ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМБАЙНОВ СК-3, СК-4 И СКД-5

 

  Главная       Учебники - Сельское хозяйство      Гидравлические системы зерноуборочных комбайнов (Е.К. Румянцев)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМБАЙНОВ СК-3, СК-4 И СКД-5

В 1958 г. комбайностроительные заводы страны стали производить зерноуборочный комбайн СК-3, полугусеничный СКП-3, полугусеничный рисозерноуборочный СКПР-3 и гусеничный СКГ-3 для уборки зерновых и риса в особо увлажненных районах страны. В 1962 г. на полях колхозов и совхозов появились более производительные комбайны СК-4, СКП-4, СКПР-4 и СКГ-4, а в 1969 г. — комбайны СКД-5 «Сибиряк» и на гусеничном ходу СКД-5Р.

Пропускная способность молотилки комбайна СК-3— 3 кг/с хлебной массы при отношении зерна к соломе 1 : 1,5, комбайна СК-4—3,7—3,8 и комбайна СКД-5— 5 кг/с.

Заметно улучшена гидросистема в комбайнах новейших моделей.

С 1969 г. с комбайнами СК-4, СКД-5 и их модификациями стали применять гидрофицированный копнитель 44-8А (рис. 2). Его гидроавтоматическая система обеспечивает надежное закрытие копнителя в особо тяжелых условиях работы независимо от влажности хлебной массы.

В 1970 г. был выпущен новый гидрофицированный копнитель с упрощенной гидроавтоматической системой его закрытия. Были также изготовлены комбайны СК-4 с гидроавтоматическими регуляторами, обеспечившие постоянную загрузку молотилки хлебной массой, автоматически уменьшавшие скорость комбайна при переключении передач и др.

Основная гидравлическая система комбайнов СК-4 и СКД-5 с гидрофицированными копнителями имеет шестеренчатый насос 9, предохранительный клапан 8, два гидроцилиндра 2 для подъема и опускания жатки, два гидроцилиндра 3 для подъема и опускания мотовила; гидроцилиндр 4 вариатора мотовила, гидроцилиндр 7 вариатора скорости и два гидроцилиндра 16 закрытия копнителя.

Для управления гидросистемы применены три распределителя: распределитель 17 (или 15) золотникового типа для автоматического закрытия копнителя и два распределителя 6 и 5 кранового типа для управления положениями вариатора скорости и тремя другими потребителями гидросистемы. Распределитель 6 управления положением вариатора скорости называли ранее краном управления, а распределитель 5— распределительным краном.

Система гидроусилителя рулевого управления собрана из шестеренчатого насоса 11, распределителя 14 и гидроцилиндра 13. Все узлы гидросистемы соединены между собой трубопроводами. В местах, где имеется относительное перемещение узлов, применены гибкие шланги.

Принципиальная схема гидросистемы комбайнов СК-3 и СК-4 первых выпусков отличалась от современной. Не было узлов гидрофицированного копнителя. Принципиальные схемы гидросистем модификаций комбайнов такие же, как и в базовых машинах, кроме гусеничных комбайнов СКГ-3, СКГ-4 и СКД-5Р, в которых отсутствуют узлы гидроусилителя рулевого управления.

При холостой работе масло, засасываемое насосом 9 из гидробака 10, поступает в распределитель 17 (или 15) и, пройдя через него и распределители 6 и 5, сливается через фильтр в гидробак 10. Все магистрали к потребителям от распределителей 6, 5 в них перекрыты. Полости гидроцилиндров 16 закрытия копнителя через распределитель 17 (или 15) соединены с гидробаком. При нейтральном положении распределителя 17 (или 15) копнитель закрыт, и в гидроцилиндрах нет давления от веса копны и конструкции копнителя.

