Травматизм, причины его возникновения и меры
предупреждения на уроках по лыжной подготовке
Уроки по лыжной подготовке, внеклассные и внешкольные занятия по лыжному
спорту иногда проходят в трудных погодных условиях, на сложном рельефе
местности и порой при значительном утомлении занимающихся, что приводит
к травмам. При планировании и организации учебно-тренировочного процесса
и соревнований необходимо не только учитывать эти факторы, но и их
возможные изменения в ходе уроков, занятий и туристских походов. Во
время занятий лыжной подготовкой и лыжным спортом со школьниками очень
важно для сохранения здоровья и высокой работоспособности полностью
исключить любые травмы. Для этого необходимо знать причины их
возникновения и меры по их предупреждению.
В лыжном спорте наиболее часто встречаются следующие травмы: ушибы,
повреждения суставов и связок, чаще нижних конечностей, значительно реже
переломы, вывихи, ранения. Весьма редко, но все же встречаются такого
рода состояния, которые сопровождаются расстройством общей
жизнедеятельности организма: обморок, рефлекторный шок (при длительных
напряжениях на выносливость), а также общее переохлаждение (озноб) от
длительного пребывания в условиях низких температур. Кроме этого, под
воздействием внешних условий, низких температур, ветра и влажности
встречаются различного рода обморожения, чаще всего конечностей и
открытых частей тела. По сравнению с другими видами спорта в лыжном
спорте травматизм встречается реже, чем в играх (футбол, хоккей),
единоборствах (бокс, борьба) и гимнастике. Среди видов лыжного спорта
количество травм распределяется
акже неравномерно: значительно реже в лыжных гонках, чаще -горнолыжном
спорте и прыжках на лыжах с трамплина.
Анализируя причины возникновения травм, их условно можно азделить на две
группы: внешние и внутренние факторы. Внут-енние факторы чаще зависят от
самого школьника, от его дис-иплинированности, попыток скрыть от учителя
заболевание или едолеченную травму и др. Однако даже в этих случаях роль
учи-еля в предупреждении травматизма исключительно велика.
Наибольшее количество травм при занятиях лыжной подго-овкой и лыжным
спортом обычно связано с теми недочетами и шибками в методике проведения
занятий, которые допускают еопытные или безответственные учителя при
организации учеб-о-тренировочного процесса (от 51 до 60% от общего
количества авм - по данным различных авторов). Ошибки в методике
про-едения занятий по лыжному спорту чаще всего связаны с нару-ениями
дидактических принципов - постепенности, последова-ельности и
систематичности - в обучении и в развитии физиче-ких качеств. Порой
учитель предлагает выполнить сложное пражнение на лыжах, не учитывая
подготовленность учеников, ли формирует процесс обучения и тренировки,
переходя к более сложным упражнениям, не освоив или не закрепив навыки в
более ростых движениях. Например, ученики еще не освоили достаточно
уверенный спуск по прямой на высокой скорости, а им уже предлагается
выполнить повороты на крутых склонах или преодолеть неровности. ~'олько
тщательное изучение учителем своих учеников, их технической и физической
подготовленности поможет избежать ошибок и травматизма. Длительные
перерывы в занятиях, снижение тренированности, допуск к урокам или
соревнованиям после болезни или травмы без разрешения врача,
недостаточная техническая подготовленность, участие в соревнованиях
крупного масштаба на сложных трассах без достаточно длительной и
систематической подготовки, проведение обучения сложным упражнениям
(поворотам в движении) на фоне заметного утомления -все это тоже может
стать причиной травматизма.
Учитель должен быть особенно внимателен при занятиях с новичками, так
как травмы чаще всего бывают у технически слабо подготовленных
школьников, а также после возвращения учащихся на занятия после болезни,
даже если врач уже разрешил приступить к урокам. Не менее внимателен
должен быть учитель при выявлении скрытых заболеваний или недолеченных
травм, так как учащиеся порой скрывают свое болезненное состояние; кроме
того, они порой сами не в состоянии оценить истинную опасность таких
тренировок.
Причиной травматизма может стать и недостаточная разминка (или даже
полное ее отсутствие) перед соревнованиями или длительный перерыв после
разминки до старта. Подобное может произойти и при излишне удлиненных
интервалах отдыха при повторном прохождении отрезков на скорость. Это
особенно опасно в условиях низких температур, когда мышцы быстро
охлаждаются.
Ошибки и нарушения в подготовке мест занятий порой приводят к тяжелым
травмам. Чаще всего это случается, если плохо подготовлены спуски на
учебно-тренировочных лыжнях или не укатаны учебные склоны. Падение на
плохо укатанном (только верхний слой) глубоком снегу, когда лыжи
проваливаются и останавливаются, а лыжник продолжает двигаться
(вращается), приводит к тяжелейшим травмам суставов и связок нижних
конечностей. Наличие на склоне или под снегом посторонних предметов
(камней, пней и т.д.) также приводит к тяжелым последствиям.
