы, которые публикуются в журнале «Физическая культура в школе» и в других методических изданиях, и творчески переработать их, исходя из местных условий, подготовленности учащихся и т.п.
Однако общепринятая в начальных классах система планирования и распределения учебного материала порой не обеспечивает необходимую эффективность процесса обучения.
В 45-минутный урок приходится включать работу на учебном круге и на склоне, где происходит изучение спусков, поворотов и торможений. Естественно, что при большой наполняемости класса на тот и другой раздел работы приходится очень мало времени и ученики не в состоянии выполнить более 2-3 попыток на спуске, да и количество прохождений учебного круга невелико.
Очевидно, необходимо сконцентрировать материал и повысить плотность урока. Плотность урока можно увеличить, применяя групповой метод организации учащихся, но только одного этого недостаточно.
Необходимо использовать другие варианты планирования учебного материала, которые во многом зависят от местных условий, наполняемости класса и т.п.
Можно предложить такой вариант распределения материала по классам, который прилагается ниже. В I классе все уроки лыжной подготовки проводить только на учебных склонах; их основная задача - добиться уверенного спуска в основной стойке. Высокая эмоциональность занятий на склоне, активность учеников будут стимулировать процесс обучения. Применение группового метода организации учащихся на склоне позволит значительно повысить плотность урока и добиться прочного усвоения навыков спусков со склонов различной крутизны. Кроме того, занятия на склоне способствуют воспитанию чувства равновесия и уверенного владения лыжами, что создает прочную

базу для изучения скользящего шага во П-Ш классах, а в дальнейшем и других ходов.
Во II классе содержание уроков меняется. Кроме занятий на склоне включаются занятия на изучение скользящего шага на учебных кругах. Но планируется освоение всего материала не в каждом уроке, а раздельно по сериям уроков.
Если общее количество уроков соответствует программе - 16, то целесообразно разбить их на 4 серии по четыре урока.
На первых четырех уроках занятия проводятся, как и в I классе, только на склоне (с задачей восстановления и совершенствования навыков в технике спусков). Следующие четыре урока проходят полностью на учебном круге, где начинается изучение скользящего шага, что позволит продуктивно вести обучение и добиться прочного освоения этого упражнения.
Вполне естественно, что игровыми упражнениями и заданиями необходимо поддерживать высокую эмоциональность уроков. В дальнейшем в ходе лыжной подготовки такая серия (4 + 4 урока)
повторяется.
В случае если в школе на лыжную подготовку отводится больше чем 16 уроков, то количество серий соответственно увеличивается. В III классе возможны два варианта планирования. В первом варианте уроки проводят такими же сериями (i+4), чередуя занятия на склонах и на учебном круге в период всей лыжной подготовки.
Второй вариант планирования: если ученики успешно справляются с программой, то кроме серийного планирования материала (отдельно «горнолыжные уроки» + уроки на учебных кругах) в конце лыжной подготовки проводятся смешанные уроки, где в одном уроке сочетаются занятия на склоне и на учебных кругах. В данном варианте ученики закрепляют и совершенствуют навыки, освоенные на первых уроках. Дефицит времени здесь сказывается еще меньше.
В любом случае учителя должны, исходя из местных условий (наличие склонов разной крутизны, большая или меньшая отдаленность мест занятий от школы, подготовленность учащихся, наполняемость класса), совершенствовать методику планирования, сами обстоятельно подбирать наиболее эффективный вариант.
В значительной части школ, особенно сельских и малокомплектных, нет нормальных условий для проведения уроков в закрытом помещении (отсутствие залов или они малы по высоте и площади). Учитывая это, в таких школах целесообразно проводить уроки по лыжной подготовке все снежное время года для каждого региона страны. Таким образом, количество уроков по лыжной подготовке можно довести до 30-32, что, несомненно,

положительно скажется на здоровье и подготовленности учащихся. Известно, что оздоровительное значение лыжного спорта очень велико.