поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Антагонизм и синергизм ионов в питании растений
Антагонизм ионов способность ионов, находящихся в растворе и несущих одинаковые по знаку электрические заряды, взаимно подавлять присущее каждому из них действие. Известно торможение поступления железа и связанное с этим торможение синтеза хлорофилла при избытке в среде ионов Мn2+. Конкурентные отношения в процессе поступления обнаружены и для ряда других катионов и анионов. Так, бор усиливает поступление катионов и снижает поступление анионов. Вместе с тем имеются наблюдения, когда действие одного иона усиливает влияние другого. Это явление получило название синергизма. Так, под влиянием фосфора усиливается положительное влияние молибдена. Влияют на коллоидно-химические свойства цитоплазмы, в частности на гидратацию белков, входящих в ее состав. Известно, что двухвалентные катионы (Са2+ и Мg2+ дегидратируют коллоиды сильнее, чем одновалентные (Na+ и K+). Неодинаково влияние на гидратацию коллоидов и катионов сходной валентности. Так, натрий оказывает более сильное дегидратирующее влияние по сравнению с калием.
Понятие о физиологической кислотности удобрений и её значение
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ КИСЛЫЕ УДОБРЕНИЯ, удобрения подкисляющие реакцию питательной среды. К ним относятся аммиачные удобрения, хлористый калий и др. Физиологическая кислотность этих удобрений связана с преимущественным использованием растениями катионов (NH+ , К+ и др.) из состава соответствующих солей; сопутствующие анионы (SО4-, С- и др.) остаются в почве и, постепенно накапливаясь, подкисляют ее. Увеличение почвенной кислотности особенно сильно проявляется на малобуферных низконасыщенных основаниями с невысоким содержанием гумуса почвах (подзолистые и серые лесные). На насыщенных основаниями почвах, обладающих высокой нейтрализующей способ ностью (черноземы, сероземы, каштановые), не происходит заметного подкисления почвы даже в случае длительного внесения больших доз Ф. к. у. Более того, возникшая кислотность способствует частичному переходу труднорастворимых фосфатов этих почв в легкоусвояемые для растений формы. В связи с этим применение на таких почвах Ф. к. у., особенно азотных, под любые культуры, в т. ч. виноград, дает положительный эффект. Нежелательными для винограда являются хлорсодержащие Ф. к. у. Отрицательное действие Ф. к. у. устраняется известкованием, применением органич и щелочных удобрений.
Предмет и методы агрохимии, взаимосвязь её с другими науками.
Агрохимия – наука о взаимодействии растений, почвы и удобрений в процессе выращиванияс-х культур, о круговороте веществ в земледелии и использовании удобрений для увеличения урожая, улучшения его качества и повышения плодородия почвы.Современная агрохимия – теоретическая, биологическая и химическая дисциплина, имеющая прямую связь с практикой с/х производства. В самом кратком определении агрохимия – это наука, изучающая питание растений и применение удобрений в целях повышения урожайности с-х культур. Предусматривает повышение плодородие почвы. Главная задача агрохимии– управление круговоротом и балансом химических элементов в системе почва – растение. Цель агрономической химии– создание наилучших условий питания растений с учетом знания свойств различных видов и форм удобрений, особенностей их взаимодействия с почвой, определение наиболее эффективных форм, способов, сроков применения удобрений. Агрохимия тесно связана с общим земледелием и мелиорацией, с экономикой и организацией сельскохозяйственного производства, так как любые приемы использования удобрений обусловлены агротехникой и должны оцениваться с точки зрения их экономической эффективности. Применение удобрений и химических мелиорантов почвы должно быть экологически безопасным и, более того, являться важным элементом природоохранных мероприятий против загрязнения тяжелыми металлами и радионуклидами. Агрохимия также тесно взаимодействует с агроэкологией — обеспечении устойчивого производства качественной сельскохозяйственной продукции, рационального использования природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем, сохранения и воспроизводства основного природного ресурса аграрного сектора — почвенного плодородия, исключения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Биологические методы.