Для исключения указанных ошибок необходимо очень тщательно проводить всю
предварительную организационную и методическую работу. При составлении
учебного и тренировочных планов, при выборе методики следует учесть
физическую подготовленность и тренированность школьников; определить
правильную методическую последовательность в прохождении учебного
материала; обеспечить верное проведение вводной части занятия и
своевременной разминки; точно планировать интервалы отдыха при повторном
прохождении отрезков различной длины; не допускать перегрузки учащихся
на уроке; при подборе упражнений и дозировке нагрузки с отстающими
учениками исходить из их индивидуальной подготовленности, особенно в
начале занятий лыжной подготовкой и при вынужденных перерывах. В ходе
уроков или учебно-тренировочных занятий необходимо учесть текущее
изменение состояния школьников - возможное непредвиденное утомление и
т.д.
Предупредить травматизм поможет и тщательно продуманный подход к
реализации составленных рабочих и учебно-тренировочных планов. Учитель
должен предусмотреть организацию учащихся на уроке - размещение при
обучении, переходы от учебных площадок на склоны, порядок выполнения и
т.д. Учебно-тренировочные занятия и уроки в школе должны всегда
проходить под руководством учителя или учащихся старших классов,
занимающихся лыжным спортом в ДЮСШ. Руководитель, учитывая порой
отдаленность мест занятий от жилья, школы и т.д., должен всегда уходить
с тренировки последним. Основное правило: сзади на лыжне никто из
учащихся не должен оставаться. Недопустимо оставлять учеников одних на
склоне, в лесу на тренировочной лыжне без руководителя, в незнакомой
местности или в удалении от жилья с
приближением темноты. При передвижении по лыжне целой группой учитель
всегда должен выделять замыкающего (из числа хорошо подготовленных
школьников-лыжников).
К числу внешних факторов, вызывающих травматизм, следует отнести и
недочеты, ошибки в организации внеклассных занятий в школе, а также при
проведении соревнований. В этом случае следует отметить нерациональное
размещение школьников при занятиях на склоне (направления спусков и
подъемов пересекаются или проходят на одном участке склона), поточное
выполнение спусков на сложных и крутых склонах, преждевременное
усложнение трасс соревнований без учета тренированности и технической
подготовленности школьников (особенно в начале сезона), нерациональное
составление расписания занятий, чрезмерно перегруженный календарь
соревнований и т.д.
Некоторые внутренние факторы также могут стать причиной травматизма:
недисциплинированность, недостаточная организованность и
невнимательность учащихся, поспешность в выполнении заданий, азартность
и умышленная грубость, переоценка своих технических и физических
возможностей и др. Примером таких нарушений могут служить спуски по
незнакомым склонам без разрешения учителя, спуски в запрещенных местах с
неровностями и с недозволенной скоростью, участие в каких-либо
соревнованиях без разрешения учителя, преднамеренная грубость на лыжне и
при общем старте, пренебрежение разминкой. Предупреждение травматизма в
этих случаях должно базироваться на повышении общей требовательности к
дисциплине и внимательности учащихся, а также на улучшении всей
воспитательной работы в классе.
Часто причинами травматизма могут быть низкое качество спортивного
инвентаря или плохая его подготовка к занятиям: изношенность скользящей
поверхности (особенно кантов лыж), плохая подгонка креплений,
несоответствие размера лыж росту учащихся и др. Своевременный и
качественный уход за инвентарем способствует предупреждению травматизма.
Большое значение имеет уход за обувью - пропитка жировой смазкой делает
ботинки мягкими и водонепроницаемыми, что позволяет избежать потертостей
и обморожений. Нельзя недооценивать выбор и подготовку одежды в
зависимости от условий климата и погоды. Это позволит избежать
переохлаждения и простудных заболеваний. При этом необходимо учитывать
не только температуру воздуха, но и его влажность, силу и направление
ветра, а также наличие защищенных от ветра мест занятий. Одежда должна
отвечать следующим основным требованиям: быть легкой и достаточно
теплой, не мешать движениям лыжника, легко впитывать потоотделение и в
то же время быть непродуваемой. Правильный выбор
размера лыжных ботинок в значительной мере предупреждает потертости и
обморожения.
Большое значение для предупреждения травматизма имеет освещенность мест
занятий (склона, лыжни), прозрачность воздуха. Плохая видимость
увеличивает опасность получения травм; поэтому при прохождении сложных
спусков в сумерках, в туман, в сильный снегопад необходимо принять меры
предосторожности: снизить скорость, увеличить интервалы между учащимися,
запретить спуски потоком и без команды учителя.
Для предупреждения травматизма помимо выбора и подготовки одежды и обуви
большое значение имеет соблюдение температурных норм. При проведении
уроков по лыжной подготовке в различных погодных условиях необходимо
ориентироваться на рекомендации школьной программы и инструктивные
документы органов народного образования и здравоохранения. Для каждой
зоны страны разработаны такие нормы с учетом местных условий. Уроки
тренировочные занятия в северных районах европейской части и Сибири, где
влажность воздуха значительно ниже, можно проводить и при более низких
температурах воздуха; при этом необходимо учитывать пол, возраст,
физическую подготовленность учащихся. В любом случае температурные нормы
должны быть согласованы с органами здравоохранения на местах. Кроме
этого, должна быть проведена серьезная профилактическая работа по
закаливанию школьников к воздействию неблагоприятных факторов - низких
температур, влажности и ветра. При анализе причин, вызывающих
травматизм, выяснено, что в большинстве случаев имеет место комплекс
факторов, влияющих на увеличение количества повреждений у школьников при
занятиях лыжным спортом.