Без хорошей идеи или же основательной концепции планирование является не
более чем просто заданием на прилежность. Такие вопросы как «Чего я хочу
(на самом деле)?» и «Почему я этого хочу?» Должны чётко просматриваться
из концепции и идеи.
Здесь начинается тот самый творческий процесс, для которого не
существует жёстких правил или же «готовых рецептов». Мы исходим из того,
что любой человек «творческий» или может им быть и что некоторым людям
проще найти доступ к своему творчеству, чем другим. Важно «освободить
голову» и избавиться от собственных стереотипов, чтобы дать волю идеям.
Большое преимущество у тех, кто создаёт план для своего участка. Тогда
есть возможность хорошо ознакомиться с участком и самым прямым и
непосредственным образом получить вдохновение для дальнейшего процесса.
Делать что-то необычное, что ломает стереотипы и способы мышления в
своей голове, имеет огромнейшее значение для запуска этого творческого
процесса. Можно осознанно ознакомиться с участком различными способами,
целенаправленно вырывающими нас из будней: например, находиться на нём
какое-то время под проливным дождём и наблюдать за поведением воды (или
считать дождевых червей) или же переночевать в ясную звёздную ночь в
спальном мешке на лужайке и осознанно сконцентрироваться на всех шорохах
и на небосводе... Разнообразие возможностей не ограничено, разве что
только своей фантазией. Важно в первую очередь делать то, что в обычной
обстановке не делается.
Часто просто необходимо переосмысление, устранение собственных
утвердившихся представлений, чтобы посмотреть на проблемы по-новому. На
уже знакомых территориях, как, например, в своём доме или в саду и
огороде, это зачастую намного сложнее, чем на чужих пространствах. Что
нужно иметь в виду, так это то, что «переосмысление» всегда сложнее, чем
«мышление по-новому».
Когда выработалось чувство по отношению к участку или же предмету
планирования, очень важно — ошибка, которую очень часто допускают на
данном этапе — не затеряться в деталях. Ростки прекрасных идей часто
преждевременно погибают в зарослях тревог и проблем.
В особенности, размышления по поводу финансов на
этом этапе умерщвляют любую хорошую идею — независимо от того, много ли
или мало есть в распоряжении денежных средств. Технические и
коммерческие аспекты, а также то, что подумают соседи, относятся к
соображениям из более поздних фаз процесса планирования. Сооружение,
кажущееся на первый взгляд «идеальным» и требующее больших вложений,
никогда не сможет возместить отсутствия хорошей концепции, вто время как
хорошая идея всегда остаётся хорошей идеей, даже при наличии скромных
финансовых и технических возможностей.
На этом этапе планирования речь идёт о создании образов. «Затянуть
потуже пояс» и что-то убрать ещё можно будет на более поздних фазах
планирования и реализации. На этой стадии концепции ещё пока совершенно
неважно, какие травы, деревья, кустарники, водопроводы, заборы,
освещение, мебельные гарнитуры, электропроводки, садовые домики и проч.,
где, как и когда будут размещены и установлены. Также абсолютно никакого
значения не имеет то, под каким углом наклона и с каким диаметром должна
быть заложена травяная спираль, с влажной зоной или без неё....
Здесь идёт речь о существенном, больше о таких
вопросах как:
■ Какую атмосферу я желаю создать? (роскошную, строгую, светлую, тёмную,
в виде пещер, жизнерадостную, игривую...)
■ Каким образом я хочу использовать свои площади? (для расслабления, для
компенсации, продуктивно, в коммерческих целях, интенсивно, экстенсивно,
продолжительно, гибко, для развития, для медитаций...)
■ Что доставляет мне удовольствие, что даёт мне жизненную радость?
■ Могу ли я себе представить с таким же энтузиазмом заняться этим
проектом через десять лет?
■ Почему я вообще хочу такой проект?
Вопросов море! Вопросы, на которые никто, кроме вас самих, не сможет
дать ответ. Что же делать, если вдохновение всё равно не приходит?
Вернуться к началу? Нет!
Не нужно изобретать велосипед заново! Соберите
информацию по вашей теме из самых разных важных источников (интернет,
книги, фильмы, специальные журналы и проч. ...) В этом мире столько
всего. Быть может вам стоит также сходить на соответствующие доклады и
семинары. Посмотрите примеры в вашем регионе, совершайте прогулки пешком
и на велосипеде, путешествуйте и самое главное: смотрите внимательно!
Можно много чему поучиться у других людей, в том числе и на их ошибках.
Познакомьтесь с людьми, у которых такие же пожелания, представления и
требования, как у вас, и обменивайтесь опытом.
Вы увидите, что вам нравится, а что — нет. Сконцентрируйтесь на
проектах, которые вас вдохновляют, и изучайте их. Доверяйте вашей
интуиции и чувствам. Вам не нужно, например, приобретать комплексные
знания по внешнему оформлению и садовому дизайну. Начинайте с малого, а
именно всегда только с тех вещей, которые «заставляют ваше сердце
учащённо биться». Тогда ваша энергия всегда будет обновлённой, а вы сами
будете полны энтузиазма.
Может быть, вам стоит записать ваши мысли и представления такими, как
они есть, не фильтруя, или даже непредвзято сделать наброски?
Медленно, но верно выкристаллизируются и идея и концепция. Уделите этому
время, расслабьтесь!
Возможно, вы достигнете стадии, в которой у вас будет столько идей и
представлений, что вы ещё больше запутаетесь, чем в начале
концепирования. В этом нет ничего страшного! Постарайтесь уложить все
свои мысли в одно предложение, содержащее не более десяти слов и
отражающее, на ваш взгляд, всё самое существенное. Если это у вас не
получится сразу, то у вас ещё нет концепции и вам нужно ещё поработать
над её созданием. Этот метод довольно трудный, но тем не менее это
весьма эффективный инструмент для создания концепции.