ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМБАЙНОВ СК-3, СК-4 И
СКД-5
В 1958 г. комбайностроительные заводы страны стали производить
зерноуборочный комбайн СК-3, полугусеничный СКП-3, полугусеничный
рисозерноуборочный СКПР-3 и гусеничный СКГ-3 для уборки зерновых и риса
в особо увлажненных районах страны. В 1962 г. на полях колхозов и
совхозов появились более производительные комбайны СК-4, СКП-4, СКПР-4 и
СКГ-4, а в 1969 г. — комбайны СКД-5 «Сибиряк» и на гусеничном ходу
СКД-5Р.
Пропускная способность молотилки комбайна СК-3— 3 кг/с хлебной массы при
отношении зерна к соломе 1 : 1,5, комбайна СК-4—3,7—3,8 и комбайна
СКД-5— 5 кг/с.
Заметно улучшена гидросистема в комбайнах новейших моделей.
С 1969 г. с комбайнами СК-4, СКД-5 и их модификациями стали применять
гидрофицированный копнитель 44-8А (рис. 2). Его гидроавтоматическая
система обеспечивает надежное закрытие копнителя в особо тяжелых
условиях работы независимо от влажности хлебной массы.
В 1970 г. был выпущен новый гидрофицированный копнитель с упрощенной
гидроавтоматической системой его закрытия. Были также изготовлены
комбайны СК-4 с гидроавтоматическими регуляторами, обеспечившие
постоянную загрузку молотилки хлебной массой, автоматически уменьшавшие
скорость комбайна при переключении передач и др.
Основная гидравлическая система комбайнов СК-4 и СКД-5 с
гидрофицированными копнителями имеет шестеренчатый насос 9,
предохранительный клапан 8, два гидроцилиндра 2 для подъема и опускания
жатки, два гидроцилиндра 3 для подъема и опускания мотовила;
гидроцилиндр 4 вариатора мотовила, гидроцилиндр 7 вариатора скорости и
два гидроцилиндра 16 закрытия копнителя.
Для управления гидросистемы применены три распределителя: распределитель
17 (или 15) золотникового типа для автоматического закрытия копнителя и
два распределителя 6 и 5 кранового типа для управления положениями
вариатора скорости и тремя другими потребителями гидросистемы.
Распределитель 6 управления положением вариатора скорости называли ранее
краном управления, а распределитель 5— распределительным краном.
Система гидроусилителя рулевого управления собрана из шестеренчатого
насоса 11, распределителя 14 и гидроцилиндра 13. Все узлы гидросистемы
соединены между собой трубопроводами. В местах, где имеется
относительное перемещение узлов, применены гибкие шланги.
Принципиальная схема гидросистемы комбайнов СК-3 и СК-4 первых выпусков
отличалась от современной. Не было узлов гидрофицированного копнителя.
Принципиальные схемы гидросистем модификаций комбайнов такие же, как и в
базовых машинах, кроме гусеничных комбайнов СКГ-3, СКГ-4 и СКД-5Р, в
которых отсутствуют узлы гидроусилителя рулевого управления.
При холостой работе масло, засасываемое насосом 9 из гидробака 10,
поступает в распределитель 17 (или 15) и, пройдя через него и
распределители 6 и 5, сливается через фильтр в гидробак 10. Все
магистрали к потребителям от распределителей 6, 5 в них перекрыты.
Полости гидроцилиндров 16 закрытия копнителя через распределитель 17
(или 15) соединены с гидробаком. При нейтральном положении
распределителя 17 (или 15) копнитель закрыт, и в гидроцилиндрах нет
давления от веса копны и конструкции копнителя.
