Вариант 3: Планировка для общественной
сферы/начальная школа или детсад
Вы желаете совместно со своими детьми по-новому обустроить Для них
пространство для проведения свободного времени и перемен. Этим
пространством нужно воспользоваться так, чтобы создать самые
разнообразные места для различных потребностей всех детей. С одной
стороны, там должны быть «активные» места для подвижных и шумных игр,
для игр с мячом и в песке, а с другой стороны, места для отдыха и
расслабления. Тут есть места для сидения, очаг, «сад лакомств» с
травяной спиралью, а также пространства, «предоставленные» природе,
чтобы дети смогли активно заняться изучением местного растительного и
животного мира. Здесь находится примерно сотня детей, у которых есть в
распоряжении зелёный участок размером около 2000 кв. м. Территория
обнесена забором, здание подключено к городским коммуникациям со стороны
улицы через другое здание.
Тут есть следующие предложения и возможные варианты: Важно запланировать
перед зданием большую террасу на фундаменте, которая даёт достаточно
места всем детям. Таким образом, появляется возможность обеспечить
дополнительное сухое пространство, помимо самого здания, и проводить
время с детьми на свежем воздухе в любую погоду, даже тогда, когда в
силу неблагоприятных погодных условий невозможно выйти на зелёную
территорию. На террасе в достаточном количестве имеются столы и стулья
для совместного полдника в группах на свежем воздухе. Так как терраса
расположена на юго-западе, то необходимо позаботиться о её затенении.
Прямо с этой террасы начинается круговая дорога, в
соответствии с замыслом разделяющая территорию на «активные» и «тихие»
зоны. С внешней стороны дороги находится «тихая» зона, с внутренней —
«активная». Это разделение должно быть очень простым, поскольку
отдельные пространства плавно переходят друг в друга. Важно в любом
случае создать зоны для самых разных потребностей и видов деятельности.
Важно оформить всю территорию настолько интересно,
чтобы побуждать детей использовать её творчески. Ровные и открытые
площадки нужно сократить до необходимого минимального количества (места
для игр в кругу, с мячом и в группах), остальную площадь следует
оформить как можно больше в трёхмерном формате.
Лощины, холмы, пещеры и горы — это интересная топография, которую дети
очень любят и с удовольствием пользуются ею. Пространства, которые нужно
познавать физически и покорять, подходящие для игры в прятки, при
планировании должны стоять на первом месте.
Активная зона ограничена с северо-западной стороны большим холмом. Этот
холм имеет несколько назначений, у его подножия с южной стороны
располагается большое пространство для игр в песке. Это пространство
следует оформить как можно более естественно, может быть, в виде дюны. В
лощину, выложенную нетканым материалом, высыпаются 3-4 грузовика песка.
Получившиеся горы песка спокойно отдают на «разметание» детям, взрослым
даже не нужно его ровнять. Песочнице вовсе не обязательно быть
«образцово аккуратной». Это скучно для детей и мешает раскрытию их
возможностей.
Зимой холм можно использовать для катания на санках. Одновременно он
защищает от шума и посторонних взглядов со стороны располагающейся
позади террасы и здания. В этом секторе есть также горка, размещённая на
гребне склона, а также с южно-западной стороны пространство для игр с
влажным песком и грязью. Деревья с большими кронами, с обоих концов
площадки для игр в песке, дают необходимую защиту от солнца. На холме
есть ручной насос, образующий вместе с укреплённым водотоком и каналами
для стока пространство для игр с водой. Вода — ценный ресурс, и детям
нужно немало потрудиться, чтобы выкачать её из недр земли и играть с
ней. Земляные валы с брёвнами для сидения обрамляют центральную ровную
площадку-газон, используемую для игр с мячом, в кругу и в группах.
Располагающиеся вокруг земляные валы не только окружают центральное
место, их можно также использовать в качестве трибун.
В различных излучинах плавно изогнутой круговой дороги размещены разные
игровые комплексы, такие как качели и турники. В общем, количество
стандартных игровых комплексов резко сокращается и предлагается менее
активно, в то время как основное внимание уделяется новой топографии
территории, которая помимо разнообразных земляных валов дополнительно
ещё более интересно оформлена с помощью больших камней для лазания и
брёвен для балансирования. На юго-западной стороне раскинулись густые
насаждения из деревьев, предлагаемые в качестве пространства для
приключенческих игр и игр в лесу. Там же может располагаться домик на
дереве или домик для лазания. В таком пространстве дети также на ура
принимают пещеру.
По соседству с ним на южной стороне есть «классная комната на свежем
воздухе», наряду с небольшими террасами, травяными лежанками и брёвнами
она даёт возможность проводить уроки на открытом воздухе.
На юго-восточной стороне, рядом с границей участка, которая в Дополнение
к забору по всей длине окружена неядовитыми цветущими и съедобными
ягодными кустарниками, раскинулся тихий сад и пространство для
экспериментов с растениями. Здесь находится «Змейка с Девственным
лесом», большая извилистая высокая холмистая гряда, на которую можно
всходить и где произрастают самые разнообразные травы и съедобные
растения. «Змейка с девственным лесом» впадает На востоке в большую
травяную спираль или травяную горку. Непосредственно рядом с нею
размещён сарай для садово-огородного инвентаря, который также
используется для хранения разных игровых комплексов и материалов. Он
может ещё включать в себя крытую часть
террасы, откуда хорошо видно всю территорию. Для этого хозяйственного
блока обязательно нужно иметь электро— и водопровод. В активном секторе
на восточной стороне рядом с главным зданием, кроме этого, ещё есть
большие качели-гнездо и фонтанчик с питьевой водой.
Благодаря этим многогранным топографическим элементам оформления в
соединении с трёхмерными посадками возникает пространство игровой
площадки, дающее возможности для удовлетворения потребностей всех
поколений и, тем самым, благоприятно воздействующее на гармоничную
совместную жизнь различных возрастных групп.