ГИДРООБЪЕМНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ «НИВА» И «КОЛОС»

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство      Гидравлические системы зерноуборочных комбайнов (Е.К. Румянцев)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

 

ГИДРООБЪЕМНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ «НИВА» И «КОЛОС»

На зерноуборочных комбайнах «Нива» и «Колос» применено гидрообъемное рулевое управление с гидроусилителем, в котором отсутствует механическая связь между рулевым и управляемыми колесами. Они связаны между собой гидравлически.

Гидрообъемное рулевое управление имеет ряд значительных преимуществ перед механическим.

Во-первых, в гидрообъемном управлении меньше узлов, чем в механическом с гидроусилителем,— в нем отсутствуют червячная или другая понижающая пара, длинные продольные тяги со сложной конфигурацией, система рычагов и шарнирные соединения. Вес его меньше на 20—25 кг.

Во-вторых, в гидрообъемном рулевом управлении при повороте управляемых колес водитель совершает только ту работу, которая необходима для удержания золотника распределителя в его рабочем положении. Эта работа сравнительно мала, и усилие на рулевом колесе не превышает единых норм безопасности. Дело в том, что коэффициент полезного действия рулевого механизма с червячной или иной парой сравнительно низкий, что затрудняет управление рулем. Например, для вращения рулевого колеса с червячной парой на комбайне СК-4 необходимо приложить усилие в 2—2,5 кгс. По нормам усилие на рулевом колесе для управления машиной не должно быть больше 3 кгс. Следовательно, дополнительные усилия на рулевом колесе в механическом рулевом управлении от трения во всех шарнирах, рулевых тягах, а также в распределителе гидроусилителя не должны превышать 0,5—1 кгс, что крайне затруднительно обеспечить в зерноуборочных комбайнах новейших моделей, имеющих большой вес.

В-третьих, в гидрообъемном рулевом управлении на комбайнах «Нива» и «Колос» люфт рулевого управления при работающем гидроусилителе составляет всего 5—7°, тогда как на комбайнах СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях допустимый люфт рулевого колеса равен 25°. Это объясняется тем, что в зерноуборочных комбайнах управляемыми колесами являются задние, сравнительно далеко удаленные от рулевого колеса, поэтому в случае механического рулевого управления рулевое колесо с управляемыми колесами связано через длинные продольные тяги, имеющие сложную конфигурацию и большое количество шарниров. Деформации продольных тяг и люфты в шарнирах приводят к возрастанию свободного хода рулевого колеса.

В-четвертых, в гидрообъемном рулевом управлении с гидроусилителем время на техническое обслуживание и регулировки практически сведено до минимума, так как элементы, определяющие свободный ход рулевого колеса, почти не изнашиваются и нет необходимости периодически регулировать свободный ход рулевого колеса; не требуется периодическая проверка и смазка шарниров рулевых тяг.

В-пятых, независимое размещение агрегатов гидро-объемнего рулевого управления позволяет наиболее удобно разместить рулевое колесо, а также другие узлы в кабине и под площадкой водителя.

Испытания и эксплуатация комбайнов «Нива и «Колос» показали, что при работающем гидроусилителе гидрообъемное рулевое управление имеет вполне удовлетворительную быстроту реакции. Оно вполне работоспособно при буксировке комбайна при неработающем гидроусилителе.

Гидрообъемное рулевое управление комбайнов «Нива» и «Колос» состоит из насоса-дозатора, соединенного с рулевым колесом, распределителя золотникового типа, силового шестеренчатого насоса, предохранительного клапана, гидроцилиндра и системы трубопроводов. Гидробак общий с основной гидросистемой.

Насос-дозатор ГА-36000А обеспечивает пропорциональность подаваемого в полости гидроцилиндра объема масла и угла поворота рулевого колеса, которая сохраняется как при неработающем силовом насосе гидроусиления, так и при его работе.

Рабочими элементами насоса-дозатора служат обойма 9 (рис. 68) с роликами 12 и сателлит 11. Ролики обоймы с зубьями сателлита образуют внецентройдное эпи-циклоидальное цевочное зацепление. Обойма, ролики и сателлит установлены между пластиной 13 и крышкой 6. Пластина, обойма и крышка стянуты с корпусом семью болтами 7. При этом толщина обоймы больше толщины роликов и толщины сателлита. Это позволяет при допустимом зазоре свободно вращаться роликам и сателлиту в работе. В канавках кольца 14, центрирующего пластину и обойму, размещены резиновые уплотнительные кольца 5 круглого сечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 68. Насос-дозатор гидрообъемного рулевого управления зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Колос».
1, 5, 8 и 15 — резиновые уплотнительные кольца; 2 и 10 — штифты; 3 и 19 — валы; 4 — золотник; 6 — крышка; 7 — болт; 9 — обойма; 11 — сателлит: 12 — ролик: пластина; 14 —КОЛЬЦО; 16 — штуцер; 17 — корпус; 18 и 20 — подшипники

 

 

 

 

 

 

В корпусе 17 установлен вал 19, хвостовик которого соединен с рулевым колесом. Вал, опирающийся на радиально-игольчатый подшипник 20 и упорный подшипник 18, посредством штифта 2 связан с вращающимся золотником 4. Плавающий вал 3 с двумя штифтами 10 образует карданную передачу между валом 19 и сателлитом 11.

