В пособии изложены основные
вопросы истории возникновения и развития лыж и лыжного спорта, техника и
методика обучения способам передвижения на лыжах, организация и
методика проведения уроков лыжной подготовки в школе. Отдельные главы
посвящены общим основам методики тренировки в лыжном спорте,
методике тренировки школьников, а также организации и проведению
соревнований по лыжным гонкам и т.д.
Учебное пособие может быть
использовано также учителями общеобразовательных школ, тренерами
ДЮСШ, студентами и преподавателями средних педагогических
учебных заведений.
УДК 372.874/.875(075.8) ББК 75.719.5
Учебное издание
Бутин Игорь Михайлович
Лыжный спорт
Учебное пособие
Издательский центр
«Академия», 2000
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная,
занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической
культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с
преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу
большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и
укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на
сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по
объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как
средство физического воспитания для людей любого возраста, пола,
состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех
основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном
воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным
заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по
рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое
наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему,
улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную
и физическую работоспособность.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах.
Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на
соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие
морально-волевые качества: смелость и настойчивость,
дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых
трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах
Вооруженных Сил РФ.
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в
условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах
страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников
и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники
приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом
(изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену
занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная
подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому
воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических
училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в
Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного
развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных
учреждениях и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на
основании государственных программ и обеспечивает обучение детей,
подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике
передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в
том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую
подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной
подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники
передвижения на лыжах, методов развития общей работов-способности,
подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных
занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в
Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и
характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные
дистанции.
Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического
совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является
основным отличием спорта от других видов занятий лыжами.
За годы развития сложились следующие типы лыжного спорта.
Детско-юношеский спорт. Основная задача - прививание устойчивого
интереса у подростков и юношей к занятиям по различным видам лыжного
спорта, а также укрепление здоровья, достижение физического совершенства
и подготовка резервов для спорта высших достижений.
Массовый лыжный спорт. Основная задача - повышение уровня физической
работоспособности, оздоровление и совершенствование организма.
Спортивные результаты в данном случае являются не самоцелью, а
показателем уровня физической подготовленности и готовности к активной
жизнедеятельности и труду. Одной из разновидностей массового спорта
можно считать инвалидный - лыжный спорт для инвалидов. Основная задача -
реабилитация инвалидов, привлечение их к активной деятельности,
укрепление здоровья.
Спорт высших достижений (любительский лыжный спорт). Главной целью
является достижение наивысших результатов в соревнованиях. Вместе с тем
лыжный спорт высших достижений требует больших материальных затрат, и
потому у нас в стране в основном обеспечивается (материально)
государственными структурами (на основании правил Олимпийской хартии).
Профессиональный лыжный спорт имеет, прежде всего, зрелищный и
коммерческий характер. Спортсмены-профессионалы получают высокие
награды за победы в соревнованиях. Однако это относится в основном к
горнолыжному спорту в силу его высокой зрелищности, что и привлекает
коммерческие структуры. В лыжных гонках профессионализм в чистом виде
распространения не получил. И гонки, и биатлон, и другие виды носят
полупрофессиональный, полулюбительский характер в силу их меньшей
зрелищности. Они и финансируются, как правило, за счет государственных
структур.
Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная взаимосвязь.
Основой развития лыжного спорта высших достижений является массовая
лыжная подготовка. С появлением новой талантливой молодежи растут
спортивные достижения сильнейших лыжников, повышается общий уровень
развития лыжного спорта в стране. В свою очередь, развитие лыжного
спорта высших достижений и массового спорта ведет к дальнейшему
совершенствованию системы лыжной подготовки. У нас в стране и за
рубежом получили распространение следующие виды лыжного спорта: лыжные
гонки на различные дистанции (классическими ходами и свободным стилем),
биатлон (лыжные гонки со стрельбой из винтовки на рубежах), прыжки на
лыжах с трамплина, горнолыжный спорт (слалом, слалом-гигант, скоростной
спуск), лыжное двоеборье (прыжки с трамплина и лыжная гонка), фристайл
(акробатические прыжки на лыжах, фигурное катание и спуск по специальной
трассе), скийоринг (буксировка лыжника оленем, лошадью, мотоциклом и
т.д.).
При этом и у нас, и за рубежом наиболее популярны лыжные гонки, в
которых участвуют лыжники практически любого возраста (начиная со
школьного). Все больше людей в России занимаются горнолыжным спортом и
фристайлом, хотя массового распространения они пока не получили. Прыжки
на лыжах с трамплина, биатлон, лыжное двоеборье постоянно включаются в
соревнования различного масштаба, но ввиду технической сложности и
материального обеспечения они по массовости уступают лыжным гонкам.