Теоретическая подготовка является составной частью всей системы
подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного
процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед
и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может
сообщатся лыжникам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также
предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по
различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической
подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в
зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста. Необходимо
предусмотреть изучение следующих тем и вопросов: отечественная система
физического воспитания, пат-
риотическое воспитание спортсменов, воспитание морально-волевых качеств,
методика обучения и тренировки, техника и тактика избранного вида
лыжного спорта, гигиена занятий физическими упражнениями и лыжным
спортом, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом,
режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание),
самомассаж и массаж, предупреждение травматизма и т.д.
Особое значение придается изучению теории избранного вида лыжного
спорта. Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований,
умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и
тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики
тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и
периодам, перспективное планирование, а также методика развития
физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости)
применительно к избранному виду лыжного спорта. Кроме этого, лыжники
изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций
биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу
техники и к методике ее изучения и совершенствования.
В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые
сведения по гигиене занятий и одежде лыжника, а также минимум знаний по
технике, методике обучения и тренировке. Из года в год увеличиваются
объем и глубина теоретических сведений, сообщаемых юным лыжникам. В
юношеском возрасте необходимо привить навыки самостоятельного ведения
дневника тренировок, что очень важно в системе многолетней подготовки
лыжника-гонщика. Многолетние записи позволят провести качественный
анализ всей подготовки и улучшить систему планирования и управления
индивидуальной подготовкой спортсмена. Тренер должен научить юношей
подробно и систематически вести записи, включающие все субъективные и
объективные данные: по переносимости нагрузок различного характера,
самочувствию во время тренировок и при восстановлении, данные
педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и
врачебных осмотров, а также результаты всех соревнований. Тренер должен
регулярно проверять заполнение дневника тренировки.
Для получения теоретических знаний очень важно приучить школьников к
самостоятельному изучению литературы. Необходимо регулярно рекомендовать
доступную для их уровня понимания популярную и методическую литературу.
Контроль за этим Можно осуществлять в виде собеседования, контрольных
вопросов и обсуждения в группе.