Для нормальной работы детали насоса-дозатора изготавливают с соблюдением ряда определенных технических условий:

для сохранения геометрических форм и размеров в процессе эксплуатации корпус отливают из высокопрочного чугуна и подвергают искусственному старению;

поверхности (расточки под золотник, торцовую корпуса со стороны выхода отверстия под золотник, наружную золотника, вала под подшипники и под уплотнительные кольца, торцовые промежуточной пластины, роликов, торцовые обоймы и сателлита, рабочие профили зубьев сателлита, внутреннюю крышку) шлифуют;

для обеспечения высокой износостойкости поверхности (наружные золотника, промежуточная пластины, роликов и крышки) цементуют и закаливают;

обоймы, вал, плавающий вал, штифты и сателлит закаливают;

с особой точностью выполняют взаимные положения овальных сквозных отверстий, пазов и отверстий под штифт в золотнике; размещают распределительные отверстия, просверливаемые под углом 45° к торцовой поверхности корпуса; располагают пазы под штифт относительно зубьев сателлита. От точности расположения этих отверстий и пазов зависит объемный к. п. д. насоса-дозатора.

Собирают насос-дозатор из деталей, не имеющих на трущихся и сопрягаемых поверхностях и канавках под

уплотнительные кольца рисок, забоин, заусенцев или других механических повреждений. При сборке принимают меры, исключающие попадание пыли, грязи, стружки и других посторонних частиц внутрь насоса-дозатора. Перед сборкой все детали промывают, трущиеся и сопрягаемые поверхности и уплотнительные кольца смазывают дизельным маслом Дп-11 или ДС-11.

Золотник с корпусом невзаимозаменяемые детали. При подборе золотника к корпусу руководствуются размерными группами, при этом золотник должен плотно входить в корпус и при наличии смазки легко вращаться в нем. Применяют и притирку золотника к корпусу. Зазор между корпусом и золотником 0,005—0,015 мм.

В правильно собранном насосе-дозаторе вал 19 вращается без заеданий. Момент на вращение вала не превышает 0,3 кгс-м (усилие 1,5 кгс на плече 200 мм). После сборки или переборки насос-дозатор обкатывают, перекачивая масло под давлением 15—20 кгс/см2 и вращая вал с частотой 40—60 об/мин по 5—10 мин в обе стороны.

Насос-дозатор испытывают на герметичность от внешних утечек рабочей жидкости, используя дизельное масло Дп-11 или ДС-11 при давлении 100±10 кгс/см2 и температуре 70°С. Давление подводят в течение 5 мин одновременно в оба штуцера. При испытании проверяют отсутствие утечки масла через уплотнительные кольца, а также потение корпуса. Испытывают насос на герметичность и при других температурах жидкости, подбирая такие масла, вязкость которых при температуре испытаний равна вязкости масла Дп-11 при температуре 70°С.

Объемный к. п. д. насоса-дозатора не менее 0,75 при частоте вращения вала насоса 60 об/мин и давлении 30 кгс/см2.

В насосе-дозаторе сквозные овальные отверстия золотника соединены с центральным каналом, а пазы сообщаются с расточкой в корпусе, условно показанной на схеме (рис. 69) при помощи промежуточного концентрического канала. Оба канала соединены с распределителем (на схеме не показано).

Между обоймой, роликами и сателлитом образуется семь рабочих камер. При вращении сателлита его зубья скользят по роликам, входят или выходят из рабочих камер, изменяя объем рабочих полостей. При вращении сателлита, например, против часовой стрелки, в положениях I, II и III уменьшаются соответственно рабочие объемы камер 2. 3 и 4< 5, 6 и 7; 1, 2 и 3. В других рабочих камерах объемы остаются без изменения или увеличиваются. При вращении сателлита против часовой стрелки масло, вытесняемое из рабочих камер, поступает в осевой канал вращающегося золотника и далее через распределитель в одну из полостей гидроцилиндра. Давление во всех рабочих камерах, из которых вытесняется жидкость, одинаково и равно давлению, необходимому для поворота управляемых колес гидроцилиндром. В рабочие полости, в которых увеличивается объем, при том же вращении сателлита масло поступает из кольцевого канала вращающегося золотника. В этот канал масло поступает из распределителя.

За 1/14 оборота сателлита его зуб, отмеченный стрелкой, вытесняет полный рабочий объем камеры 4, а за следующие 7и оборота приходит в положение начала вытеснения жидкости из камеры 3. Таким образом, за 1/14 оборота сателлита каждый его зуб вытеснит по полному рабочему объему камеры, а за полный оборот всех его 6 зубьев — 6 : 1/7 = 42 рабочих объема камер.

Насос-дозатор комбайнов «Нива» и «Колос» имеет рабочий объем 120 см3/об.

На рисунке 69 показано, что жидкость, вытесняемая зубьями сателлита из рабочих камер обоймы с роликами, поступает только в осевой канал вне зависимости от положения сателлита. Это достигнуто в результате того, что вращение сателлита синхронизировано с вращающимся золотником. При вращении сателлита по часовой стрелке поток жидкости из камер обоймы с роликами меняется на обратный, и жидкость, вытесняемая из рабочих камер, поступает в кольцевой канал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 69. Принципиальная схема работы насоса дозатора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..