В настоящее время силосование зеленой массы, убранной комбайнами,
производится главным образом в траншеях и наземных буртах. Силосование в
этих сооружениях требует в 5—6 раз меньше рабочей силы по сравнению с
силосованием в башнях. Несмотря на преимущества силосования в траншеях и
наземных буртах, некоторые хозяйства продолжают еще использовать башни,
применяя для их загрузки измельченной массой швырялки ШС-12 и
транспортеры ТСМ-40. Если в хозяйствах нет этих механизмов, башни можно
загружать измельченной массой силосорезками РКС-12 или
соломосилосорезками РСС-6 (с дисков машин в этом случае снимают ножи, и
они работают как пневматические транспортеры). Силосорезки и
соломосилосорезки по
сравнению со швырялкой и транспортером ГСМ-40 имеют
меньшую производительность и менее надежны в работе.
Швырялка ШС-12 предназначена для по дачи измельченной комбайнами зеленой
массы силосных культур в силосные башни на высоту до 8—10 м.
Основными рабочими органами швырялки являются: цепочно-планчатый
транспортер, шнек и диск, установленный в кожухе. Верхняя ветвь
транспортера движется по дну лотка, а нижняя — под лотком Над горловиной
лотка укреплен подвижный шит, которым регулируется толщина слоя массы,
подаваемой в машину. С транспортера измельченная масса поступает на
шнек. Этим шнеком масса направляется к лопастному диску, который
транспортирует ее по трубам в башню на высоту до 10 м.
При разгрузке автомашины масса сдвигается из кузова на транспортер
швырялки.
Все рабочие органы приводятся в движение от электродвигателя или трактора
(потребляемая мощность до 16 л. с.) Производительность швырялки за час
непрерывной работы 10—12 ч. Машину обслуживает бригада из четырех
человек.
Погрузчик-транспортер ТСМ-40 также предназначен для подачи зеленой
массы, измельченной силосоуборочными комбайнами, в силосные башни
высотой до 10 м. Он состоит из трех отдельных транспортеров скребкового
типа—приемного, передаточного и наклонного. Ширина приемного
транспортера 2200 мм и переда точного и наклонного по 400 мм. Длина
приемного 'транспортера 2,73 м.
В целях предохранения зеленой массы от потерь все
транспортеры ограждены бортами. Скорость приемного транспортера 0,33
м/сек, а передаточного и наклонного 1,17 м/сек. Транспортер ГСМ-40
приводится от электродвигателя или шкива трактора. Потребляемая мощность
8—10 л. с. В работу приемный транспортер включается специальной муфтой.
Для загрузки измельченной массы наклонный транспортер устанавливают у
башни, поднимают лебедкой до загрузочного окна и вводят в окно верхний
конец транспортера. Приемный и передаточный транспортеры устанавливаются
около наклонного таким образом, чтобы измельченная масса с передаточного
транспортера полностью попадала на нижнюю часть наклонного.
При работе транспортер обслуживает один рабочий. Производительность
транспортера-погрузчика за час работы до 40 т. Вес 2200 кг.
Трамбовщик-разгрузчик силоса РТС-5 предназначен для уплотнения
зеленой массы в облицованных круглых сооружениях диаметром от 5,5 до 6,5
м. Он может использоваться также для выгрузки готового силоса из этих
сооружений.
Трамбовщик-разгрузчик состоит из электродвигателя и редуктора, водил с
рабочими органами, вертикального элеватора и транспортера.
Машина оборудуется двумя комплектами рабочих органов — уплотняющими
катками, которые применяются для уплотнения массы, и лисками для
рыхления силоса перед его выгрузкой.
Вертикальный элеватор и выгрузной транс-портер цепные, скребкового типа.
Они служат для выгрузки массы из силосной башни. Выгрузной транспортер
имеет длину 4 м и состоит из трех секций. Если необходимо уменьшить
длину транспортера, oт него отнимают среднюю секцию. Нижней частью
транспортер опирается на корпус редуктора, а верхней — на стенку башни.
Для опускания и подъема машины служит автоматическая лебедка.
Разгрузчик-трамбовщик собирают на полу башни до ее загрузки и после
сборки подвешивают на тросах к балкам перекрытия.
При работе машины в качестве трамбовщика с нее снимают выгрузной
транспортер и устанавливают уплотняющие катки. Диски распределяют
поступающую массу равномерно по всей поверхности сооружения, а катки,
следующие за дисками, уплотняют ее. По мере заполнения силосохранилища
измельченной массой трамбовщик периодически поднимают лебедкой.
При работе машину обслуживают один-двое рабочих. Производительность ее
при разгрузке силоса до 5 т за час работы, а при уплотнении зеленой
измельченной массы до 40 т. Мощность установленного на машине двигателя
3 квт Вес 1300 кг.