Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при
многолетней и круглогодичной подготовке в течение
ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики
(мужчины) становятся победителями и призерами крупнейших соревнований
(Олимпийских игр и чемпионатов мира) чаще всего в возрасте 25-27 лет.
Аналогичная картина наблюдается и у женщин. Это говорит о том, что
данный возраст является оптимальным для достижения наивысших
результатов. Вместе с тем в равной степени успешно соревнуются и
достигают высоких результатов спортсмены в возрасте с 22 до 32 лет.
Данный возрастной период следует считать зоной высоких результатов.
Учитывая эти данные, всю подготовку в лыжных гонках следует планировать
с целью подведения спортсменов к наивысшим результатам именно в этом
возрасте. Вместе с тем, особенности лыжных гонок, биологические законы
развития отдельных органов и систем и организма в целом требуют от
лыжников определенного числа лет систематических занятий физической
культурой и спортом, чтобы пройти путь от новичка до мастера спорта, а
затем до сильнейшего спортсмена. В лыжных гонках такой период занимает в
среднем около 10 лет. Учитывая эти данные (стаж занятий и
возраст наивысших достижений), можно с достаточной вероятностью
определить время начала регулярных тренировок.
Однако это не означает, что вся подготовка должна начинаться именно в
этом возрасте - систематические занятия физической культурой следует
начинать значительно раньше. Вполне естественно, что и на этом временном
отрезке могут быть индивидуальные различия. Вместе с тем практика работы
по лыжному спорту показывает порой, что юные лыжники, слишком рано
приступившие к систематическим тренировкам, достигают (и относительно
рано) высоких результатов. Однако, как правило, раннее достижение
успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжники
останавливаются в спортивном росте, полностью не раскрывают свои
возможности или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что
это связано с длительным (с раннего возраста) занятием лыжным спортом.
Причины следует искать в неверном построении многолетнего процесса
подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объема нагрузки,
односторонней подготовке, слишком ранней специализации по лыжным гонкам.
Тренеры при планировании многолетней подготовки часто превышают
допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных
лыжников. Такое планирование порой приносит быстрый прирост результатов,
но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными
гонками, опережают юных лыжников, рано достигших высоких (относительно
возраста) результатов. Термин «ранняя специализация» неприменим в
отношении лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализации с
учетом возрастных особенностей развивающегося организма. Вся многолетняя
подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести
спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период.
При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более
быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что
позволит успешно проводить физическую подготовку в целом.
Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующего полной
зрелости организма, а также естественного развития физических и
психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней
подготовки гонщика в настоящее время можно разделить на шесть основных
этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:
1. Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет). Важнейшими задачами на
этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление
здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг
средств, в том числе при занятиях
на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и
отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта
используются в плане общей физической подготовки, как и другие
упражнения. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется
развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в
первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К
концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание
скорост-но-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и
прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. Занятия в
основном проводятся игровым методом, возможно и применение «круговых»
занятий. Следует подчеркнуть, что все занятия проводятся в плане общей
физической подготовки.
2. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет). Основными
задачами, как и на первом этапе подготовки, здесь являются: всестороннее
физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание,
изучение техники различных видов спорта (легкой атлетики, спортивных
игр, плавания и др.). Одновременно изучается и совершенствуется техника
всех видов лыжного спорта - лыжных гонок и горнолыжного спорта. Большое
внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов по физической
подготовке. В зимнее время особое внимание уделяется обучению и
совершенствованию техники спусков на высокой скорости, поворотов в
движении и лыжных ходов. Летом и осенью включаются упражнения из других
видов спорта - легкой атлетики (бег, прыжки), плавания (различными
стилями), гребли (на спортивных судах и прогулочных лодках) и различных
спортивных игр (баскетбола, ручного мяча и футбола). Юные спортсмены
выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по
видам лыжного спорта (гонки, слалом и др.). Однако на этом этапе не
ставится задача достижения высоких спортивных результатов. Необходимо
тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год с
тем, чтобы не допустить перегрузки юных лыжников соревновательной
нагрузкой. Большое внимание на первом и втором этапах уделяется
воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-воспитательном
процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности,
трудолюбия, смелости и т.д.).
3. Специальная подготовка в лыжных гонках (возраст 16-18 лет). На этом
этапе многолетней подготовки главными задачами являются: углубленное
изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на
лыжах, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В
рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию
скоростно-силовых
качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы.
