ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАДИОКРУЖКА

  Главная        Учебники - Радиотехника        Радиоконструирование (Н. Н.Путятин)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАДИОКРУЖКА


По технической сложности радиокружок занимает одно из первых мест среди технических кружков. При изготовлении аппаратуры применяется много разнообразных материалов и деталей. В процессе занятий кружковцам приходится вычерчивать достаточно сложные схемы. Постройка даже относительно несложных конструкций требует глубоких теоретических знаний, умения и выдумки. Из числа ребят, желающих заниматься в кружке, не всем удается достаточно легко выполнить все требования, предъявляемые к кружковцам. Однако в радиокружок рекомендуется принимать всех желающих. Интерес к радиотехнике, желание работать творчески следует поддерживать и развивать всеми возможными способами.

Руководство Дома пионеров, школы, ЖЭКа или другой какой-либо организации совместно с руководителем радиокружка или заведующим радиолабораторией планируют количество кружков и их работу (общая радиотехника, звукозапись и др.), а также, определяют, сколько предполагается создать кружков первого, второго и третьего года занятий. Надо учитывать при этом результаты работы кружков прошедшего года.

В тех населенных пунктах, где имеется несколько школ, сообщение о записи в радиокружки должно быть сделано еще тогда, когда идут учебные занятия в шестых—десятых классах (примерно 20—30 мая), с тем чтобы учащиеся знали о сроках записи заранее. Для этой цели к указанному сроку готовят афиши, которые развешивают в школах, ЖЭКах, на рекламных щитах на улицах. В афишах указывают перечень кружков, дату начала записи, время записи и адрес.

В тех населенных пунктах, где имеется всего 1—2 школы, руководитель кружка проводит беседы с учащимися о кружках, объявляет им время и место записи, одновременно выясняя возможный контингент кружковцев. При этом полезно сопровождать беседу показом некоторых конструкций, изготовленных кружковцами. Еще лучше, если конструкции продемонстрируют сами кружковцы. Желательно объявить о начале записи в кружки по местной радиотрансляционной сети. Запись следует вести в помещении радиолаборатории, чтобы будущие кружковцы видели, где им придется работать. В фойе Дома пионеров, школы, ЖЭКа нужно организовать небольшую выставку работ кружковцев по радиоэлектронике. В коридорах надо установить или повесить указатели прохода к радиолаборатории и к выставке.

Во время записи с каждым записывающимся в кружок следует провести короткую беседу, выясняя его желания, знания и навыки работы. Одновременно сообщают условия работы в кружке, знакомят с программой. Будущих кружковцев записывают в ведомости но 15—*17 человек в каждой. В одной ведомости записывается состав одного кружка. Запись ведут по следующим пунктам: а) фамилия, имя полностью; б) класс; в) школа; г) район; д) домашний адрес; е) телефон, иногда имя и отчество родителей. Кружковцу выдается талон с указанием номера радиолаборатории, фамилии, имени, отчества руководителя кружка, даты и времени начала первого занятия.

Подбор кружковцев производится по целому ряду условий. Первым условием является возрастной состав ребят. Не рекомендуется записывать, например, в одну группу школьников 6-го и 9-го классов. Старшие будут быстрее младших усваивать материал, станут скучать на занятиях, а младшие будут торопиться и не сумеют понять объяснения руководителя достаточно глубоко. Работа кружка будет вялой, неинтересной. Постепенно кружковцы перестанут посещать занятия. Причиной тому служат разные возрастные интересы, возможности, кругозор и т. д. Следовательно, комплектовать группу надо из школьников примерно одного возраста: 6-х—7-х или 7-х—8-х классов и т. д. Еще лучше, если в группе будут школьники одного класса. Одинаковый уровень знаний, общность интересов сделают работу кружка плодотворной, творческой.

