Дороги и отдельные места на плане

  Главная       Учебники - Сад и огород      Травяные спирали, сады на террасах 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Дороги и отдельные места на плане

Пустой лист бумаги часто может внушать страх. Первые штрихи или линии имеют особое значение. Каждый человек, который уже хотя бы раз пытался нарисовать план, знаком с этой проблемой. Для успешного преодоления этой начальной трудности существует множество возможностей. Одна очень эффективная и важная стратегия следующая:

Постарайтесь изобразить мягким карандашом на кальке поверх технического плана движения, которые вы намереваетесь совершать по участку. Не отрывайте карандаш от бумаги!

Начните движение с дома и совершите свой «утренний круг» по саду, проведите время с утра до обеда на огороде и между делом отдохните в гамаке. В доме звонит телефон! Подойдите! (неважно, я знаю, что у вас есть мобильный, но вы забыли его в доме!) По дороге обратно в сад вы завариваете себе кофе и наслаждаетесь им на предобеденном солнышке. Во время перерыва на кофе вы замечаете, что с некоторых плодовых деревьев давно уже пора снимать урожай фруктов. Вы идете к сараю и достаёте необходимые инвентарь и одежду и собираете спелые плоды. У вас есть кладовая, и вы относите их туда. Соответствующие ящики и другая тара важны для урожая. Где они стоят, и где вы тогда разместите фрукты? К концу сбора урожая вы слышите глухие раскаты грома непривычной для осени грозы и наблюдаете, как быстро темнеет небо! Хоть бы не было града! Но перед тем, как хлынет Дождь, вы ещё хотите успеть убрать гнилые плоды и пару сломанных веток и упавших листьев на компост. Где необходимый для этого инвентарь, где располагается компостная куча? В то время, как уже падают первые капли дождя, вы заканчиваете свою работу и наскоро убираете садовый инвентарь и вашу рабочую одежду, чтобы укрыться от непогоды в доме... Фантазируйте и развивайте эту историю дальше и меняйте различные ситуации, время года, дня и ночи...

А теперь посмотрите на наброски, получившиеся у вас. Это должна быть путаница из извилистых линий, частых или редких. Анализирование наброска поможет вам прояснить систему дорожек и потенциально рациональных позиций для различных постоянных элементов оформления и больших растений на вашем участке. Если эти линии расположены очень густо и часто пересекаются, то это указывает на то, что вы часто находитесь в этих секторах. В других секторах, на основании графически меньшей густоты линий, вы увидите те места, куда вы реже заходите. Там, где нет никаких линий, есть потенциальные зоны для «дикорастущих посадок», куда либо очень редко заходят, либо не заходят вообще. В сектор наиболее густо расположенных линий подойдут такие элементы оформления, которые требуют максимального ухода и внимания, поскольку эти зоны посещаются чаще всего.

Таким образом, разнообразные элементы садово-огородного и ландшафтного оформления можно рационально расположить с помощью потенциальной системы дорожек. Виды, количество и размеры этих элементов оформления конечно же зависят от основной концепции, разработанной для данного проекта ранее. Любые решения на эту тему всегда должны быть согласованы с основной концепцией.

Дорожки и отдельные места расположения занимают основное место в планировании. И при осуществлении плана сначала создаётся сеть дорог. В планировании существуют иерархии. В вышеописанном упражнении вы наверняка заметили, что слишком длинные и сложные дорожки весьма неудобны для часто используемых зон. И на протяжении многих лет работа на таком участке будет отнимать много сил. И вы наверняка заметили, что есть дорожки, которые имеют большее значение, чем другие. С теми дорогами, которые имеют первостепенное значение для проекта, при осуществлении обращаются по-иному, че^ с редко используемыми дорогами. Некоторые дороги должны в любу^ погоду оставаться проходимыми, чтобы даже при малейшем дождик не увязать в грязи. Это значит, что они должны быть соответствующий образом укреплены; выбор материала, будь то щебень, натуральный камень или плитка, зависит от использования и требований проекта и наоборот, дорожки, которые используются крайне редко, должны быть едва заметными. Их можно выделить как часть зелёной площади и чаще косить, чем газон по сторонам.

Ширина дорожек тоже играет определённую роль. Ширина должна зависеть от использования. Дорога, по которой будет проезжать трактор, конечно же выглядит иначе, чем дорожка, по которой ходят только пешком. Дорожки никогда не должны превышать требуемой ширины, чтобы не отнимать места у культурных и естественных площадей. В идеале, конечно, можно спланировать дорожки, одновременно являющиеся посевной площадью для однолетних культур. Устройство террас на склоне может быть задумано таким образом, чтобы направление дорог проходило в виде плавных изгибов, с тем чтобы различные террасы можно было по выбору использовать либо как посевную площадь, либо как дорогу. Такие дороги конечно же могут быть пошире, если позволяет топография, поскольку они дают возможность гибкого и многофункционального использования.