 

 

 

Рис. 2. Принципиальная схема гидросистемы зерноуборочных комбайнов СК-3, СКП-3, СКПР-3, СК-4, СКП-4, СКПР-4 и СКД-5 с гидрофицированными копнителями:
1 — вентиль; 2 — гидроцилиндры подъема н опускаиия жатки; 3 — гндроцилки дры подъема и опускания мотовила; 4 — гидроцилиндр вариатора мотовила; 5—распределитель, управляющий тремя потребителями; 6 — распределитель вариатора скорости комбайна; 7 —гидроцилиидр вариатора скорости комбайна; 8 — предохранительный клапан основной гидросистемы; 9 — насос основной гидросистемы; Ю — гидробак; 11— насос системы гидроусилителя рулевого управления; 12 — предохранительный клапан системы гидроусилителя рулевого управлении; 13 — цилиндр гидроусилителя рулевого управления; 14 — распределитель гидроусилителя; 15 — распределитель копнителя 44-8Б; 16 — гндроци линдры закрытия копнителя; 17 — распределитель копнителя 44-8А: 18 -«-дроссель.



При переводе золотника распределителя 17 (или 15) на подъем копнителя часть потока масла, нагнетаемого насосом, направляется к гидроцилиндрам 16, а другая часть через предохранительный клапан 8 и сливные трубопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак. Величину потока масла к гидроцилиндрам 16 ограничивает дроссель 18 (в копнителе 44-8А) или дроссель, выполненный внутри золотника распределителя 15 (в копнителе 44-8Б). После возвращения золотника распределителя 17 (или 15) в нейтральное положение поток масла от насоса через распределитель 17 (или 15) поступает к распределителям 6 и 5. Под действием веса днища и заднего клапана копнителя масло, выдавливаемое из гидроцилиндров 16, через распределитель 17 (или 15) сливается в гидробак.

При переключении распределителя 6 на перемещение вариатора скорости погок масла, нагнетаемого насосом, из распределителя 6 направляется в одну из полостей гидроцилиндра 7 вариатора скорости. Величина этого потока ограничена дроссельными отверстиями в распределителе. Часть потока через предохранительный клапан 8, сливные маслопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак. Вытесняемое из другой полости гидроцилиндра 7 масло через распределители 6 и 5, сливные маслопроводы и сквозь фильтр также сливается в гидробак.

При перемещении крана распределителя 5 вверх до упора поток масла направляется в плунжерные гидроцилиндры. Если поток ограничен, часть его через предохранительный клапан 8, сливные трубопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак.

При перемещении крана распределителя 5 вниз до упора поток масла от насоса внутри этого распределителя не изменяется. К потоку добавляется масло, вытесняемое из плунжерных гидроцилиндров. Скорость перемещения потребителей ограничивают дроссельные отверстия в распределителях. Не ограничивается поток масла только к гидроцилиндрам подъема жатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Установка шестеренчатых насосов на двигателе зерноуборочных комбайнов СК-3, СКП-3 и СКПР-3:
1 к 25 — шестерни; 2 — ведомая кулачковая муфта насоса системы гидроусилителя рулевого управления; 3—сателлит; 4, 27 и  36 — установочные кольца; 5 и 37 — прокладки; 6 и 32—насосы; 7, 18, 23, 24, 28 и 34 — резиновые уплотнительные кольца; 8  и 22 — угловые муфты; 9 и 10 —шарикоподшипники; 11 — гайка; 12 — сегментная шпонка; 13 — вал; 14 — стопорная шайба; 15 — корпус; 16, 19 и 29 — шланги; 17 и 21 —штуцера; 20 и 30 — хомуты: 26 — кулачковая муфта: 31 и 33 — муфты; 35 — трубопровод.

 

 

 



Вал насоса 32 (рис. 3) основной гидросистемы комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций вращается от распределительной шестерни 25 двигателя. Шестерня соединена сегментной шпонкой 12 с валом 13, на конце которого имеются два кулачка. Такие же кулачки предусмотрены на муфте 26, посаженной на шлицах вала насоса. Привод насоса неотключаемый.

Вал насоса в системы гидроусилителя рулевого управления вращается от распределительной шестерни 1 двигателя. Эта шестерня имеет два кулачка. Такие же кулачки у ведомой муфты 2. Кулачки шестерни и муфты входят в сателлит 3, через который и происходит передача момента от двигателя к насосу. В последующих выпусках двигателя сателлит был снят и момент от двигателя к насосу передавался контактом рабочих поверхностей кулачков.

