Проверка кривошипно-шатунного механизма двигателя мотоблоков Ока, Нева, Каскад (МБ-1, МБ-2)
Проверка технического состояния
кривошипно-шатунного механизма.
До разборки двигателя проверьте величину
осевого люфта коленчатого вала, который не должен превышать (1-1,5) мм.
Увеличенный люфт, вызванный износом подшипников, без их замены может
быть устранен без разборки двигателя. Для этого:
демонтируйте шкив с коленчатого вала, снимите крышку подшипника и
осадите его;
изготовьте из мягкой проволоки кольцо, соответствующее диаметру наружной
обоймы подшипника, и установите его между крышкой и подшипником, не
перекрывая маслоканала;
установите крышку на место
В разобранном виде у коленчатого вала проверьте отсутствие сколов зубьев
шестерни, износ шейки и отсутствие на ней наплывов алюминиевого сплава
(что бывает после заклинивания двигателя из-за недостаточной смазки
соединения шатуна с шейкой коленчатого вала).
Наплывы удалите путем зачистки шейки напильником (до проскальзывания) с
последующими доводкой поверхности наждачной бумагой и промывкой шейки.
Осмотрите шпоночный паз на конусе коленчатого вата. Шпонка маховика
должна входить в паз без усилий и не иметь бокового люфта.
Поршень не должен иметь нагара на днище и в канавках поршневых колец.
Трещины любого характера на поршне, пальце и шатуне недопустимы, такие
детали требуют замены.
Поршни по диаметру должны выбираться из размерной группы, одноименной с
блоком цилиндра (см. предыдущую таблицу). Размерная труппа поршня
маркируется арабской цифрой (1, 2 или 3) на его днище.
Поршень, палец и шатун также собираются из одноименных размерных групп,
маркируемых цветной меткой:
Заменяемые палец и шатун должны принадлежать
соответствующей размерной группе поршня.
В двигателе ДМ-1Д используются стандартные «жигулевские» поршневые
кольца 076 мм. Практика показывает, что в первую очередь изнашиваются
рабочие кромки маслосъемного кольца.
Пригодность колец к работе можно проверить измерением набором щупов
зазора в замке при установке кольца без поршня в цилиндр. Зазор должен
быть в пределах (0,30...0,50) мм. Если зазор недостаточный - запилите
стыковые поверхности, а если повышенный - замените кольца. Поршневые
кольца, как правило, меняют комплектно.