2.2. Обоснование нормы дисконта (применение метода разработки показателей)

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство     Теория и практика управления производственными ресурсами в свеклосахарном подкомплексе АПК

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2.2. Обоснование нормы дисконта (применение метода разработки показателей)

Основные положения официальных методических рекомендаций, утвержденных правительством РФ. 31 марта 1994 года Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госкомпромом России утверждены «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования» [128] (далее по тексту - первый документ). Рекомендации призваны унифицировать методы оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода экономики России к рыночным отношениям.

21 июня 1999 года Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политики утверждены «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [127] (далее по тек-

 

сту - второй документ). Второй документ существенно больше первого по объему, содержит подробные примеры и более детальное толкование принципиальных моментов нового для отечественной практики подхода к оценке эффективности инвестиционных проектов.

В соответствии с первым документом, при оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

При этом далее отмечается, что результат сравнения двух проектов с различным распределением эффекта во времени может существенно зависеть от нормы дисконта. Поэтому объективный (или хотя бы удовлетворяющий всех участников проекта) выбор ее величины достаточно важен.

Предлагается при использовании собственного капитала оценивать норму дисконта, исходя из депозитного процента по вкладам (в постоянных ценах). Допускается, что на практике норма дисконта принимается большей значения процента по вкладам за счет инфляции и риска, связанного с инвестициями.

В случае, когда весь капитал является заемным, норма дисконта представляет собой соответствующую процентную ставку, определяемую условиями процентных выплат и погашений по займам.

В общем случае (когда капитал смешанный) норма дисконта приближенно может найдена как средневзвешенная стоимость капитала -WACC (Weighted Average Cost of Capital), рассчитанная с учетом структуры капитала, налоговой системы и др.

Иными словами, если имеется n видов капитала, стоимость каждого из которых (после уплаты налогов) равна Е, , а доля i-го капитала в общем капитале составляет А, (i=1, 2, ..., n), то норма дисконта приблизительно равна

 

 

Далее в первом документе подвергается сомнению правомерность рассмотренного подхода для определения величины нормы дисконта применительно к условиям переходного периода российской экономики. В частности - по причине высокой инфляции, при которой депозитный процент по вкладам не определяет реальную цену денег. В этой ситуации авторы документа предлагают использовать два подхода:

• Для оценки народнохозяйственной (экономической) эффективности норма дисконта должна отражать не только финансовые интересы государства, но и систему предпочтений членов общества по поводу относительной значимости доходов в различные моменты времени, в том числе - и с точки зрения социальных и экологических результатов. В этой связи она является по существу "социальной нормой дисконта" и должна устанавливаться государством как специфический социально-экономический норматив, обязательный для оценки проектов, в которых государству предлагается принять участие.

• Для оценки коммерческой эффективности допускается, что каждый хозяйствующий субъект сам оценивает свою индивидуальную «цену денег», т.е. выраженную в долях единицы реальную норму годового дохода на вложенный капитал с учетом альтернативных и доступных на рынке направлений вложений.

В современных условиях, по мнению авторов документа, при неразвитом фондовом рынке, второй подход затруднителен, хотя и возможен. Кроме того, он может привести к ошибочным решениям, если субъект в качестве альтернативы будет принимать вложения средств в краткосрочные спекулятивные операции (с иностранной валютой, импортными и дефицитными товарами и т.д.). В этих условиях определенным ориентиром при установлении индивидуальной нормы дисконта предлагается использовать депозитный процент по вкладам в относительно стабильной иностранной валюте, учитывая инфляцию (рост цен товаров на российском рынке, выраженных в иностранной валюте) и риск банкротства коммерческих банков, которые принимают соответствующие депозиты.

В соответствии со вторым документом, дисконтированием денежных потоков называется приведение их разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения и обозначается через t0. Момент приведения может не совпадать с базовым моментом. Дисконтирование применяется к денежным потокам, выраженным в текущих или дефлированных ценах и в единой валюте.

Основным экономическим нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта (Е), выражаемая в долях единицы или в процентах в год.

Дисконтирование денежного потока на m-м шаге осуществляется

путем умножения его значения Фm на коэффициент дисконтирования am , рассчитываемый по формуле:

 

 

 

Норма дисконта (Е) является экзогенно задаваемым основным экономическим нормативом, используемым при оценке эффективности ИП.