ГИДРООБЪЕМНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ «НИВА» И «КОЛОС»
На зерноуборочных комбайнах «Нива» и «Колос» применено
гидрообъемное рулевое управление с гидроусилителем, в котором
отсутствует механическая связь между рулевым и управляемыми
колесами. Они связаны между собой гидравлически.
Гидрообъемное рулевое управление имеет ряд значительных
преимуществ перед механическим.
Во-первых, в гидрообъемном управлении меньше узлов, чем в
механическом с гидроусилителем,— в нем отсутствуют червячная или
другая понижающая пара, длинные продольные тяги со сложной
конфигурацией, система рычагов и шарнирные соединения. Вес его
меньше на 20—25 кг.
Во-вторых, в гидрообъемном рулевом управлении при повороте
управляемых колес водитель совершает только ту работу, которая
необходима для удержания золотника распределителя в его рабочем
положении. Эта работа сравнительно мала, и усилие на рулевом
колесе не превышает единых норм безопасности. Дело в том, что
коэффициент полезного действия рулевого механизма с червячной
или иной парой сравнительно низкий, что затрудняет управление
рулем. Например, для вращения рулевого колеса с червячной парой
на комбайне СК-4 необходимо приложить усилие в 2—2,5 кгс. По
нормам усилие на рулевом колесе для управления машиной не должно
быть больше 3 кгс. Следовательно, дополнительные усилия на
рулевом колесе в механическом рулевом управлении от трения во
всех шарнирах, рулевых тягах, а также в распределителе
гидроусилителя не должны превышать 0,5—1 кгс, что крайне
затруднительно обеспечить в зерноуборочных комбайнах новейших
моделей, имеющих большой вес.
В-третьих, в гидрообъемном рулевом управлении на комбайнах
«Нива» и «Колос» люфт рулевого управления при работающем
гидроусилителе составляет всего 5—7°, тогда как на комбайнах
СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях допустимый люфт рулевого
колеса равен 25°. Это объясняется тем, что в зерноуборочных
комбайнах управляемыми колесами являются задние, сравнительно
далеко удаленные от рулевого колеса, поэтому в случае
механического рулевого управления рулевое колесо с управляемыми
колесами связано через длинные продольные тяги, имеющие сложную
конфигурацию и большое количество шарниров. Деформации
продольных тяг и люфты в шарнирах приводят к возрастанию
свободного хода рулевого колеса.
В-четвертых, в гидрообъемном рулевом управлении с
гидроусилителем время на техническое обслуживание и регулировки
практически сведено до минимума, так как элементы, определяющие
свободный ход рулевого колеса, почти не изнашиваются и нет
необходимости периодически регулировать свободный ход рулевого
колеса; не требуется периодическая проверка и смазка шарниров
рулевых тяг.
В-пятых, независимое размещение агрегатов гидро-объемнего
рулевого управления позволяет наиболее удобно разместить рулевое
колесо, а также другие узлы в кабине и под площадкой водителя.
Испытания и эксплуатация комбайнов «Нива и «Колос» показали, что
при работающем гидроусилителе гидрообъемное рулевое управление
имеет вполне удовлетворительную быстроту реакции. Оно вполне
работоспособно при буксировке комбайна при неработающем
гидроусилителе.
Гидрообъемное рулевое управление комбайнов «Нива» и «Колос»
состоит из насоса-дозатора, соединенного с рулевым колесом,
распределителя золотникового типа, силового шестеренчатого
насоса, предохранительного клапана, гидроцилиндра и системы
трубопроводов. Гидробак общий с основной гидросистемой.
Насос-дозатор ГА-36000А обеспечивает пропорциональность
подаваемого в полости гидроцилиндра объема масла и угла поворота
рулевого колеса, которая сохраняется как при неработающем
силовом насосе гидроусиления, так и при его работе.
Рабочими элементами насоса-дозатора служат обойма 9 (рис. 68) с
роликами 12 и сателлит 11. Ролики обоймы с зубьями сателлита
образуют внецентройдное эпи-циклоидальное цевочное зацепление.
Обойма, ролики и сателлит установлены между пластиной 13 и
крышкой 6. Пластина, обойма и крышка стянуты с корпусом семью
болтами 7. При этом толщина обоймы больше толщины роликов и
толщины сателлита. Это позволяет при допустимом зазоре свободно
вращаться роликам и сателлиту в работе. В канавках кольца 14,
центрирующего пластину и обойму, размещены резиновые
уплотнительные кольца 5 круглого сечения.
В корпусе 17 установлен вал 19, хвостовик
которого соединен с рулевым колесом. Вал, опирающийся на
радиально-игольчатый подшипник 20 и упорный подшипник 18,
посредством штифта 2 связан с вращающимся золотником 4.
Плавающий вал 3 с двумя штифтами 10 образует карданную передачу
между валом 19 и сателлитом 11.
