Садовые ягоды для детей

  Главная       Учебники - Сад и огород      Травяные спирали, сады на террасах

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Садовые ягоды для детей. Сады для детей

Каждый день раннего лета достигает своей кульминации, когда дети — каждый со своей миской в руках — по команде «Марш» мчатся бегом по саду и деловито обыскивают грядки с клубникой. Грядки я заложила на откосах своего сада на террасах таким образом, чтобы с них легко можно было снимать урожай, не сходя с дорожки. Между трав, цветов, плодовых деревьев и дикорастущих плодовых растений, расположенные поперёк террас, и там и тут проглядывают небольшие грядки с клубникой. Это всегда доставляет детям массу удовольствия во время их урожайного пробега, а я в это время могу уделить время овощам на террасах. Рядом с одной из грядок с клубникой находится наша травяная спираль. У Валентина (3 года) есть ежедневный ритуал — каждый раз, когда мы собираем клубнику, взбираться на большой камень на вершине спирали. Весной, когда цветёт шалфей, там постоянно жужжат пчёлы. И что удивительно, за всё то время, что он взбирался на спираль, его там ни разу не ужалила ни одна пчела. Несмотря на то, что травы, фрукты и ягодные кустарники привлекают большое количество пчёл, ос и шмелей, его только один единственный раз ужалила пчела. И хотя дети относятся к насекомым с подобающим уважением, они не паникуют — они знают, как себя вести, чтобы их не ужалили. Когда клубника идёт на убыль, начинает поспевать малина. Дети наблюдают за кустами малины из песочницы и каждый день обращают моё внимание на то, что ягоды уже почти поспели. И когда, наконец, подходит пора, то мы совершаем ежедневную малиновую прогулку по саду на террасах и собираем малину. А между ними ещё есть красная и чёрная смородина, йошта, ежевика, черноплодная рябина и садовая черника.

Я уже сейчас радуюсь тому, что принесут плоды киви, хурма и инжир, которые я посадила в прошлом году — тогда у нас с весны до осени всегда будет урожай фруктов. Аника (5 лет) каждый год особенно радуется, когда мы собираем виноград — это виноград сорта «Изабелла» (непривитый ), из которого я варю варенье с добавлением лимонной вербены и цветков календулы. И хотя у нас есть множество другого своего варенья (абрикосовое, из ренклодов и слив), Аника вот уже 2 года как предпочитает ежедневно кушать на завтрак хлеб с виноградным вареньем. Обязательной является прогулка по саду перед отъездом к бабушке. Дети непременно хотят привезти букет цветов — каждый свой собственный, разумеется. Каждый получает маленькие детские ножницы (я беру свои вездесущие садовые ножницы), и тогда мы отправляемся за цветами. Чаще всего это, главным образом, травы: в июле и августе главным цветком в букете прекрасно смотрится эхинацея пурпурная (Echinacea), а к ней добавляем календулу, бархатцы, мальву, цветы шалфея, мускатный шалфей (с очень интенсивным ароматом) и монарду двойчатую (и другие виды монарды)

— хороши и, к тому же, долго сохраняются свежими также белые и розовые цветы тысячелистника. Пупавка красильная практически всегда присутствует в букете, так как она постоянно цветёт с весны и до осени и является отличным цветком для срезки. Бело-серые ветки бессмертника итальянского создают хороший контраст, а зелень шалфея замечательно смотрится в букете. А чтобы букет больше благоухал, при таком обилии красок нужно ещё добавить немного зелени, я беру чаще всего немного мелиссы, мяты перечной или садовой мяты. Цветущая мята, кстати, тоже великолепно смотрится в букете! Осенью дети помогают мне собирать яблоки, и за это им можно ехать с нами на переработку яблок на сок. И тогда зимой мы наслаждаемся каждой бутылкой своего яблочного сока. Также весело проходит сбор орехов (грецких). Дети играют в белок и делают запасы (которые я потом постоянно нахожу в разных местах в доме...). И в игрушечном магазине Аники чаще всего можно также купить орехи.

Именно тогда, когда в своём домашнем хозяйстве нету сада и огорода, огромное значение приобретают зелёные площади в детском саду и в школе. Здесь требуется инициатива и активное участие как педагогов, преподавателей, директоров, так и родителей. Таким образом, уже во многих образовательных и воспитательных учреждениях наших детей возникли, по крайней мере, травяные спирали. Как прекрасно было бы, если бы и посадки живой изгороди дополнили дикорастущими плодовыми растениями и ягодниками или посадили бы на откосах травы. Причём, мы считаем особенно важно привлечь детей к планированию, а уж тем более дать им возможность помогать при осуществлении замысла! Посадка трав — это простое задание, которое дети выполняют с восторгом. Отношение к растениями совсем другое, когда они сами посадят ростки или семена. Можно наблюдать, прижились ли растения, дали ли всходы семена, как они развиваются в течение года, как переносят зиму и как они весной дают новые побеги. Детсадовские полдники можно обогатить пряными паштетами из трав. Травяные сооружения можно построить таким образом, чтобы между растениями можно было лазить и играть. Высушенные цветки и плоды с семенами можно использовать в детском саду для аппликаций и других творческих работ, серебристая трава бессмертника итальянского прекрасно смотрится зимой среди еловых веток и плюща в адвентском венке. А как весело в детском саду собирать чайные травы, когда всё вокруг наполнено интенсивным ароматом от мятных листочков, которые обрывают со стеблей. Дети могут раскрасить чайные упаковки и создать свой собственный чай для детского садика. Таким чаем можно угощать гостей зимой во время праздника фонарей. Существует ещё множество возможностей, которые можно развивать дальше, и самое прекрасное во всём этом: стоит только начать и попробовать, как тут же появляется множество идей и приходит вдохновение.

В школах, конечно, появляется дополнительный аспект: обучение в рамках занятий по биологии. Помимо вышеупомянутых пунктов, сад трав здесь также играет роль учебного сада. Учебный сад подходит практически к любой теме: благодаря экскурсиям и занятиям на природе можно разрабатывать и переживать наглядно такие предметы как экология (экосистема почва, вода, объяснение круговоротов веществ...), ботаника (систематизация, биологическое разнообразие, морфология, физиология растений — различные способы приспособления растений к сухим/влажным/солёным местам произрастания...), зоология (наблюдение за живыми существами в саду трав (почвенные организмы, пауки, насекомые, птицы, мелкие млекопитающие — дополнительное сооружение «домиков для полезных животных и насекомых», кучи из отмершей древесины/хвороста, места гнездования, кормушки для птиц) и человеческая анатомия и физиология (восприятие органами чувств!). Занятия по рисованию также можно перенести в сад в поисках подходящих мотивов. Для нас важно, чтобы не было пространственного разделения между садом трав, учебным садом и школьным двором! Сооружение должно объединять в себе все три элемента и как можно чаще использоваться, а также привлекать посетителей. Если есть школьный буфет, то опять-таки можно предложить заведующим буфетом для использования свежие травы (по крайней мере, содержащие витамин С петрушку и шнитт-лук) — быть может, даже им самим заложить грядку в саду трав. И вскоре у каждой школы будет своя собственная школьная чайная смесь... какая замечательная идея! А какие возможности сад трав предлагает университетам, можно наверняка хорошо себе представить. Наряду с ботаническими садами, прилегающими, как правило, к ботаническим факультетам, травяные сооружения могут обогатить всю территорию университета, а также их можно использовать и для других дисциплин.