Кооперация и интеграция - основные организационные формы корпоративного управления

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство     Теория и практика управления производственными ресурсами в свеклосахарном подкомплексе АПК

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

5.1. Кооперация и интеграция - основные организационные формы корпоративного управления

Общественное производство в агропромышленном комплексе развивается преимущественно на основе кооперации и интеграции.

Кооперативные и корпоративные объединения имеют долговременный характер. Упоминания в литературе о первых официально созданных кооперативных объединениях относятся к середине XIX века. Архаичные же формы кооперации имели место задолго до развития капитализма.

Термин «кооперация» в современном понимании был впервые употреблен в начале XIX века Робертом Оуэном, предложившим использовать кооперацию как радикальный метод борьбы с «язвами капитализма». Р.Оуэн основал в США коммуну «Новая Гармония», предприняв тем самым попытку практической реализации своих кооперативных идей.

Крестьянская кооперация ведет свое начало от Фридриха Вильгельма Райффайзена, немецкого сельского старосты, который с благотворительными целями в 40-х гг. XIX в. создал общества, призванные помочь сельским товаропроизводителям. Через полтора десятка лет благотворительность была полностью вытеснена хозяйственной деятельностью по кредитованию крестьянства. В 1866 г. Ф. Райффайзен опубликовал свой труд «Die Darlehnkassen Verein», в котором сформулировал основные принципы кредитных товариществ, которые являются актуальными и сегодня.

Интеграция также является неотъемлемой чертой современной экономики. Интеграционные процессы присущи рыночному производству вообще, так как извлечение выгоды может быть максимальным при доминирующем положении на рынке, а это присуще, как правило, крупным и многоотраслевым производствам с законченным циклом.

Кооперация и интеграция, несмотря на различную их природу и содержание, дополняют друг друга и выступают основными формами организации общественного производства.

Кооперация - это сотрудничество между хозяйствующими субъектами (физическими лицами, организациями) по поводу приобретения, производства или реализации товаров.

В зависимости от вида и предназначения товара различают:

• производственные кооперативы (товар является результатом производства и предлагается рынку);

• потребительские кооперативы (товаром являются приобретаемые для нужд кооператоров предметы потребления);

• кредитные кооперативы (товаром выступают деньги);

• обслуживающие кооперативы (товарами выступают услуги, например по выполнению механизированных работ);

• закупочные кооперативы (товарами выступают потребляемые в процессе производства ресурсы, например удобрения).

Кооперация имела место на всех этапах развития общества, в том числе - до появления товарного производства. Она является способом взаимодействия людей, преследующих общие цели.

Совершенно необязательно, что преследуемые при кооперации цели носят коммерческий характер. Поэтому многие теоретики и практики кооперативного движения считали и считают, что целью кооператива является не получение прибыли на капитал, а обслуживание хозяйственного интереса вошедших в него крестьянских хозяйств. Такую трактовку кооперации можно найти в классических работах А.В. Чаянова, М.И. Ту-ган-Барановского и трудах современных экономистов, например Е.В. Серовой.

Однако отрицание прибыли как основной цели кооперации и акцентирование деятельности кооператива на достижении других выгод для его участников выглядит неубедительно, особенно в условиях господства товарного производства и роста потребностей людей, в том числе и кооператоров. Прибыль, как известно, служит одним из важнейших источников расширенного воспроизводства и удовлетворения возрастающих потребностей. Неслучайно, что в гражданском законодательстве извлечение прибыли рассматривается в качестве основной цели коммерческих организаций, к которым принадлежат производственные кооперативы.

 

С другой стороны, ошибочно выделять среди всего многообразия возможных целей только прибыль. Особенно, если для максимизации прибыли отводятся короткие сроки (достижение этой цели ограничивает будущее развитие).

Поэтому не следует противопоставлять возможность получения прибыли другим экономическим целям, например экономии материальных затрат, повышению уровня доходов и потребления членов кооператива или какой либо другой задаче или интересу.

Любая непротиворечивая общественным интересам цель конкретного кооператива имеет право на существование, а совместные действия людей по достижению этой цели заслуживают общественной поддержки. Кооперация важна сама по себе, вне зависимости от масштабности преследуемых целей отдельными кооперативами, поскольку она является наиболее цивилизованным способом экономических отношений.

Кооперацию следует рассматривать с двух позиций. С одной стороны, кооперация есть процесс, движение. С другой стороны, кооперация -это организационно-правовая форма хозяйствования. На необходимость такого подхода к анализу кооперации в свое время указывал А.В. Чаянов, предложивший использовать два понятия: «кооперативное движение» и «кооперативное предприятие».

Различие между этими понятиями наиболее четко прослеживаются при изучении развития идей и явлений.

Развитие кооперации как движения характеризуется, прежде всего, изменением содержания кооперативной идеи и её распространением в обществе.

Так, если в прошлом господствовало мнение, что при кооперировании доминирует общий, коллективный интерес, то в настоящее время этот тезис подвергается сомнению и все чаще появляются более прагматичные высказывания о сочетании личного и общественного интереса и даже о том, что каждый участник кооперации преследует, главным образом, свои, сугубо частные цели.

Развитие кооперации как организационно-правовой формы хозяйствования выражается:

• распространением влияния кооперативных организаций в различных сферах общественной жизни, в том числе - в экономике;

• видом и количеством ресурсов (труд, капитал, земля), вкладываемых кооператорами в свою организацию;

• способностью кооперативов поддерживать свой статус не только по форме, но и по содержанию. Например, принимать решения общим собранием по принципу «один участник - один голос» и не превращать кооператив в авторитарную организацию.

Не следует, однако, полностью противопоставлять анализируемые понятия. Более того, чем детальнее будет сделан анализ кооперации как движения и кооперации как предприятия, тем нагляднее выявится органическое единство между ними.