Каждый день раннего лета достигает своей кульминации, когда дети —
каждый со своей миской в руках — по команде «Марш» мчатся бегом по саду
и деловито обыскивают грядки с клубникой. Грядки я заложила на откосах
своего сада на террасах таким образом, чтобы с них легко можно было
снимать урожай, не сходя с дорожки. Между трав, цветов, плодовых
деревьев и дикорастущих плодовых растений, расположенные поперёк террас,
и там и тут проглядывают небольшие грядки с клубникой. Это всегда
доставляет детям массу удовольствия во время их урожайного пробега, а я
в это время могу уделить время овощам на террасах. Рядом с одной из
грядок с клубникой находится наша травяная спираль. У Валентина (3 года)
есть ежедневный ритуал — каждый раз, когда мы собираем клубнику,
взбираться на большой камень на вершине спирали. Весной, когда цветёт
шалфей, там постоянно жужжат пчёлы. И что удивительно, за всё то время,
что он взбирался на спираль, его там ни разу не ужалила ни одна пчела.
Несмотря на то, что травы, фрукты и ягодные кустарники привлекают
большое количество пчёл, ос и шмелей, его только один единственный раз
ужалила пчела. И хотя дети относятся к насекомым с подобающим уважением,
они не паникуют — они знают, как себя вести, чтобы их не ужалили. Когда
клубника идёт на убыль, начинает поспевать малина. Дети наблюдают за
кустами малины из песочницы и каждый день обращают моё внимание на то,
что ягоды уже почти поспели. И когда, наконец, подходит пора, то мы
совершаем ежедневную малиновую прогулку по саду на террасах и собираем
малину. А между ними ещё есть красная и чёрная смородина, йошта,
ежевика, черноплодная рябина и садовая черника.
Я уже сейчас радуюсь тому, что принесут плоды киви, хурма и инжир,
которые я посадила в прошлом году — тогда у нас с весны до осени всегда
будет урожай фруктов. Аника (5 лет) каждый год особенно радуется, когда
мы собираем виноград — это виноград сорта «Изабелла» (непривитый ), из
которого я варю варенье с добавлением лимонной вербены и цветков
календулы. И хотя у нас есть множество другого своего варенья
(абрикосовое, из ренклодов и слив), Аника вот уже 2 года как
предпочитает ежедневно кушать на завтрак хлеб с виноградным вареньем.
Обязательной является прогулка по саду перед отъездом к бабушке. Дети
непременно хотят привезти букет цветов — каждый свой собственный,
разумеется. Каждый получает маленькие детские ножницы (я беру свои
вездесущие садовые ножницы), и тогда мы отправляемся за цветами. Чаще
всего это, главным образом, травы: в июле и августе главным цветком в
букете прекрасно смотрится эхинацея пурпурная (Echinacea), а к ней
добавляем календулу, бархатцы, мальву, цветы шалфея, мускатный шалфей (с
очень интенсивным ароматом) и монарду двойчатую (и другие виды монарды)
— хороши и, к тому же, долго сохраняются свежими также белые и розовые
цветы тысячелистника. Пупавка красильная практически всегда присутствует
в букете, так как она постоянно цветёт с весны и до осени и является
отличным цветком для срезки. Бело-серые ветки бессмертника итальянского
создают хороший контраст, а зелень шалфея замечательно смотрится в
букете. А чтобы букет больше благоухал, при таком обилии красок нужно
ещё добавить немного зелени, я беру чаще всего немного мелиссы, мяты
перечной или садовой мяты. Цветущая мята, кстати, тоже великолепно
смотрится в букете! Осенью дети помогают мне собирать яблоки, и за это
им можно ехать с нами на переработку яблок на сок. И тогда зимой мы
наслаждаемся каждой бутылкой своего яблочного сока. Также весело
проходит сбор орехов (грецких). Дети играют в белок и делают запасы
(которые я потом постоянно нахожу в разных местах в доме...). И в
игрушечном магазине Аники чаще всего можно также купить орехи.
Именно тогда, когда в своём домашнем хозяйстве нету сада и огорода,
огромное значение приобретают зелёные площади в детском саду и в школе.
Здесь требуется инициатива и активное участие как педагогов,
преподавателей, директоров, так и родителей. Таким образом, уже во
многих образовательных и воспитательных учреждениях наших детей
возникли, по крайней мере, травяные спирали. Как прекрасно было бы, если
бы и посадки живой изгороди дополнили дикорастущими плодовыми растениями
и ягодниками или посадили бы на откосах травы. Причём, мы считаем
особенно важно привлечь детей к планированию, а уж тем более дать им
возможность помогать при осуществлении замысла! Посадка трав — это
простое задание, которое дети выполняют с восторгом. Отношение к
растениями совсем другое, когда они сами посадят ростки или семена.
Можно наблюдать, прижились ли растения, дали ли всходы семена, как они
развиваются в течение года, как переносят зиму и как они весной дают
новые побеги. Детсадовские полдники можно обогатить пряными паштетами из
трав. Травяные сооружения можно построить таким образом, чтобы между
растениями можно было лазить и играть. Высушенные цветки и плоды с
семенами можно использовать в детском саду для аппликаций и других
творческих работ, серебристая трава бессмертника итальянского прекрасно
смотрится зимой среди еловых веток и плюща в адвентском венке. А как
весело в детском саду собирать чайные травы, когда всё вокруг наполнено
интенсивным ароматом от мятных листочков, которые обрывают со стеблей.
Дети могут раскрасить чайные упаковки и создать свой собственный чай для
детского садика. Таким чаем можно угощать гостей зимой во время
праздника фонарей. Существует ещё множество возможностей, которые можно
развивать дальше, и самое прекрасное во всём этом: стоит только начать и
попробовать, как тут же появляется множество идей и приходит
вдохновение.
В школах, конечно, появляется дополнительный аспект: обучение в рамках
занятий по биологии. Помимо вышеупомянутых пунктов, сад трав здесь также
играет роль учебного сада. Учебный сад подходит практически к любой
теме: благодаря экскурсиям и занятиям на природе можно разрабатывать и
переживать наглядно такие предметы как экология (экосистема почва, вода,
объяснение круговоротов веществ...), ботаника (систематизация,
биологическое разнообразие, морфология, физиология растений — различные
способы приспособления растений к сухим/влажным/солёным местам
произрастания...), зоология (наблюдение за живыми существами в саду трав
(почвенные организмы, пауки, насекомые, птицы, мелкие млекопитающие —
дополнительное сооружение «домиков для полезных животных и насекомых»,
кучи из отмершей древесины/хвороста, места гнездования, кормушки для
птиц) и человеческая анатомия и физиология (восприятие органами
чувств!). Занятия по рисованию также можно перенести в сад в поисках
подходящих мотивов. Для нас важно, чтобы не было пространственного
разделения между садом трав, учебным садом и школьным двором! Сооружение
должно объединять в себе все три элемента и как можно чаще
использоваться, а также привлекать посетителей. Если есть школьный
буфет, то опять-таки можно предложить заведующим буфетом для
использования свежие травы (по крайней мере, содержащие витамин С
петрушку и шнитт-лук) — быть может, даже им самим заложить грядку в саду
трав. И вскоре у каждой школы будет своя собственная школьная чайная
смесь... какая замечательная идея! А какие возможности сад трав
предлагает университетам, можно наверняка хорошо себе представить.
Наряду с ботаническими садами, прилегающими, как правило, к ботаническим
факультетам, травяные сооружения могут обогатить всю территорию
университета, а также их можно использовать и для других дисциплин.