При планировании следует обязательно обратить внимание на то, чтобы создать, с одной стороны, очень экономичную систему дорог, то есть короткие пути между часто посещаемыми зонами, и с другой стороны, привлекательный с эстетической точки зрения эскиз.

Может быть, кто-то из нас ещё помнит со школьной скамьи из наших первых уроков по геометрии, что линия представляет собой кратчайшее соединение двух точек. И хотя прямая дорога теоретически может быть кратчайшим соединением, но для садового и ландшафтного оформления она редко имеет смысл. Сколько прямых линий на вашем, сделанным рукой, наброске? В природе, точнее в движениях человека и животных, редко когда получаются прямые линии. Естественные, протоптанные тропинки диких животных чаще всего извилисты, они вписываются в контуры местности и дают сведения о комплексны* способах поведения этих животных.

Для оформления территории, близкой к естественной, больше подходит рассмотрение направлений линий, которые даёт сама природа. Трёхмерные, в высокой степени комплексные, «транспортные системы», как, например, артериальные или нервные каналы — сотворённые строгой естественной экономией — наверняка больше подойдут к вашему наброску, чем прямоугольная план-схема Манхэттена И поскольку планируемые дорожки и отдельные места являют собой скорее систему, а не отдельные, независимые друг от друга структурированные дорожки, очень важно избегать тупиков и вместо этого строить круговые дорожки.

Планирование перекрёстков или разветвлений и сокращений также имеет огромное значение. Их необходимо всегда планировать таким образом, чтобы было обеспечено свободное движение, также и с тачкой. Прямые и острые углы мешают, и поэтому их следует избегать.

Направление дорог должно быть спланировано так, чтобы мои но было прогуливаться по саду и огороду и воспринимать их всем своим существом.

За счёт извилистых плавных дорожек невозможно одним взгл* дом окинуть сразу весь сад и огород. Стратегически хорошо расположенные растения и элементы оформления должны вызывать любопытство и побуждать к «исследовательской экспедиции». «Что та» находится за следующим поворотом дороги?» или «Как выглядит место позади этой группы кустарников?» — такими должны быть вопросы, которые задаёт себе гость.

Благодаря сетеобразному характеру системы дорог, возникаю! разнообразные места на отдельных островках между дорожками. Также важно, чтобы дорожки были задуманы так, чтобы они не разделял» этих мест, а чтобы эти места вне дорог переходили в различные зоны Эти пограничные места должны всегда плавно переходить друг в друга. Если у нас, к примеру, слева от дорожки располагается огороди часть, а справа сконцентрированы травы, то мы можем за счёт похожего оформления, с помощью натуральных камней, соединить эти две зоны, разделенные дорожкой. Если вблизи этих камней посадить похожие растения, скажем, лаванду, тогда у нас, с одной стороны, два чётко разделённых пространства по обе стороны дорожки, которые по-разному обрабатываются и требуют различного ухода. И тем не менее они соединяются, благодаря комбинации из камней и лаванды, и срастаются в гармоничное и интересное единое целое. Но и здесь действует основное правило: с хорошим эскизом весь комплекс являет собой всегда нечто большее, чем просто сумма отдельных частей!

Таким образом, мы прогуливаемся по саду, и отдельные пространства перетекают одно в другое, соответствуя нашему движению и исследованию пространства. И здесь стоит наблюдать за природой: пограничные зоны между отдельными доминирующими группами растений редко когда радикально разграничены чёткой разделяющей линией. Они чаще всего являются переходными зонами, обнаруживающими богатейшее разнообразие видов.

При планировании дорог, и прежде всего на склонах, очень важно следить за тем, чтобы, с одной стороны, они оставались как можно более сухими, а с другой стороны, не образовывалось вымывания грунта в виде канав и желобков из-за осадков. За счёт лёгкого поперечного уклона дорог и соответствующих боковых углублений можно целенаправленно предотвратить этот нежелательный эффект.

В некоторых местах своего направления дороги могут иметь ниши для создания отдельных мест, зон отдыха или привала с соответствующей меблировкой. Они имеют огромное значение для исследования и наслаждения садом. Зоны отдыха приглашают понаблюдать за природой и отдохнуть от суеты будней. Садом нужно наслаждаться, а для этого требуется достаточно места и пространства. Если же сад опустится до «рабочего» уровня, то он теряет смысл и назначение своего существования.