Для нормальной работы детали насоса-дозатора изготавливают с
соблюдением ряда определенных технических условий:
для сохранения геометрических форм и размеров в процессе
эксплуатации корпус отливают из высокопрочного чугуна и
подвергают искусственному старению;
поверхности (расточки под золотник, торцовую корпуса со стороны
выхода отверстия под золотник, наружную золотника, вала под
подшипники и под уплотнительные кольца, торцовые промежуточной
пластины, роликов, торцовые обоймы и сателлита, рабочие профили
зубьев сателлита, внутреннюю крышку) шлифуют;
для обеспечения высокой износостойкости поверхности (наружные
золотника, промежуточная пластины, роликов и крышки) цементуют и
закаливают;
обоймы, вал, плавающий вал, штифты и сателлит закаливают;
с особой точностью выполняют взаимные положения овальных
сквозных отверстий, пазов и отверстий под штифт в золотнике;
размещают распределительные отверстия, просверливаемые под углом
45° к торцовой поверхности корпуса; располагают пазы под штифт
относительно зубьев сателлита. От точности расположения этих
отверстий и пазов зависит объемный к. п. д. насоса-дозатора.
Собирают насос-дозатор из деталей, не имеющих на трущихся и
сопрягаемых поверхностях и канавках под
уплотнительные кольца рисок, забоин,
заусенцев или других механических повреждений. При сборке
принимают меры, исключающие попадание пыли, грязи, стружки и
других посторонних частиц внутрь насоса-дозатора. Перед сборкой
все детали промывают, трущиеся и сопрягаемые поверхности и
уплотнительные кольца смазывают дизельным маслом Дп-11 или
ДС-11.
Золотник с корпусом невзаимозаменяемые детали. При подборе
золотника к корпусу руководствуются размерными группами, при
этом золотник должен плотно входить в корпус и при наличии
смазки легко вращаться в нем. Применяют и притирку золотника к
корпусу. Зазор между корпусом и золотником 0,005—0,015 мм.
В правильно собранном насосе-дозаторе вал 19 вращается без
заеданий. Момент на вращение вала не превышает 0,3 кгс-м (усилие
1,5 кгс на плече 200 мм). После сборки или переборки
насос-дозатор обкатывают, перекачивая масло под давлением 15—20
кгс/см2 и вращая вал с частотой 40—60 об/мин по 5—10 мин в обе
стороны.
Насос-дозатор испытывают на герметичность от внешних утечек
рабочей жидкости, используя дизельное масло Дп-11 или ДС-11 при
давлении 100±10 кгс/см2 и температуре 70°С. Давление подводят в
течение 5 мин одновременно в оба штуцера. При испытании
проверяют отсутствие утечки масла через уплотнительные кольца, а
также потение корпуса. Испытывают насос на герметичность и при
других температурах жидкости, подбирая такие масла, вязкость
которых при температуре испытаний равна вязкости масла Дп-11 при
температуре 70°С.
Объемный к. п. д. насоса-дозатора не менее 0,75 при частоте
вращения вала насоса 60 об/мин и давлении 30 кгс/см2.
В насосе-дозаторе сквозные овальные отверстия золотника
соединены с центральным каналом, а пазы сообщаются с расточкой в
корпусе, условно показанной на схеме (рис. 69) при помощи
промежуточного концентрического канала. Оба канала соединены с
распределителем (на схеме не показано).
Между обоймой, роликами и сателлитом образуется семь рабочих
камер. При вращении сателлита его зубья скользят по роликам,
входят или выходят из рабочих камер, изменяя объем рабочих
полостей. При вращении сателлита, например, против часовой
стрелки, в положениях I, II и III уменьшаются соответственно
рабочие объемы камер 2. 3 и 4< 5, 6 и 7; 1, 2 и 3. В других
рабочих камерах объемы остаются без изменения или увеличиваются.
При вращении сателлита против часовой стрелки масло, вытесняемое
из рабочих камер, поступает в осевой канал вращающегося
золотника и далее через распределитель в одну из полостей
гидроцилиндра. Давление во всех рабочих камерах, из которых
вытесняется жидкость, одинаково и равно давлению, необходимому
для поворота управляемых колес гидроцилиндром. В рабочие
полости, в которых увеличивается объем, при том же вращении
сателлита масло поступает из кольцевого канала вращающегося
золотника. В этот канал масло поступает из распределителя.
За 1/14 оборота сателлита его зуб, отмеченный стрелкой,
вытесняет полный рабочий объем камеры 4, а за следующие 7и
оборота приходит в положение начала вытеснения жидкости из
камеры 3. Таким образом, за 1/14 оборота сателлита каждый его
зуб вытеснит по полному рабочему объему камеры, а за полный
оборот всех его 6 зубьев — 6 : 1/7 = 42 рабочих объема камер.
Насос-дозатор комбайнов «Нива» и «Колос» имеет рабочий объем 120
см3/об.
На рисунке 69 показано, что жидкость, вытесняемая зубьями
сателлита из рабочих камер обоймы с роликами, поступает только в
осевой канал вне зависимости от положения сателлита. Это
достигнуто в результате того, что вращение сателлита
синхронизировано с вращающимся золотником. При вращении
сателлита по часовой стрелке поток жидкости из камер обоймы с
роликами меняется на обратный, и жидкость, вытесняемая из
рабочих камер, поступает в кольцевой канал.
Рис. 69. Принципиальная схема работы насоса
дозатора