При переводе золотника распределителя 17 (или 15) на подъем копнителя
часть потока масла, нагнетаемого насосом, направляется к гидроцилиндрам
16, а другая часть через предохранительный клапан 8 и сливные
трубопроводы и сквозь фильтр сливается в гидробак. Величину потока масла
к гидроцилиндрам 16 ограничивает дроссель 18 (в копнителе 44-8А) или
дроссель, выполненный внутри золотника распределителя 15 (в копнителе
44-8Б). После возвращения золотника распределителя 17 (или 15) в
нейтральное положение поток масла от насоса через распределитель 17 (или
15) поступает к распределителям 6 и 5. Под действием веса днища и
заднего клапана копнителя масло, выдавливаемое из гидроцилиндров 16,
через распределитель 17 (или 15) сливается в гидробак.
При переключении распределителя 6 на перемещение вариатора скорости
погок масла, нагнетаемого насосом, из распределителя 6 направляется в
одну из полостей гидроцилиндра 7 вариатора скорости. Величина этого
потока ограничена дроссельными отверстиями в распределителе. Часть
потока через предохранительный клапан 8, сливные маслопроводы и сквозь
фильтр сливается в гидробак. Вытесняемое из другой полости гидроцилиндра
7 масло через распределители 6 и 5, сливные маслопроводы и сквозь фильтр
также сливается в гидробак.
При перемещении крана распределителя 5 вверх до упора поток масла
направляется в плунжерные гидроцилиндры. Если поток ограничен, часть его
через предохранительный клапан 8, сливные трубопроводы и сквозь фильтр
сливается в гидробак.
При перемещении крана распределителя 5 вниз до упора поток масла от
насоса внутри этого распределителя не изменяется. К потоку добавляется
масло, вытесняемое из плунжерных гидроцилиндров. Скорость перемещения
потребителей ограничивают дроссельные отверстия в распределителях. Не
ограничивается поток масла только к гидроцилиндрам подъема жатки.
Рис. 3. Установка шестеренчатых насосов на
двигателе зерноуборочных комбайнов СК-3, СКП-3 и СКПР-3:
1 к 25 — шестерни; 2 — ведомая кулачковая муфта насоса системы
гидроусилителя рулевого управления; 3—сателлит; 4, 27 и 36 —
установочные кольца; 5 и 37 — прокладки; 6 и 32—насосы; 7, 18, 23, 24,
28 и 34 — резиновые уплотнительные кольца; 8 и 22 — угловые муфты;
9 и 10 —шарикоподшипники; 11 — гайка; 12 — сегментная шпонка; 13 — вал;
14 — стопорная шайба; 15 — корпус; 16, 19 и 29 — шланги; 17 и 21
—штуцера; 20 и 30 — хомуты: 26 — кулачковая муфта: 31 и 33 — муфты; 35 —
трубопровод.
Вал насоса 32 (рис. 3) основной гидросистемы комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5
и их модификаций вращается от распределительной шестерни 25 двигателя.
Шестерня соединена сегментной шпонкой 12 с валом 13, на конце которого
имеются два кулачка. Такие же кулачки предусмотрены на муфте 26,
посаженной на шлицах вала насоса. Привод насоса неотключаемый.
Вал насоса в системы гидроусилителя рулевого управления вращается от
распределительной шестерни 1 двигателя. Эта шестерня имеет два кулачка.
Такие же кулачки у ведомой муфты 2. Кулачки шестерни и муфты входят в
сателлит 3, через который и происходит передача момента от двигателя к
насосу. В последующих выпусках двигателя сателлит был снят и момент от
двигателя к насосу передавался контактом рабочих поверхностей кулачков.
Рис. 4. Установка шестеренчатых насосов на
двигателях СМД-14К, СМД-15К, СМД-14КФ, СМД-15КФ, СМД-17К и СМД-18К
комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, их модификаций и самоходных шасси СШ-75:
1 и 36 — насосы; 2 и 22— установочные кольца; 3 и 23 — кулачковые муфты;
4 и 21 — корпуса; 5 и 18— валы; 6, 8, 14 и 20 — шарикоподшипники; 7—
распорная втулка; 9 и 19 — шестерни; 10 и 15 — стопорные шайбы; И и 16 —
гайки; 12 и 17 — сегментные шпонки; 13 и 48 — прокладки; 24. 77, 28, 38,
43, 44 и 50— резиновые уплотнительные кольца; 25 и 31 — шланги; 26, 35,
47 и 49-муфты; 29 и 45 штуцера; 30 и 32 —хомутики 33 — рычаг
переключения; 34 — вилка; 37 — сухарик; 39—ограничитель; 40 — шарик; 41
— пружина; 42 — упор пружины; 46 — трубопровод.