 

 

 

Рис. 4. Установка шестеренчатых насосов на двигателях СМД-14К, СМД-15К, СМД-14КФ, СМД-15КФ, СМД-17К и СМД-18К комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, их модификаций и самоходных шасси СШ-75:
1 и 36 — насосы; 2 и 22— установочные кольца; 3 и 23 — кулачковые муфты; 4 и 21 — корпуса; 5 и 18— валы; 6, 8, 14 и 20 — шарикоподшипники; 7— распорная втулка; 9 и 19 — шестерни; 10 и 15 — стопорные шайбы; И и 16 — гайки; 12 и 17 — сегментные шпонки; 13 и 48 — прокладки; 24. 77, 28, 38, 43, 44 и 50— резиновые уплотнительные кольца; 25 и 31 — шланги; 26, 35, 47 и 49-муфты; 29 и 45 штуцера; 30 и 32 —хомутики 33 — рычаг переключения; 34 — вилка; 37 — сухарик; 39—ограничитель; 40 — шарик; 41 — пружина; 42 — упор пружины; 46 — трубопровод.

 



В основной гидросистеме комбайнов СК-4, СКД-5 и их модификаций (рис. 4) применен шестеренчатый насос НШ-32У или НШ-32Э с правым (против часовой стрелки) направлением вращения вала от распределительной шестерни 19 двигателя. Шестерня соединена сегментной шпонкой 17 с валом 18, на конце которого имеются два кулачка. Такие же кулачки у муфты 23, свободно скользящей на шлицах вала насоса. Привод насоса отключаемый. Отключают и включают насос вращением рычага 33, размещенном в корпусе 21 привода. С рычагом соединена шлицами вилка 34 с двумя сухариками 37, входящими в наружную кольцевую выточку соединительной муфты.

Для включения основного насоса рычаг 33 переключения переводят по часовой стрелке, а для выключения — против часовой стрелки. Если при включении насоса шарик 40 фиксатора не попадает в свое гнездо, значит, кулачки муфт не вошли в зацепление. В этом случае стартером проворачивают коленчатый вал двигателя, после чего повторяют включение. Выключают насос поворотом рычага против часовой стрелки, при этом шарик-фиксатор должен войти в свое новое гнездо. Включают и выключают насос только при неработающем двигателе.

Вал насоса НШ-10Е или НШ-10Д системы гидроусилителя рулевого управления, как и вал насоса НШ-32У, правого вращения от распределительной зубчатой шестерни 9 двигателя, посаженной консольно на валу 5 и соединенной с ним сегментной шпонкой 12. Вал 5 вращается в шариковых подшипниках. На конце его имеются два кулачка, находящиеся в постоянном зацеплении с кулачками муфты 3, посаженной на шлицах на валу насоса.

В комбайнах СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях валы насосов основной гидросистемы при частоте вращения 1700 об/мин коленчатого вала двигателя вращаются со скоростью 1480 об/мин., а при 1900 об/мин — 1655 об/мин. При таких оборотах валов теоретическая производительность насосов составляет соответственно 46,9 и 52,5 л/мин. Фактическая их производительность при объемном к. п. д. 0,92 равна соответственно 42,1 и 48,3 л/мин.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Установка распределителей копнителей 44-8А и 44-8Б и размещение гидроагрегатов и трубопроводов на крыше молотилки комбайнов СК-4, СКПР-4, СКП-4 и СКД-5:
1 и 17 хомуты; 2 — предохранительный клапан; 3, 15, 16. 23, 28 и 29 — шланги; 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14 и 27 — трубопроводы; 6 и 7 — насосы; 13 — распределитель; 18 — резиновая прокладка; 19 — гидробак; 20 и 26 — колодки: 21 и 25 — резиновые прокладки; 22 и 24 — скобы; 30 — петля.

 

 

 

 

Частота вращения валов насосов системы гидроусилителя рулевого управления та же, что и коленчатых валов двигателей. При частоте вращения 1700 об/мин коленчатого вала двигателя теоретическая производительность насоса составляет 17 л/мин, а при 1900 об/мин — 19 л/мин. Фактическая производительность насосов при объемном к. п. д. 0,92 соответственно 15,6 и 17,5 л/мин.

