Насосы НШ-32Э и НШ-10Д

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство      Гидравлические системы зерноуборочных комбайнов (Е.К. Румянцев)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

 

 

 

 

Насосы НШ-32Э и НШ-10Д выполнены по одинаковой конструктивной схеме (рис. 76) и состоят из корпуса 17, ведущего 8 и ведомого 19 зубчатых колес, бронзовых опорных втулок 7, 9, 18, 20, крышки 1, разгрузочной пластины И и уплотнений.

Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава. Его рабочие поверхности обработаны с большой точностью для обеспечения нормальной работы зубчатых колес и надежного уплотнения в сопряжениях со втулками и крышкой. Внутри корпуса сделаны две ступенчатые расточки, в которые устанавливают втулки и зубчатые колеса. Торцовые поверхности расточек обрабатывают так, чтобы несовпадение их плоскостей не превышало 0,01 мм. Этим достигают надежного прилегания торцов втулок к зубчатым колесам. В боковых приливах насоса имеются всасывающий (большего диаметра) и нагнетательный (меньшего диаметра) отверстия. В его корпусе выфрезерованы две лыски. Лыска со стороны всасывающего отверстия идет от привалочного торца корпуса до паза, соединяющего колодцы. Между лыской и наружными поверхностями втулок образуется канал 13 низкого давления, по которому утечки масла отводятся во всасывающую камеру насоса. Лыска со стороны нагнетательного отверстия идет от привалочного торца корпуса, но не доходит до торцов расточек. Между лыской и наружными поверхностями втулок образуется канал 14 высокого давления для подвода масла в камеру поджима втулок.

Крышка насоса отлита из алюминиевого сплава и имеет две расточки (глухую и сквозную) для выхода шлицевого конца цапфы (вала) ведущего зубчатого колеса. В отверстия крышки входят хвостовики втулок, центрирующие ее относительно корпуса.

Для исключения повышенных давлений перед манжетой 4 полость 25 соединена со всасывающей полостью насоса через отверстие 24, полость 22, осевой канал 23 в зубчатом колесе 19, полости 16 и 15, соединенные между собой пазом, и сливной канал 13.

Втулки насоса отлиты из специальной бронзы. В отверстиях втулок сделаны продольные канавки для подачи масла к подшипникам (в насосе НШ-10Д они винтовые). На торце втулок со стороны зубчатых колес имеются две радиальные смазочные канавки.

Для улучшения приработки внутренняя поверхность и торцовая поверхность втулок, сопряженная с зубчатым колесом, покрыты слоем свинца толщиной 1—3 мк. Втулки сортируют на группы через каждые 0,005 мм по высоте цилиндра большего диаметра. Каждую пару втулок подбирают с одним и тем же номером группы.

Пара втулок, расположенная на дне корпуса насоса, в процессе работы не перемещается, а передние втулки могут передвигаться в осевом направлении к дну колодца корпуса под действием давления рабочей жидкости, подводимой по лыске корпуса из нагнетательной камеры. За счет такой конструкции устраняют зазоры по торцам зубчатых колес.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 76. Шестеренчатый насос. НШ-32Э:
1 — крышка; 2 и 3— стопорное и опорное кольца: 4— манжета; 5, 6. 12 и 21— уплотнительные кольца: 7, 9. 18 и 20 — втулки; 8 и 19 — зубчатые колеса: 10 — проволочная пружинка; И — разгрузочная пластина, 13, 14 и 23 — каналы; 15, 16, 22 и 25 — полости: 17 — корпус; 24 — отверстие.

 

 

 

 

 

 

 

Давление жидкости на торцовую поверхность втулок передается неодинаково, нарастая от полости всасывания к полости нагнетания. В связи с этим может быть перекос зубчатых колес с втулками в корпусе насоса. Для уменьшения этого перекоса на торцовую поверхность передних втулок накладывают со стороны всасывающей полости насоса разгрузочную пластину 11, по периметру которой надето резиновое уплотнительное кольцо круглого сечения. Это кольцо разъединяет зону всасывания от зоны гидравлического поджатия.

Деформация резинового кольца создает предварительное поджатие втулок на холостом ходу. После приработки к зубчатым колесам насоса втулки не меняют местами.

При установке опорных втулок в колодцы насоса в стыке между лысками втулок образуется зазор 0,1— 0,15 мм, который устраняют, разворачивая втулки одну относительно другой в сторону вращения ведомого зубчатого колеса. Для удержания втулок в развернутом состоянии в сопряженные втулки вставлены по две изогнутые проволочные пружины 10. Зубчатые колеса, выполненные как одно целое с цапфами, изготовлены из легированной стали.

В шлицевой части цапфы ведущего зубчатого колеса имеются кольцевые канавки, в которые вставляют стопорные кольца для упора кулачковых муфт в неотключае-мых приводах.

Ведомое и ведущее зубчатые колеса насоса НШ-32Э имеют 8 зубьев, а насоса НШ-10Д— 10. Профиль зубьев шевингуют, чем обеспечено высокое качество поверхности. Ведомое и ведущее колеса сортируют на заводе через каждые 0,005 мм по ширине на группы и устанавливают в насосе только из одинаковых групп.

Для того чтобы создать необходимое предварительное сжатие резинового уплотнительного кольца 5, зубчатые колеса и втулки комплектуют по определенным размерным группам.

Крышки насоса, цапфы передних опорных втулок и разгрузочную пластинку уплотняют резиновыми кольцами круглого сечения, выступающую наружу цапфу ведущего зубчатого колеса — манжетой. От осевого перемещения манжету с одной стороны удерживает упор в вытачку крышки, с другой — опорное 3 и стопорное 2 кольца.

В собранном насосе вал плавно, без заеданий, проворачивается, несовпадение осей диаметра посадочного бурта крышки и шлиц не превышает 0,05 мм.

Для присоединения всасывающего и нагнетательного маслопроводов корпуса насосов имеют по две симметрично обработанные плоскости с четырьмя резьбовыми отверстиями у насоса НШ-32Э и с двумя — у насоса НШ-10Д.

Всасывающий маслопровод подсоединяют к плоскости, имеющей отверстия большего диаметра (на корпусе насоса с этой стороны имеется надпись «Вход»), нагнетательный — к плоскости, имеющей отверстия меньшего диаметра. Для подсоединения используют фланцы с уплотнительными кольцами круглого сечения, устанавливаемыми в торцовые канавки фланцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..