Включают полевой опыт, вегетационный и лизиметрический методы. Полевой опыт. Это метод исследования, проводимого в природной (полевой) обстановке на специально выделенном участке для определения воздействия условий или приемов возделывания (отдельно взятых или в сочетании) на урожай сельскохозяйственных растений. В полевых опытах с удобрениями определяют действие удобрения на величину урожая и его качество, а также на плодородие почвы. Полевой опыт — основной метод изучения эффективности удобрений (отдельных их видов и сочетаний, форм, доз и т. д.) в различных почвенно-климатических условиях в зависимости от агротехнических и других факторов. Стационарные опыты проводят на специально приспособленных постоянных участках. Эти опыты сопровождаются дополнительными наблюдениями и лабораторными исследованиями для объяснения выявленных различий в действии удобрений и других факторов. В стационарных опытах изучают систематическое внесение удобрений в севообороте в течение ряда лет. Производственные опыты, закладываемые непосредственно в хозяйствах, позволяют установить действие удобрений на урожай и его качество в производственных условиях. Они служат для проверки и уточнения результатов, полученных в стационарных опытах, применительно к конкретным условиям хозяйства и используются для определения не только агрономической, но и экономической эффективности удобрений. Вегетационный метод. Позволяет выделить и исследовать воздействие отдельных факторов на рост, развитие, обмен веществ, питание и урожай растений. В вегетационных опытах растения выращивают в специальных стеклянных вегетационных домиках или под сеткой на искусственных средах в сосудах с водой, песком или почвой. Вегетационные опыты дают возможность строго контролировать и регулировать условия питания растений и в определенной мере условия внешней среды — режим увлажнения, освещенности, температуры и т. д. Лизиметрический метод. Позволяет в природных условиях с помощью специальных устройств — лизиметров — изучать передвижение и просачивание воды сквозь слой почвы. В агрохимических исследованиях лизиметрический метод используют для изучения водного режима в опытах с удобрениями, размеров выщелачивания минеральных солей из почвы и удобрений, количественной оценки баланса питательных веществ в почве — сопоставления их поступления с выносом растениями и потерями.
Лабораторные методы агрохимического анализа растений, почв и удобрений.
Включают химические (ведущая роль), биохимические и микробиологические методы, а также метод изотопных индикаторов (стабильные и радиоактивные изотопы). Агрохимический анализ растений проводят в целях: · оценки качества урожая сельскохозяйственных культур, сертификации продукции растениеводства и кормов; · оценки изменений химического состава, питательной, кормовой и технологической ценности растениеводческой продукции в зависимости от условий выращивания, в том числе применения удобрений; · определения размеров выноса элементов питания с урожаем и динамики их потребления в течение вегетации; · диагностики питания растений и определения потребности в удобрениях; · изучения использования культурами питательных элементов из удобрений. Агрохимический анализ почв позволяет: · оценить обеспеченность растений элементами питания и, следовательно, потребность в удобрениях; · осуществить мониторинг плодородия и сертификацию почв земельных участков и грунтов; · изучить свойства почв, которые определяют принципиальные положения применения удобрений и проведения химической мелиорации, такие, как поглотительная способность, реакция почвенной среды и буферность (т. е. способность противостоять изменению реакции), засоленность и т. д.; · выявлять изменения содержания питательных веществ в почве и их доступности растениям в зависимости от приемов возделывания и применения удобрений; · изучать взаимодействие удобрений с почвой. Агрохимический анализ удобрений дает возможность: · оценить качество местных органических удобрений и его изменение в зависимости от условий накопления, хранения и применения; · определить содержание действующего вещества в минеральных удобрениях и мелиорирующих материалах для проверки их соответствия установленным стандартам и требованиям; · установить агроэкологическую безопасность органических удобрений, производить сертификацию минеральных удобрений; · определить доступность питательных веществ из удобрений и изучить процессы их превращения в почве. Агрохимический анализ растений, почв и удобрений позволяет изучить баланс питательных веществ в земледелии и дать научное обоснование регулированию питания сельскохозяйственных культур с помощью удобрений. В агрохимических исследованиях широко используют математические методы для оценки точности опытов и достоверности полученных результатов, выявления зависимости между удобрениями и урожаем, моделирования процессов поглощения растениями, превращения в почве и потерь питательных веществ из почвы и удобрений, прогнозирования изменений почвенного плодородия и потребности в удобрениях, для энергетической и экономической оценки применения удобрений с использованием современной вычислительной техники.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|