КОНСТРУКЦИИ ВИБРАЦИОННЫХ ПЛОДОУБОРОЧНЫХ МАШИН -
ЧАСТЬ 3
В Советском Союзе в 1976 г. прошла государственные
испытания и рекомендована к выпуску опытной партией машина МПУ-1,
созданная Горским сельскохозяйственным институтом (г. Орджоникидзе)
совместно с ГСКБ по машинам для садов и виноградников (г. Кишинев) [18,
23].
Машина МПУ-1 (рис. 62) предназначена для уборки косточковых и
семечковых плодов с деревьев, диаметр кроны которых
не превышает 6 м, в садах с шириной междурядий
более 5 м. Плоды, убранные машиной, пригодны для реализации в свежем
виде и для технической переработки.
Машина МПУ-1 (рис. 63)—самоходная, смонтирована на базе самоходного
шасси Т-16М, от которого заимствована энергетическая установка
(двигатель) 1, трансмиссия, гидроцилиндры и ведомые колеса. Ведущие
колеса заимствованы от трактора МТЗ-52.
Рис. 63. Схема машины МПУ-1
Рама 11 машины соединена с трансмиссией и передним мостом 4 при помощи
параллелограммных механизмов 2, что позволяет изменять дорожный просвет
и угол наклона улавливателя в продольном направлении до 4°.
В машину входят улавливатель 9 с растяжками 6, под левым крылом которого
расположен продольный выгрузной транс-портер 8 с вентилятором 7 для
очистки плодов от легковесных примесей (листьев, веточек, пыли и т. п.)
и инерционный штамбовый вибратор 5. Машина оборудована устройством для
колебания ветвей в виде тросового стряхивателя 3 и уплотнителем 10
штамбов деревьев.
Передний мост (рис. 64) имеет независимую
рычажно-гидравлическую подвеску. Рама 5 машины связана с управляемыми
колесами 1 нижними 2 и верхними 4 рычагами (вилками), между которыми
проходит рулевая тяга 3. На раме смонтированы улавливающая поверхность 8
и транспортер 6. Верхние и нижние рычаги соединены с рамой и колесами с
помощью резинометаллических шарниров. Гидравлические цилиндры 7
двустороннего действия предназначены для изменения дорожного просвета
машины; они соединены с нижними рычагами и рамой машины.
Улавливающая поверхность общей площадью 32 м2 состоит из двух секций;
подвижной и неподвижной. Наклон полотна улавливателя к горизонту может
регулироваться в пределах 7—22°. В рабочем положении полотна
натягиваются специальными растяжками 6 (см. рис. 63). Подъезд машины к
дереву в момент подвода зажимов вибратора к штамбу дерева осуществляется
с открытой подвижной секцией улавливателя.
Продольный выгрузной транспортер выполнен ленточным с рабочей длиной
5750 мм и шириной 400 мм. Скорость движения ленты 0,71 м/с. Верхняя и
нижние ленты транспортера опираются на поддерживающие ролики.
Инерционный штамбовый вибратор (рис. 65) имеет основной корпус,
перемещающийся в роликовых опорах 7, установленных на раме машины.
Внутри корпуса на специальных шаровых соединениях 5 установлены
гидроцилиндры 3 захвата, на штоках которых шарнирно закреплены подушки 4
захвата. Гидроцилиндры захвата соединены между собой скобой 6. К
основному корпусу для колебания деревьев прикреплен корпус & вибратора,
внутри которого расположены коленчатый вал 1 и; шатун 2, соединенный
шарнирно с гидроцилиндром 3.
Привод коленчатого вала вибратора осуществляется от
ВОМ. шасси через короткую карданную передачу, клиноременную передачу,
муфту включения вибратора и телескопическую карданную передачу.
Устройство для колебания ветвей в виде тросового стряхи-вателя состоит
из эксцентрикового вибратора, качающегося в-вертикальной плоскости
рычага, механизма натяжения (разма-
•тывания) троса, шеста и троса с крюком на конце,
предназначенным для захвата ветви. Механизм для натяжения (разматывания)
троса состоит из реверсивной муфты и барабана.
Технологический процесс, выполняемый машиной МПУ-1 при уборке плодов,
заключается в следующем: тракторист направляет машину в транспортном
положении в междурядье сада. Машина подъезжает к дереву с открытой
секцией улавливателя таким образом, чтобы штамб дерева был между
секциями улавливателя и по центру подушек захвата. После подьезда к
дереву улавливатель устанавливают на необходимую высоту и закрывают
секцию. В это же время зажимают штамб и разводят полотна улавливающего
устройства под кроной дерева. Затем тракторист включает в работу
вибратор, выгрузной транспортер и вентилятор.
При колебании дерева плоды падают на полотна улавливателя, скатываются
на выгрузной транспортер, которым направляются в тару (ящики). В момент
падения вороха с ленты транспортера он продувается воздушной струей от
вентилятора, в результате чего плоды очищаются от легковесных примесей.
Заполненные плодами ящики рабочий снимает с площадки под транспортером,
оставляет их в междурядьях сада, а на их место устанавливает порожние.
Далее тракторист выключает привод .вибратора, транспортера и
вентилятора, открывает зажимы захвата, складывает улавливатель,
раскрывает подвижную секцию захвата, отъезжает от дерева и операции
технологического процесса по съему плодов с дерева повторяются.
Техническая характеристика машины МПУ-1 приведена в табл. 6.
На машине предусмотрен тросовый стряхиватель, масса которого равна 50
кг. Для очистки плодов от легких примесей применен воздушный поток,
создаваемый вентилятором Ц-4-70-2 и расходом воздуха 610 м3/ч.
При испытаниях машины МПУ-1 установлено, что она имеет хорошие
агротехнические показатели на уборке слив и яблок. Полнота съема плодов
колеблется в пределах 95—97%, полнота улавливания снятых плодов
составляет 96—97%, плоды без механических повреждений находятся в
пределах 94—95%, при этом плоды без плодоножек при уборке слив
составляют 27%, при уборке яблок 57%. Засоренность плодов легковесными
примесями не превышает 2,9%.
В садах, не приспособленных к механизированной уборке, повреждения
составляют около 10% штамбов плодовых деревьев, что несколько превышает
предел повреждаемости по агротехническим требованиям.
Завершаются работы, проводимые НРБ и СССР в рамках •Общества «Агромаш»,
по созданию плодоуборочной машиньї 'КБП-1. В 1975 г. в Болгарии выпущена
первая промышленная •серия таких машин [13].