Художественное конструирование радиоприёмников

  Главная       Учебники - Радиотехника      Основные вопросы конструирования радиовещательных приемников и радиол (Полозов Ю. С.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 

 

 

 

Художественное конструирование радиоприёмников

Стремление потребителя выбирать предметы, в наибольшей степени соответствующие его эстетическим вкусам и запросам, вполне закономерно. Нередки случаи, когда только из-за некачественного внешнего вида изделие не пользуется спросом у потребителей и заводы-изготовители, естественно, несут материальные убытки, поэтому в последние годы получила широкое развитие техническая эстетика, рассматривающая также вопросы художественного конструирования промышленных изделий. Появилась новая профессия — художник-конструктор. Область участия художника-конструктора в создании промышленного изделия очень широка. Работа художника-конструктора должна начинаться с самого начала разработки изделия, на стадии эскизного проекта, и оканчиваться сферой сбыта, изучением потребительского спроса и тенденций в конструировании аппаратуры.

При современном техническом развитии радиоэлектронных приборов один художник-конструктор не сможет решить всех задач, предъявляемых к изделию, поэтому должно быть обеспечено тесное творческое сотрудничество художника-конструктора с разработчиком, конструктором-проектировщиком и технологом. Только в этом случае возможно создавать художественное высококачественное изделие. Иногда под термином художественное конструирование понимают только лишь «украшательство» выполненного изделия.

Это совершенно неправильное и порочное понятие. Ложное представление часто приводит к серьезным ошибкам конструкторов, которые иногда создают потребительские конструкции, безвкусные по своему внешнему виду, не учитывающие функциональной зависимости содержания и формы изделия.
 

Характерным примером подобной конструкции может служить радиоприемник «Звезда», выпускавшийся в 1954—1956 гг. московским радиозаводом. Художники, разработавшие внешний вид радиоприемника «Звезда», увлеклись элементами украшательства, применили большое количество блестящих декоративных элементов, создали вычурную форму корпуса, которая совершенно не оправдывалась техническим содержанием изделия.

Внешнее оформление настолько не гармонировало с современным интерьером, что выпуск данных приемников был скоро прекращен ввиду плохого сбыта этого изделия населению и отрицательного влияния на формирование эстетических вкусов потребителей.

Главной задачей художника-конструктора является разработка промышленного изделия, отвечающего требованиям технической эстетики. При этом он должен учитывать функциональную зависимость отдельных элементов изделия и эксплуатационные особенности конструкции.

От того, как правильно поймет художник-конструктор требования, предъявляемые к изделию, в значительной степени зависит судьба самого изделия. Поэтому художник-конструктор должен принимать участие в разработке е самого начала и решить вопросы формообразования, эргономики и цветового оформления. На начальной стадии разработки художник-конструктор должен представлять для рассмотрения эскизы внешнего оформления изделия. Эскизы следует выполнять в цвете с целью лучшего восприятия будущей конструкции.

В тех случаях, когда рисунок изделия не дает полного представления о конструкции, целесообразно изготовлять макет, на котором с большей степенью наглядности можно оценить достоинства или недостатки предлагаемой компоновки. Натурные модели изделий могут изготовляться из картона, фанеры, т. е. из такого материала, на котором возможно проверить функциональную зависимость узлов и их форму.

По результатам предварительной компоновки радиовещательного приемника, эскизам внешнего вида и по объемному макету выбирается форма корпуса, его внешнее оформление и определяется функциональная зависимость его элементов. Естественно, что все эти вопросы должны решаться в зависимости от класса радиоприемника и его назначения. Для примера приведем несколько конструктивных решений внешнего оформления радиоприемной аппаратуры.

 

 

 

Рис. 67. Монофоническая радиола.



На рис. 67 изображена настольная монофоническая радиола «Гайна» несимметричного композиционного решения. Радиола не имеет корпуса, а боковые стенки и верхняя крышка крепятся к стальному каркасу шасси. Выразительность композиции создается

светлой декоративной решеткой и темным фоном индикаторной шкалы.

Настольная стереофоническая радиола симметричного композиционного решения изображена на рис. 68. Корпус радиолы имеет простые формы, оклеен дешевым шпоном без последующей полировки. Декоративность компоновки создается пластмассовыми панелями, укрепленными на лицевой поверхности корпуса. Членение на три панели декоративных деталей определилось технологическими требованиями. Однообразность композиции скрадывается несимметричным расположением органов управления радиоприемником.
 

 

 

 

Иные конструктивные решения следует использовать при разработке функциональных блоков радиокомплекса. Главная задача художника-конструктора состоит в том, чтобы согласовать форму блоков радиокомплекса с интерьером жилого помещения. Радиоблоки должны по своему внешнему исполнению гармонировать со стилем современной мебели.

 

 

Рис. 70. Радиокомплекс, размещенный на стене жилого помещения.

 

 


На рис. 69 изображено стеллажное размещение блоков радиокомплекса, а на рис. 70 — настенное. В том и ином случаях, как видно из рисунков, радиоблоки не вызывают ассоциации несовместимости их с обстановкой. Наоборот, их внешний вид и размещение вполне гармонирует с интерьером жилого помещения.

В заключение следует отметить, что разрабатывать радиоблоки, гармонирующие с интерьером жилого помещения, весьма затруднительно ввиду большого разнообразия мебели. В силу этого за рубежом некоторые фирмы выполняют аппаратуру радиокомплекса по индивидуальным заказам.
 

При разработках внешнего вида радиовещательных приемников художнику-конструктору не следует ориентироваться на модное течение, если оно не оправдывается техническими и экономическими выгодами. Особенно осторожно необходимо рассматривать конструкции, созданные за рубежом, так как среди них появляются не соответствующие требованиям технической эстетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33