В основной гидросистеме комбайнов СК-4, СКД-5 и их модификаций (рис. 4)
применен шестеренчатый насос НШ-32У или НШ-32Э с правым (против часовой
стрелки) направлением вращения вала от распределительной шестерни 19
двигателя. Шестерня соединена сегментной шпонкой 17 с валом 18, на конце
которого имеются два кулачка. Такие же кулачки у муфты 23, свободно
скользящей на шлицах вала насоса. Привод насоса отключаемый. Отключают и
включают насос вращением рычага 33, размещенном в корпусе 21 привода. С
рычагом соединена шлицами вилка 34 с двумя сухариками 37, входящими в
наружную кольцевую выточку соединительной муфты.
Для включения основного насоса рычаг 33 переключения переводят по
часовой стрелке, а для выключения — против часовой стрелки. Если при
включении насоса шарик 40 фиксатора не попадает в свое гнездо, значит,
кулачки муфт не вошли в зацепление. В этом случае стартером
проворачивают коленчатый вал двигателя, после чего повторяют включение.
Выключают насос поворотом рычага против часовой стрелки, при этом
шарик-фиксатор должен войти в свое новое гнездо. Включают и выключают
насос только при неработающем двигателе.
Вал насоса НШ-10Е или НШ-10Д системы гидроусилителя рулевого управления,
как и вал насоса НШ-32У, правого вращения от распределительной зубчатой
шестерни 9 двигателя, посаженной консольно на валу 5 и соединенной с ним
сегментной шпонкой 12. Вал 5 вращается в шариковых подшипниках. На конце
его имеются два кулачка, находящиеся в постоянном зацеплении с кулачками
муфты 3, посаженной на шлицах на валу насоса.
В комбайнах СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях валы насосов основной
гидросистемы при частоте вращения 1700 об/мин коленчатого вала двигателя
вращаются со скоростью 1480 об/мин., а при 1900 об/мин — 1655 об/мин.
При таких оборотах валов теоретическая производительность насосов
составляет соответственно 46,9 и 52,5 л/мин. Фактическая их
производительность при объемном к. п. д. 0,92 равна соответственно 42,1
и 48,3 л/мин.
Рис. 5. Установка распределителей копнителей 44-8А
и 44-8Б и размещение гидроагрегатов и трубопроводов на крыше молотилки
комбайнов СК-4, СКПР-4, СКП-4 и СКД-5:
1 и 17 хомуты; 2 — предохранительный клапан; 3, 15, 16. 23, 28 и 29 —
шланги; 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14 и 27 — трубопроводы; 6 и 7 — насосы;
13 — распределитель; 18 — резиновая прокладка; 19 — гидробак; 20 и 26 —
колодки: 21 и 25 — резиновые прокладки; 22 и 24 — скобы; 30 — петля.
Частота вращения валов насосов системы
гидроусилителя рулевого управления та же, что и коленчатых валов
двигателей. При частоте вращения 1700 об/мин коленчатого вала двигателя
теоретическая производительность насоса составляет 17 л/мин, а при 1900
об/мин — 19 л/мин. Фактическая производительность насосов при объемном
к. п. д. 0,92 соответственно 15,6 и 17,5 л/мин.
Масло из гидробака к насосам поступает через всасывающие шланги со
спиральными пружинами внутри, предохраняющими эти шланги от сплющивания.
При установке распределителя копнителя и монтаже маслопроводов на крыше
молотилки комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификациях (рис. 5)
необходимо, чтобы трубопроводы не воспринимали вибраций от двигателя.