На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается
специальная подготовка по лыжным гонкам, где большее внимание уже
начинают уделять развитию выносливости. В ходе специальной подготовки на
этом этапе лыжники участвуют в соревнованиях, где совершенствуются
технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества.
Количество стартов за сезон и длина дистанций соревнований должны строго
соответствовать возрасту лыжников; не следует допускать превышения норм,
установленных правилами соревнований и официальными программами по
лыжному спорту (например, программами для ДЮСШ).
При планировании нагрузок необходимо внимательно относиться к
определению общих объемов тренировочных заданий. В этом возрасте
недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной
нагрузки и суммарного объема передвижения на лыжах с высокой
интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом
допускаются серьезные ошибки в планировании нагрузок (в сторону
недопустимого увеличения), что и приводит к прекращению роста
результатов в последующие годы. Такое направление (увеличение нагрузок)
порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом -
результаты юношей растут, а последствия этого скажутся только на
последующих этапах подготовки. Иногда последствия такой работы проходят
мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организаций, работающих с лыжниками
указанного возраста. После окончания школы спортсмены уходят в вузы, на
производство, в ряды Российской Армии, где с ними работают уже другие
тренеры, которые иногда вынуждены отчислять ставших бесперспективными
еще молодых лыжников.
4. Углубленная специализация по лыжным гонкам (возраст 19-21 год). На
этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники способов
передвижения на лыжах, повышение уровня физических качеств, укрепление
здоровья и др. Но важнейшей задачей в этом возрастном периоде является
достижение высокого уровня специальной подготовки. На четвертом этапе
проводятся специализированные занятия со все возрастающей тренировочной
нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Здесь закладываются
прочные основы высокого спортивного мастерства в специальной подготовке
- в развитии специальной выносливости как основного физического
качества, необходимого лыжнику-гонщику, большое внимание уделяется и
дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп
мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей выносливости.
Вместе с
тем при планировании нагрузки необходимо учитывать, что
продолжительность данного этапа достаточно велика - целых три года.
Ясно, что возможности организма лыжников в 19 и 21 год далеко не
одинаковы. Поэтому, несмотря на значительное повышение всех видов
нагрузок, требуется неукоснительное соблюдение основных принципов
многолетней подготовки, и прежде всего принципов постепенности и
индивидуализации даже в этом, казалось бы в близком полной зрелости,
возрасте.
5. Спортивное совершенствование (с возраста 22 года). Основная задача -
специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких
тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов.
Принцип индивидуализации тренировки реализовывался и на всех других
этапах многолетней подготовки, но здесь все занятия проходят по
индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют
здесь исключительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом
этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда
спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и
добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам. Возраст
олимпийских чемпионов, победителей мировых первенств, чемпионатов страны
в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период
высоких спортивных результатов в лыжных гонках продолжается до
33-36-летнего возраста, хотя в истории лыжного спорта известны случаи,
когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет.
6. Прекращение активных занятий спортом (в возрасте 33-36 лет). Начиная
с этого возраста, необходимо постепенно отказаться от официальных
соревнований крупного масштаба и снижать тренировочную нагрузку. Это
период «выхода» из большого спорта проходит у каждого лыжника
индивидуально. Однако с целью поддержания высокого уровня общей
работоспособности и укрепления здоровья необходимо еще несколько лет
продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях по лыжным
гонкам. Затем необходимо перейти к оздоровительным, нерегулярным
занятиям на лыжах. Целесообразно продолжить выступления в соревнованиях
ветеранов по своей возрастной группе, в соревнованиях, посвященных дням
здоровья, в стартах Дня лыжника, а также в различных пробегах и лыжных
марафонах, посвященных знаменательным датам (хотя термин «марафон» чисто
условный, длина дистанции зависит от возраста и уровня физической
подготовленности).
В настоящее время существует большой интерес к занятиям лыжами с
оздоровительной направленностью. На старты соревнова-
ний ветеранов и различных пробегов все больше и больше выходят люди
зрелого возраста, что способствует продлению активного долголетия и
укреплению здоровья. Однако занятия с оздоровительной направленностью и
участие в пробегах должны проходить под контролем врачей и только с их
разрешения. Здесь не ставятся задачи достижения высоких результатов.
