Ряд машин оснащен приспособлениями для дробления и измельчения
мягких комьев. В простейшем случае эти устройства могут состоять
из расположенных близко друг к другу резиновых пальцев,
ориентированных поперек главного транспортера. Задача пальцев —
протолкнуть почву в зазор между планками несущего полотна. Хотя
давление пальцев можно регулировать, система, тем не менее, для
работы с твердыми комьями не годится.
Применяют также подпружиненный комкодробильный валок с
регулируемым зазором. Цель регулировки — обеспечить зазор такой
ширины, чтобы был возможен отсев максимального числа комьев без
удаления клубней товарного размера. На каменистых почвах при
попадании камней зазор может резко увеличиваться, что приводит к
повреждениям и потере хороших клубней. При работе в таких
условиях устанавливают минимальный зазор.
В автоматических картофелеуборочных комбайнах нашли широкое
применение подпружиненные валки с активным приводом,
способствующие как дроблению комьев, так и сепарации почвы. В
некоторых специальных комбайнах система сепарации почвы
базируется на «звездчатых» колесах. Все эти устройства требуют
тщательной сборки для того, чтобы избежать повреждения клубней
при работе на сухих почвах и в особенности при наличии камней и
твердых комьев.
Сепарация камней и комьев. Следующая операция на машинах с
ручной переборкой — сепарация камней и комьев, близких по
размеру убираемым клубням. Это может быть сделано вручную.
Картофель, камни, комья поступают на сортировочный транспортер.
Операторы отбирают либо камни и комья, либо клубни — в
зависимости от того, чего больше, — и помещают их на
параллельный транспортер.
Частичная либо полная сепарация камней и комьев может быть
реализована еще до того, как поток клубней достигнет зоны ручной
сортировки. Большинство методов частичной сепарации основано на
различиях между картофельными клубнями и инородными предметами.
Механизмы частичной сепарации:
— наклонный транспортер;
— транспортер с фасонной поверхностью;
— цилиндрическая щетка и поворотный транспортер.
Система сепарации с наклонным транспортером (продольной горкой)
особенно эффективна при работе с клубнями круглой формы (рис.
36). С элеватора клубни подаются на высокоскоростной наклонный
ленточный транспортер-горку. Клубни скатываются на сортировочный
транспортер, а объекты неправильной формы (камни, комья,
растительные остатки) удаляются. Угол наклона горки можно
установить с учетом условий уборки и типа растительных остатков
и сорняков. Фасонная поверхность резиновой горки (выступы в виде
пальцев) позволяет отделять чужеродные объекты с большей
эффективностью, чем при использовании плоской ленты.
В некоторых сепараторах этого типа
(поперечных горках) наклонный транспортер движется в
направлении, перпендикулярном наклону и, соответственно,
направлению потока клубней. В этом случае особенно целесообразно
использовать транспортер с поверхностью, покрытой выступами в
виде штифтов или шипов.
Следующие два типа сепараторов имеют подобную конструкцию и
основаны на различении формы и массы объектов, переносимых
сортировочным транспортером, который обычно имеет небольшой
наклон в направлении, перпендикулярном движению. Поверхность
резинового полотна транспортера в современных комбайнах
оформляется в виде очень мелких гибких шипов, чем напоминает
ежа. Камни и комья неправильной формы фиксируются на поверхности
полотна и поэтому не захватываются щеткой и не отражаются
дефлектором. Мелкие растительные остатки также выносятся за
пределы системы. Клубни же с помощью Щеток, дефлектора и
небольшого наклона полотна скатываются на сортировочный
транспортер (рис. 37 и 38).
Щетки изготовлены из нейлона или подобного ему материала и
снабжены устройством для регулирования высоты над поверхностью
полотна транспортера. При высокой плотности потока клубней щетки
обычно опускаются. Высоту щеток и скорость транспортера следует
подбирать таким образом, чтобы обеспечивались как наилучшее
соответствие условиям уборки, так и максимальная эффективность
сепарации. Дефлектор представляет собой колеблющийся гребень с
Резиновыми пальцами, наклоненный под определении углом к полотну
транспортера. Высота дефлекторра над полотном, угол его наклона
и интенсивность Колебаний регулируются в зависимости от
количества и размера захваченных камней, а также от размера
клубней. Наклон транспортера с фасонной поверхностью полотна
(штифты или «еж») также можно регулировать: чем больше камней,
тем меньше наклон.