ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА УДОБРЕНИЯ? КАК И КОГДА СЛЕДУЕТ ВНОСИТЬ УДОБРЕНИЯ?

Главная     Книги по садоводству      <<Ответы на 100 вопросов садоводов>> 

 поиск по сайту     

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА УДОБРЕНИЯ? КАК И КОГДА СЛЕДУЕТ ВНОСИТЬ УДОБРЕНИЯ?

 

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА УДОБРЕНИЯ?


Система удобрения на участке — это тот комплекс календарных работ по накоплению, хранению и рациональному использованию удобрений, который необходимо выполнить, чтобы обеспечить высокий уровень плодородия почвы и совместно с приемами ее обработки и уходом за растениями создать условия получения высоких и устойчивых урожаев возделываемых культур.
Весь комплекс работ, входящий в понятие системы удобрения, можно подразделить на отдельные звенья. Прежде всего это заботы по накоплению и хранению удобрений, с чем мы частично уже познакомились в разделе «Органические удобрения». О хранении минеральных удобрений будет рассказано несколько позднее (72).
Далее, это целый комплекс приемов и способов применения удобрений (подготовка к внесению, дозировка, внесение), который должен обеспечивать оптимальные условия минерального питания растений, их высокую жизнеспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам, долговечность многолетних насаждений, а также не допускать экологического загрязнения окружающей среды. Такое применение удобрений можно назвать рациональным.
Еще очень важное звено системы удобрения на участке — осуществление контроля за действием удобрений, своевременное выявление и исправление нарушений нормального корневого питания растений. Такой контроль наиболее надежен при периодически выполняемых агрохимических анализах почвы и растений. Но не лишне освоить и визуальную диагностику питания, когда по учету нарушений во внешнем облике растения можно сделать заключения о проявлении голодания отдельными элементами либо об отравлении (74).
Система удобрения может быть в целом рациональной только н сочетании с максимальным использованием местных экологических условий каждого участка и биологических особенностей растений. Никакими удобрениями нельзя заменить растениям свет, тепло, влагу, воздух, но ослабить отрицательное воздействие на растения недостатка или избытка этих факторов внешней среды удобрения могут Когда же факторы внешней среды складываются благоприятно для растений, удобрения — самый надежный рычаг повышения урожая. Важно только, чтобы в жизни растений удобрения не были тормозом развития, как это может случиться при неумелом их применении. Количество вносимых удобрений необходимо строго балансировать с той биологической потребностью растений, которая заложена в их наследственной природе. Это и будет рациональная система удобрения. Давайте разберем ее по составляющим элементам.

 


 КАК И КОГДА СЛЕДУЕТ ВНОСИТЬ УДОБРЕНИЯ?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, когда и сколько растения потребляют питательных веществ.
Общую для всех растений закономерность поступления питательных элементов в растение за вегетационный период можно представить следующим образом. Некоторое количество всех необходимых элементов заложено в семени. В момент прорастания питательные вещества

семян расходуются растениями в первую очередь, затем начинается дополнительное их извлечение из почвы образовавшимися корневыми системами.
В короткий период, заканчивающийся началом образования первых настоящих листочков, проросток из малого объема почвы должен извлечь как можно больше дополнительных молекул фосфора и азота. От этого во многом зависит судьба дальнейшего ртзста. Дело в том, что если до начала образования настоящих листьев растение лишить фосфора и азота, жизнеспособность его резко ухудшается. Дальнейшее, даже усиленное, фосфорное и азотное питание положения не исправит. Растение до конца вегетации останется угнетенным.
С момента образования первых настоящих листьев интенсивность поглощения питательных элементов резко возрастает и продолжается до начала образования органон плодоношения. В этот период усиленно нарастает масса листьев, а в растении активно протекают синтетические процессы с участием всех поглощенных минеральных веществ корневого питания. Но особенно судьба этого периода зависит от полноты поглощения азота  и калия.
С началом образования бутонов и цветения наблюдается затухание процесса интенсивного поступления питательных веществ. Азот и калий сохраняют свою главенствующую роль в питании, но наряду с ними вновь усиливается значение фосфора, а также ряда микроэлементов (бор, медь, цинк, марганец). Внутренние процессы биосинтеза становятся еще более интенсивными. Происходит процесс реутилизации, то есть повторное использование в синтезе ранее поглощенных питательных веществ и их отток из листьев к органам плодоношения.
Начало спелости плодов и формирования семени обычно совпадает с максимумом накопления питательных веществ в растительной массе за вегетационный период, после чего отмечается их уменьшение в растении. Часть

элементов (особенно калий) выщелачивается из листьев осадками, часть теряется с отмирающими вегетативными органами или активно отторгается корневой системой обратно в почву.
Весь процесс поступления основных питательных веществ в растение можно проследить на примере картофеля (табл. 35). Подобная динамика образования сухого вещества и накопления азота, фосфора и калия в растительной массе характерна для многих овощных культур и вообще для однолетних растений.

