В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена
как обязательный раздел с I по XI классы. Уроки по лыжной подготовке
проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 16
ч в каждом классе. Программой предусмотрено: овладение учащимися
умениями и навыками .в основных способах передвижения на лыжах, навыками
самостоятельных занятий; сообщение теоретических сведений; повышение
общей работоспособности и развитие основных физических и
морально-волевых качеств.
Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую
направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными
помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и
оздоровительной работы по лыжам со школьниками младших классов. Кроме
этого, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися
домашних заданий, что особенно важно в старших классах, где проводятся
сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю не
обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и не способствует должным
образом закреплению изученного материала и поддержанию необходимого
темпа в повышении уровня развития физических качеств.
Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к проведению
уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки,
учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования
сводятся к следующему:
1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. С этой
целью на уроках лыжной подготовки очень важно до минимума сократить
время на выдачу и прием инвентаря и на переходы к местам занятий и
обратно. Кроме того, необходимо сократить до оптимальной величины время,
отводимое на показ и объяснение (это диктуется еще и условиями
проведения урока лыжной подготовки при низких температурах).
2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует
повышению его качества. Это достигается чередованием упражнений на
учебном кругу и на склоне, разнообраз-ным рельефом местности, включением
игр и игровых занятий, элементом соревнования и т.д.
3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и
интенсивности нагрузку на уроке лыжной подготовки в соответствии с
полом, возрастом и подготовленностью школьников.
Все эти требования реализуются на основе образовательной,
воспитательной, инструктивной и оздоровительной направленности, что
обеспечивается всей системой уроков, домашних заданий по лыжной
подготовке. Программой предусмотрено увеличение прикладной
направленности уроков лыжной подготовки в старших классах.
Вполне естественно, что программа по лыжной подготовке постоянно
совершенствуется. В соответствии с современными требованиями, ростом
подготовленности школьников в программу вносятся необходимые изменения и
уточнения: исключаются способы передвижения, не имеющие большого
значения в лыжном спорте, туризме и т.д.; вводятся новые элементы;
уточняются нагрузки, учебные нормативы и др. Например, исключен поворот
на параллельных лыжах, так как его изучение в условиях школьщэго урока
затруднено. Продолжается совершенствование и учебных нормативов, в
настоящее время они введены в программу начиная со II класса.
От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической
подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения
времени их прохождения. Во II-V классах дистанция для девочек и
мальчиков 1 км, в VI-VIII классах - 2 км, в VIII-IX классах - 3 км, в X
- XI классах длина дистанции дифференцируется не только по возрасту, но
и полу учащихся: у девочек - 3 км, у мальчиков - 5 км. Вместе с тем
программой допускается и прохождение дистанции без учета времени, в этом
случае длина дистанции увеличивается (в зависимости от класса) примерно
вдвое. Такие гибкие требования в выполнении учебных нормативов по
времени и без учета времени позволяют более дифференцированно подходить
к учащемуся.
Несмотря на то что происходит постоянное совершенствование школьных
программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных
закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не
только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и
последовательность изучения всех способов передвижения на лыжах от I до
XI класса.
Так, в начальных классах помимо умений в обращении с лыжным инвентарем
учащиеся должны в первую очередь овладеть ступающим шагом, скользящим
шагом, попеременным двухшаж-
ным ходом. Все это является основой для дальнейшего изучения способов
передвижения на лыжах.
На склоне в этих классах (I-IV) изучаются способы спусков, торможений и
подъемов. Все это создает прочную основу для дальнейшего обучения и
совершенствования лыжных ходов и элементов горнолыжной техники в V-VIII
классах, где объем учебного материала наиболее велик. Здесь изучаются
одновременные ходы, четырехшажный ход, различные способы спусков,
подъемов, поворотов в движении и преодолении неровностей. Продолжается
совершенствование попеременного двухшажного хода и других способов
передвижения (торможений, спусков), изученных в начальной школе.
В старших классах (IX-XI) объем нового учебного материала невелик: это
переходы с хода на ход (с попеременным на одновременный и наоборот),
преодоление препятствий, неровностей. Вместе с тем больше внимания
уделяется применению способов передвижения в соответствии с рельефом
местности и состоянием снежного покрова. Главное при этом - дальнейшее
совершенствование техники ходов, поворотов, торможений. Вместе с тем это
подчеркивает необходимость усиления прикладной направленности уроков по
лыжной подготовке, так как при передвижении по местности необходимо
включать участок с различными искусственными и естественными
препятствиями.
Основная направленность в увеличении нагрузки на уроках лыжной
подготовки заключается в постепенном увеличении длины проходимой
дистанции: от 1 км в I классе до 12 км в XI классе у юношей и до 5 км у
девушек. Во II—IV классах даются рекомендации по прохождению отрезков с
высокой скоростью для развития быстроты (от 20-30 м во II классе до 150
м в IV классе). В последующих классах такие рекомендации не приводятся,
поэтому учителя должны сами планировать развитие физических качеств в
зависимости от уровня физической подготовленности школьников.
Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной подготовке с
внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-массовые
мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и
физкультурные праздники. Главная задача таких мероприятий - пропаганда
занятий на лыжах, приобщение к различным видам занятий на лыжах возможно
большего числа учащихся.
Особое внимание в программе обращается на привитие навыков
самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков. Это
позволит не только успешно выполнять домашние задания, но и привлекать к
занятиям лыжным спортом широкий круг учащихся. Вместе с тем программа
требует вооружать
школьников теоретическими знаниями по основам занятий физической
культурой, а также специальными сведениями по лыжной подготовке к
лыжному спорту.
В сельских и особенно малокомплектных школах, где нет условий для
углубленного изучения других разделов программы по физическому
воспитанию - гимнастике, спортивным играм, плаванию и т.д. (отсутствие
залов с необходимым оборудованием, плавательного бассейна), -
целесообразно часы, отведенные на отдельные разделы программы,
использовать на лыжную подготовку. В подавляющем большинстве сельских
школ есть хорошие условия для проведения уроков лыжной подготовки
(близко расположены места занятий - лес, склоны различной крутизны,
имеется возможность должным образом спланировать расписание уроков).
Программой предусмотрены и критерии оценки по разделу лыжной подготовки.
Она складывается из оценки уровня овладения техникой способов
передвижения на лыжах, теоретических знаний, умения самостоятельно
выполнять домашние задания и выполнения учебных нормативов. Для
учащихся, отстающих в физическом развитии, учебные нормативы могут быть
отменены (если есть медицинские противопоказания).
В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей страны с
сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную подготовку
проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце
зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно повышает качество
учебной работы по лыжной подготовке.