Масло из гидробака к насосам поступает через всасывающие шланги со спиральными пружинами внутри, предохраняющими эти шланги от сплющивания.

При установке распределителя копнителя и монтаже маслопроводов на крыше молотилки комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях (рис. 5) необходимо, чтобы трубопроводы не воспринимали вибраций от двигателя. Для этого между ними и трубопроводами, закрепленными на двигателе, установлены гибкие шланги. Место установки зависит от того,где укреплены резиновые амортизаторы: между подмоторной рамой и двигателем или между подмоторной рамой и молотилкой.

Сливной трубопровод подсоединяют к гидробаку через шланг, который не только воспринимает колебания гидро-бака относительно подмоторной рамы, но и служит монтажным компенсатором.

От распределителя 13 отходят четыре трубопровода: 9 — нагнетательный от насоса 7; 27 или 11 — к распределителям под рлощадкой водителя; 14 — к гидроцилиндрам закрытия копнителя; 12 — сливной.

В маслопроводах между насосом, распределителями и гидробаком масло постоянно циркулирует при нейтральном положении распределителей. Эти маслопроводы имеют внутренний диаметр трубопроводов 17 мм (труба 19X1), сливного шланга— 18 мм, нагнетательного шланга в комбайнах СК-3—12 мм и в комбайнах СК-4 и СКД-5—16 мм.

Между нагнетательными и сливными трубопроводами хомутиком 1 закреплен предохранительный клапан 2 (на кронштейне подмоторной рамы). Клапан регулируют на давление открытия 50 кгс/см 2.

 

Распределители кранового типа укреплены под площадкой водителя (рис. 6). Ручка 38 распределителя 40

вариатора скорости комбайна размещена слева от рулевого колеса, а ручка 39 распределителя 41, управляющего тремя потребителями, — под рулевым колесом посредине.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Монтажная схема гидрооборудования на молотилке комбайнов СК-4, СКП-4 и СКД-5:
1, 3, 15 и 20 — хомуты; 2 и 4 — колодки; 5 — гидроцилиндр подъема и опускания жатки; 6, 13, 35 и 36 — шланги; 7, 8, 9, 10, 14, 18, 23, 24, 25, 26, Л, 28, 42 и 43 — трубопроводы; 11—петля; 12, 16, 19, 21, 29, 34 и 45—резиновые прокладки: 17 — вентиль; 22, 30, 33, 37 и 44 — скобы; 31 и 32 — кронштейны; 38 и 39 — ручка распределителей; 40 — распределитель вариатора скорости; 41 — распределитель, управляющий тремя потребителями,

 

 

 



 

 

 

 

Рис. 7. Монтажная схема маслопроводов гидроцилиндра вариатора скорости комбайнов СК-3, СК-4 и СКД-5:
1 и 11 — гидроцилиндры вариатора скорости; 2, 3, 13 и 14 — шланги; 4, 5, 12, 15 и 16 — трубопроводы; 5 и 7 — петли; 8 и 10 - скобы; 9 — прокладка.

 

 



С распределителем 40 трубопроводами и шлангами соединены полости гидроцилиндра 1 или 11 (рис. 7). В комбайнах СК-4 для предотвращения перетирания шлангов о вращающийся диск вариатора скорости шланг 14 соединяют с гидроцилиндром через промежуточный трубопровод 12.

От распределителя, управляющего тремя потребителями, отходят три трубопровода. Два из них (от крайних штуцеров распределителя) крепят к передней отбортовке площадки. К ним подсоединяют шланги от гидросистемы жатки: один к маслопроводам от гидроцилиндра подъема
и опускания мотовила и второй шланг от гидроцилиндра вариатора мотовила.

Если жатка не навешена на комбайн, то на приваренные к трубопроводам штуцера навертывают заглушки, предохраняющие гидросистему комбайна от попадания в нее пыли и грязи.

К среднему штуцеру распределителя подсоединяют трубопровод, который соединен с гидроцилиндрами подъема и опускания жатки.

Для закрытия копнителя применены два параллельно подключенных гидроцилиндра 5, 8 (рис. 8), таких же, как для подъема мотовила.