Главное в этот период, особенно в пожилом возрасте, - регулярные занятия
на лыжах.
Первые три этапа в многолетней системе подготовки лыжника приходятся на
период обучения в школе и ПТУ. Поэтому при отборе школьников в секции и
группы ДЮСШ, при планировании средств, методов и нагрузки должны
учитываться возрастные анатомо-физиологические и психологические
особенности юных лыжников. Именно в этом возрасте закладывается
фундамент будущих успехов и от правильного построения процессов обучения
и всей подготовки во многом зависит уровень спортивного мастерства в
зрелом возрасте. Все три этапа работы тесно взаимосвязаны, причем
деление учащихся по календарному возрасту несколько условно, так как по
уровню физического развития школьники в одной возрастной группе порой
значительно отличаются друг от друга. Все это требует особого внимания,
и прежде всего в период активного полового созревания. При отборе
занимающихся в учебные группы школьной секции и ДЮСШ, при организации и
планировании работы необходимо учитывать особенности развития организма,
а также периоды естественного активного развития отдельных физических
качеств. На каждом этапе подготовки в соответствии с возрастными
особенностями развития организма школьников ставятся и решаются
конкретные задачи по развитию физических и воспитанию морально-волевых
качеств, по обучению и совершенствованию техники способов передвижения
на лыжах и тактике лыжных гонок.
Привлекать школьников к занятиям на лыжах наиболее целесообразно в 11-12
лет. Начало занятий в более поздние сроки приводит к увеличению
плотности подготовки, так как возникает необходимость компенсировать
пробелы (например, в технической подготовке), наверстывать время.
Постоянно следует помнить, что речь, по существу, идет о начале занятий
на лыжах как одном из средств физического воспитания школьников, а не о
систематических специализированных тренировках. Здесь дело не только в
терминах, а в сущности построения подготовки лыжников, в первую очередь
в плане общей физической подготовки.
Перспективное планирование подготовки юных лыжников предусматривает
составление программы подготовки на 4-6 лет. В планах многолетней
подготовки по этапам определяются основные цели и время их достижения.
На основе перспективного
планирования ставятся конкретные задачи обучения, физической подготовки
и воспитания в целом (и волевых качеств, в частности) на каждый годичный
цикл. При разработке многолетнего плана подготовки детей, подростков и
юношей по лыжному спорту необходимо учитывать нормы физических нагрузок
(с учетом возраста), главные задачи на каждом этапе, а также сроки,
необходимые для достижения высоких результатов в лыжных гонках, возраста
занимающихся (время начала активных занятий физическими упражнениями) и
закономерности их физического развития.
В тренировке взрослых квалифицированных лыжников-гонщиков перспективный
план составляется на 2-4 года с учетом возраста, динамики и стабильности
спортивных результатов за последние годы, общей тенденции развития
лыжного спорта в данный период, индивидуальных особенностей спортсмена.
Прежде, чем приступить к составлению перспективного плана, необходимо
внимательно изучить и проанализировать всю подготовку спортсмена за
последние годы (на основе данных его личного тренировочного дневника). В
этой работе следует обратить внимание и на предложения и замечания
самого лыжника, и на данные предыдущего тренера (если лыжник пришел из
ДЮСШ или другой спортивной организации). Двухгодичное или
четырехгодичное планирование связано с цикличностью крупнейших
соревнований - чемпионатов мира, Олимпийских игр, спартакиад народов
России. В таком перспективном плане основные средства и методы для
достижения целей и решения поставленных задач повторяются ежегодно, но в
каждом годичном цикле на более высоком качественном и количественном
уровне. Достижение наивысшей спортивной формы каждый год планируется с
учетом календаря соревнований.
В многолетнем плане подготовки устанавливаются основные цели и задачи,
которые необходимо решить для их достижения, планируются результаты
соревнований и контрольных испытаний и отдельных упражнений, количество
занятий и соревнований в течение каждого года по периодам и этапам,
объем основных средств для развития физических качеств и для обучения и
совершенствования техники, цикличность на различных этапах подготовки.
На основе многолетнего плана составляются общие и индивидуальные
годичные и месячные планы тренировки с учетом периодизации, принятой в
лыжном спорте. В годичных планах необходимо особо выделить работу по
ликвидации недостатков, отмеченных в физической, технической и волевой
подготовке лыжника-гонщика в предыдущем годичном цикле, и обратить самое
серьезное внимание на их исправление.