 

Таблица 35

Ход поступления питательных веществ в картофель (накопление су­хого вещества  и элементов питания, % от максимума)

Фазы роста

Сухое вещество

N

р2о5

к2о

ботва

клубни

Всходы

7,0

_

1,7

2,2

2,8

Бутонизация

31,4

4,0

21,7

18,6

24,5

Цветение

100,0

31,4

41,7

72,0

70,5

Через месяц после

 

 

 

 

 

цветения

91,0

55,0

89,0

100,0

100,0

Созревание

64,0

100,0

100

74,0

77,5

 

 

Плодовые и ягодные растения весьма существенно отличаются от овощных характером и темпом поступления минеральных веществ. У плодовых деревьев наблюдаются два периода интенсивного усвоения элементов питания: рано весной (распускание цветочных почек, цветение, образование листового аппарата) и осенью, после затухания роста и закладки плодовых почек, что связано с осенним ростом корней. Для древесных растений характерна более выраженная способность корневой системы к накоплению питательных веществ с последующей их реутилизацией в будущем году.
Таким образом, различные растения требуют неодина-

нового питания за сезон и в разные фазы своего развития. Отсюда вывод: применение удобрений не должно быть шаблонным для всех культур, необходимо дробное, дифференцированное их применение во времени, по мере возникающей потребности растений.
Возникает необходимость регулировать соответствие уровня питания в период вегетации с изменяющимися потребностями растений и задачами их возделывания.
В практике это достигается различными способами применения удобрений, которые различаются не только технологией, но и преследуемыми целями.
Удобрение, применяемое в допосевной или предпосадочный период с целью существенного, коренного изменения плодородия, называется основным. Оно может быть внесено в пару, при зяблевой обработке почвы осенью, в период предпосевной обработки весной, непосредственно перед посевом или посадкой. Главное — до посева или посадки однолетних растений или до начала вегетации плодовых и ягодных культур.
Под овощи и цветочные культуры основное удобрение равномерно рассеивают по всей поверхности удобряемого участка с последующей заделкой на определенную глубину почвообрабатывающими орудиями. Глубина заделки определяется особенностями развития корневых систем возделываемых культур, а также формами удобрений, запасом продуктивной влаги и количеством осадков в период вегетации. Важно, чтобы удобрения оказались в слое наибольшего расположения корней, а почва всегда была достаточно влажной.
Под плодовые и ягодные культуры основное удобрение вносят еще и при их посадке в посадочную яму (69).
Чтобы обеспечить растение необходимыми питательными веществами в самые ранние, критические периоды питания (сразу после прорастания семян), применяют припосевное удобрение. Оно действует в течение непродолжительного времени и по своему объему составляет
очень небольшую часть общего количества, потребного растениям, но часто является определяющим для дальнейших фаз роста (68).
Припосевное удобрение вносят в зону прорастающих семян и действия самых первых молодых корешков. Для этого удобрение рассеивают вместе с семенами или отдельно в рядки, в лунки или до посева наносят на семена. Последний способ часто используется применительно к микроудобрениям путем намачивания семян в растворах или опудривания (58). Этой же цели может служить и дражирование семян.
Дражировать можно семена всех культур, но наиболее эффективно дражирование семян моркови, петрушки, свеклы, лука, которые высевают рано весной или под зиму. Семена смачивают в растворе микроэлементов с добавлением свежего коровяка (одна часть коровяка на десять—раствора). Отдельно готовят обволакивающую смесь иь шести частей просеянного низинного торфа, трех — перегноя и одной части размельченного сухого коровяка. На 100 г такой смеси добавляют
1,5 г порошковидного суперфосфата или 2 г растертых гранул нитрофоски. Смесь вместе с семенами, слегка проветренными после намачивания, помещают в стеклянную банку и встряхивают до образования отдельных гранул в форме драже.
Последний способ применения удобрений — подкормка. Это применение удобрений в период вегетации растений с целью дополнения, усиления или исправления действия основного удобрения. Подкормки могут буть сухие, которые вносятся в почву под корень растения, или жидкие, применяемые как для корневого, так и внекорневого питания (71).