Для этого между ними и трубопроводами, закрепленными на двигателе,
установлены гибкие шланги. Место установки зависит от того,где укреплены
резиновые амортизаторы: между подмоторной рамой и двигателем или между
подмоторной рамой и молотилкой.
Сливной трубопровод подсоединяют к гидробаку через шланг, который не
только воспринимает колебания гидро-бака относительно подмоторной рамы,
но и служит монтажным компенсатором.
От распределителя 13 отходят четыре трубопровода: 9 — нагнетательный от
насоса 7; 27 или 11 — к распределителям под рлощадкой водителя; 14 — к
гидроцилиндрам закрытия копнителя; 12 — сливной.
В маслопроводах между насосом, распределителями и гидробаком масло
постоянно циркулирует при нейтральном положении распределителей. Эти
маслопроводы имеют внутренний диаметр трубопроводов 17 мм (труба 19X1),
сливного шланга— 18 мм, нагнетательного шланга в комбайнах СК-3—12 мм и
в комбайнах СК-4 и СКД-5—16 мм.
Между нагнетательными и сливными трубопроводами хомутиком 1 закреплен
предохранительный клапан 2 (на кронштейне подмоторной рамы). Клапан
регулируют на давление открытия 50 кгс/см 2.
Распределители кранового типа укреплены под
площадкой водителя (рис. 6). Ручка 38 распределителя 40
вариатора скорости комбайна размещена слева от
рулевого колеса, а ручка 39 распределителя 41, управляющего тремя
потребителями, — под рулевым колесом посредине.
Рис. 6. Монтажная схема гидрооборудования на
молотилке комбайнов СК-4, СКП-4 и СКД-5:
1, 3, 15 и 20 — хомуты; 2 и 4 — колодки; 5 — гидроцилиндр подъема и
опускания жатки; 6, 13, 35 и 36 — шланги; 7, 8, 9, 10, 14, 18, 23, 24,
25, 26, Л, 28, 42 и 43 — трубопроводы; 11—петля; 12, 16, 19, 21, 29, 34
и 45—резиновые прокладки: 17 — вентиль; 22, 30, 33, 37 и 44 — скобы; 31
и 32 — кронштейны; 38 и 39 — ручка распределителей; 40 — распределитель
вариатора скорости; 41 — распределитель, управляющий тремя
потребителями,
Рис. 7. Монтажная схема маслопроводов гидроцилиндра
вариатора скорости комбайнов СК-3, СК-4 и СКД-5:
1 и 11 — гидроцилиндры вариатора скорости; 2, 3, 13 и 14 — шланги; 4, 5,
12, 15 и 16 — трубопроводы; 5 и 7 — петли; 8 и 10 - скобы; 9 —
прокладка.
С распределителем 40 трубопроводами и шлангами соединены полости
гидроцилиндра 1 или 11 (рис. 7). В комбайнах СК-4 для предотвращения
перетирания шлангов о вращающийся диск вариатора скорости шланг 14
соединяют с гидроцилиндром через промежуточный трубопровод 12.
От распределителя, управляющего тремя потребителями, отходят три
трубопровода. Два из них (от крайних штуцеров распределителя) крепят к
передней отбортовке площадки. К ним подсоединяют шланги от гидросистемы
жатки: один к маслопроводам от гидроцилиндра подъема
и опускания мотовила и второй шланг от гидроцилиндра вариатора мотовила.
Если жатка не навешена на комбайн, то на приваренные к трубопроводам
штуцера навертывают заглушки, предохраняющие гидросистему комбайна от
попадания в нее пыли и грязи.
К среднему штуцеру распределителя подсоединяют трубопровод, который
соединен с гидроцилиндрами подъема и опускания жатки.
Для закрытия копнителя применены два параллельно подключенных
гидроцилиндра 5, 8 (рис. 8), таких же, как для подъема мотовила.
Гидроцилиндры соединены между собой трубопроводами 2, 3, 10, сделанными
из свертных паяных двухслойных трубок с наружным диаметром 12 мм и
толщиной стенки 0,9 мм. Через тройник эти трубопроводы соединяют с
трубопроводом 1, связанным с распределителем копнителя. Гидроцилиндры
подсоединяют к трубопроводам через гибкие шланги 4, 9 (внутренний
диаметр 12 мм).