Гидроцилиндры соединены между собой трубопроводами 2, 3, 10, сделанными из свертных паяных двухслойных трубок с наружным диаметром 12 мм и толщиной стенки 0,9 мм. Через тройник эти трубопроводы соединяют с трубопроводом 1, связанным с распределителем копнителя. Гидроцилиндры подсоединяют к трубопроводам через гибкие шланги 4, 9 (внутренний диаметр 12 мм).

В комбайнах на гусеничном ходу (СКГ-3, СКГ-4, СКД-5Р) в основной гидросистеме те же агрегаты, что и в базисных комбайнах. В связи с конструктивными отличиями комбайнов СКГ-3 и СК-3 ряд маслопроводов их гидросистемы разной конфигурации. Крепление также разное.

Гидроцилиндр вариатора скорости этих комбайнов имеет подсоединительные штуцера с одной стороны возле крепления его к молотилке. Один из штуцеров соединен со штоковой полостью гидроцилиндра приваренной трубкой. Такое размещение штуцеров на гидроцилиндре облегчает доступ к штуцерам и исключает случаи перетирания шлангов о вращающийся диск вариатора скорости.

На комбайне СКГ-4, СКД-5Р распределители под площадкой водителя укрепляют на общей плите, к ней же крепят стойку механизма распределителя, управляющего тремя потребителями. К верхней части стойки приваривают кронштейн как опору валика механизма переключения распределителя вариатора скорости. Механизм переключения такой же, как и в комбайне СК-4.

 

 

 

 

Рис. 8. Монтажная схема гидрооборудования на копнителе комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, НК-5 и их модификаций;
1, 2, 3 и 10 — трубопроводы; 4 и 9 — шланги; 5 и 8—гидроцилиндры закрытия копнителя; 5 —петля; 7 — прокладка.

 

 

 

Рис. 9. Монтажная схема гидрооборудования системы гидроусилителя рулевого управления:
1 и 2 — насосы; 3 — гидробак; 4, 5, 6, 7, 18, 19, 20 и 21 — шланги; 8 — предохранительиый клапан системы гидроусилителя рулевого управления; 9, 13 и 23 — скобы; 10 и 22 — колодки; 11 и 12 — трубопроводы; 14—хомут; 15 — прокладка; 16 — распределитель гидроусилителя рулевого управления; 17 — гидроцилиндр

 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Размещение узлов и маслопроводов гидросистемы жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций:
1 — петля; 2 и 3 — шланги; 4, 8 и в — трубопроводы; 1 и 9 — гидроцилнндры подъема и опускания мотовила; 8 — вариатор мотовила; W — гайка; U — шайба; 11 — тройник,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При монтаже гидроагрегатов и маслопроводов системы гидроусилителя рулевого управления (рис. 9) насос соединяют с распределителем 16 нагнетательными шлантами 6, 20 и трубопроводом 12. С гидробаком распределитель соединен шлангами 21, 7 и трубопроводом 11, а с гидроцилиндром 17 — шлангами 18, 19.

Между нагнетательными и сливными маслопроводами размещают предохранительный клапан 8, укрепленный к правой боковине молотилки скобой 9 на колодке 10. Клапан отрегулирован на давление открытия 50 кгс/см2.

Гидросистема жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций собрана из двух цилиндров 7 и 9 (рис. 10) подъема и опускания мотовила и цилиндра 8 вариатора мотовила. Гидроцилиндры 7, 9 подсоединены в гидросистеме параллельно. При работе они отклоняются на сравнительно небольшой угол. На трубопроводах 4, 5 для уменьшения напряжений в них при отклонениях цилиндров имеются компенсационные кольца, из-за чего длина трубопровода между креплениями увеличивается и при одном и том же перемещении цилиндра уменьшается величина изгиба единицы длины трубопровода. В результате уменьшаются напряжения в сечении трубы. Компенсационные кольца позволяют подсоединять трубопроводы к цилиндрам без шлангов. К гидроцилиндру вариатора мотовила 8 вдоль задней стенки корпуса жатки проложен трубопровод 6, к штуцеру которого подсоединен шланг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..