В комбайнах на гусеничном ходу (СКГ-3, СКГ-4, СКД-5Р) в основной
гидросистеме те же агрегаты, что и в базисных комбайнах. В связи с
конструктивными отличиями комбайнов СКГ-3 и СК-3 ряд маслопроводов их
гидросистемы разной конфигурации. Крепление также разное.
Гидроцилиндр вариатора скорости этих комбайнов имеет подсоединительные
штуцера с одной стороны возле крепления его к молотилке. Один из
штуцеров соединен со штоковой полостью гидроцилиндра приваренной
трубкой. Такое размещение штуцеров на гидроцилиндре облегчает доступ к
штуцерам и исключает случаи перетирания шлангов о вращающийся диск
вариатора скорости.
На комбайне СКГ-4, СКД-5Р распределители под площадкой водителя
укрепляют на общей плите, к ней же крепят стойку механизма
распределителя, управляющего тремя потребителями. К верхней части стойки
приваривают кронштейн как опору валика механизма переключения
распределителя вариатора скорости. Механизм переключения такой же, как и
в комбайне СК-4.
Рис. 8. Монтажная схема гидрооборудования на
копнителе комбайнов СК-4, СКД-5, СК-5, НК-5 и их модификаций;
1, 2, 3 и 10 — трубопроводы; 4 и 9 — шланги; 5 и 8—гидроцилиндры
закрытия копнителя; 5 —петля; 7 — прокладка.
Рис. 9. Монтажная схема гидрооборудования системы
гидроусилителя рулевого управления:
1 и 2 — насосы; 3 — гидробак; 4, 5, 6, 7, 18, 19, 20 и 21 — шланги; 8 —
предохранительиый клапан системы гидроусилителя рулевого управления; 9,
13 и 23 — скобы; 10 и 22 — колодки; 11 и 12 — трубопроводы; 14—хомут; 15
— прокладка; 16 — распределитель гидроусилителя рулевого управления; 17
— гидроцилиндр
Рис. 10. Размещение узлов и маслопроводов
гидросистемы жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций:
1 — петля; 2 и 3 — шланги; 4, 8 и в — трубопроводы; 1 и 9 —
гидроцилнндры подъема и опускания мотовила; 8 — вариатор мотовила; W —
гайка; U — шайба; 11 — тройник,
При монтаже гидроагрегатов и маслопроводов системы
гидроусилителя рулевого управления (рис. 9) насос соединяют с
распределителем 16 нагнетательными шлантами 6, 20 и трубопроводом 12. С
гидробаком распределитель соединен шлангами 21, 7 и трубопроводом 11, а
с гидроцилиндром 17 — шлангами 18, 19.
Между нагнетательными и сливными маслопроводами размещают
предохранительный клапан 8, укрепленный к правой боковине молотилки
скобой 9 на колодке 10. Клапан отрегулирован на давление открытия 50
кгс/см2.
Гидросистема жаток комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификаций собрана
из двух цилиндров 7 и 9 (рис. 10) подъема и опускания мотовила и
цилиндра 8 вариатора мотовила. Гидроцилиндры 7, 9 подсоединены в
гидросистеме параллельно. При работе они отклоняются на сравнительно
небольшой угол. На трубопроводах 4, 5 для уменьшения напряжений в них
при отклонениях цилиндров имеются компенсационные кольца, из-за чего
длина трубопровода между креплениями увеличивается и при одном и том же
перемещении цилиндра уменьшается величина изгиба единицы длины
трубопровода. В результате уменьшаются напряжения в сечении трубы.
Компенсационные кольца позволяют подсоединять трубопроводы к цилиндрам
без шлангов. К гидроцилиндру вариатора мотовила 8 вдоль задней стенки
корпуса жатки проложен трубопровод 6, к штуцеру которого подсоединен
шланг.