Вторым условием комплектования группы служит одинаковый для всех кружковцев уровень знаний в области радиотехники. Ребят можно разделить на несколько групп: совсем не занимавшихся радиотехникой, немного знакомых с радиолюбительством и достаточно опытных, способных к самостоятельной работе. При записи обязательно нужно выяснить у тех школьников, которые совсем не занимались радиотехникой, почему они пришли именно в радиокружок. Некоторые из ребят идут в кружок только для того, чтобы куда-либо записаться, не имея ясной, осмысленной цели работы в кружке. Это «трудные» кружковцы, которых заинтересовать и удержать в кружке стоит больших усилий. Однако таких мало. Основная масса школьников записывается в кружок потому, что кто-то из родственников, соседей или товарищей занимается радиолюбительством. Эти ребята уже немного заинтересованы радиоделом и хотят сами строить радиоаппаратуру. Для успешной работы кружка нужно учитывать при комплектовании групп также уровень знаний и умения в области радиотехники. Если же в кружке окажутся начинающие и опытные радиолюбители, то занятия следует вести по звеньям или индивидуально.

Третье условие касается выбора области радиотехники, в которой юные радиолюбители хотят работать. Руководитель кружка должен разъяснить ребятам, что первый год занятий является общим для всех. За время первого года обучения кружковцы познакомятся с материалами, деталями, правилами монтажа, с основами конструирования простейшей радиоаппаратуры, изучат основы электро- и радиотехники. Тогда на втором году занятий можно выбрать желаемую область работы, где ребята будут совершенствовать свои знания и конструировать более сложную аппаратуру.

Важную роль в процессе воспитания и в организации занятий кружковцев играет самоуправление. Его структура примерно такова: в каждой группе (если их несколько) выбирается староста; несколько старост (не менее трех) составляют совет старост радиолаборатории. В зависимости от числа групп совет старост радиолаборатории выбирает одного-двух представителей в совет старост сектора радио или отдела техники. Совет старост отдела техники выбирает представителей в совет старост Дома пионеров, ЖЭКа и т. д. Для лучшей работы отдельных групп кружковцев или при наличии в радиолаборатории одной-двух групп желательно разделить кружковцев каждой группы на 3—

4 бригады по 4—5 человек в каждой и создать совет бригадиров группы, который будет решать ряд организационных и воспитательных задач в течение всего учебного года. Руководитель кружка только направляет работу совета. Решение совета бригадиров доводится до сведения всех кружковцев и принимается к исполнению. Часть вопросов решается всем коллективом группы.

Вместе с руководителем кружка совет бригадиров решает задачи воспитательного плана, такие, как беседы и лекции, намечает проведение экскурсий, помогает в приобретении материалов и инструментов и т. д. Работа совета бригадиров способствует развитию самодеятельности у кружковцев, развивает инициативу и организаторские способности, повышает интерес к занятиям, поощряет общественную активность.

Разделение на бригады способствует организации социалистического соревнования, коллективного творчества, воспитанию чувства ответственности, взаимопомощи.

Руководитель направляет всю работу кружка. Он должен быть умелым воспитателем, чтобы повседневно прививать кружковцам чувство гордости своей Родиной, ее достижениями во всех областях народного хозяйства и обороны страны. Он должен воспитывать чувство ответственности за выполнение поставленных задач, чувства коллективизма и взаимопомощи, развивать творческие способности, прививать интерес и любовь к книгам и умение пользоваться ими, сочетать личные интересы кружковцев с интересами коллектива при организации практической работы. Со всем педагогическим тактом он должен подсказать кружковцам наиболее правильные пути к тому, чтобы они делали нужные и важные общественно-полезные дела не по указке или принуждению, а по внутреннему желанию. Блестяще выполненные отдельными кружковцами конструкции радиоаппаратуры для личных нужд снижают оценку воспитательной работы кружка в целом. Оценка воспитательной работы только тогда может быть высокой, если конструкции выполняются для коллективного пользования в Домах пионеров, школах, в пионерских лагерях, клубах, на производстве у шефов и т. д.

Руководителю кружка рекомендуется постоянно вносить элементы нового в работу кружковцев. Ребятам нужно показывать возможности совершенствования приемов, методов, операций, учить применять приспособления и др. Даже небольшая рационализация или верно поставленная цель при выполнении задания развивает и активизирует мысль кружковцев.

Руководителю кружка следует добиваться от кружковцев глубокого и осмысленного усвоения знаний теории и практических навыков работы. При этом существенное значение имеет связь занятий в кружке с основами наук: математикой, черчением, физикой, химией и др.

Для увеличения наглядности обучения руководителю следует лично показывать правильные приемы работы. Эффект от личного показа усиливается демонстрацией учебно-наглядных пособий.

Наконец, руководителю кружка очень важно иметь представление о педагогических результатах своей работы. Для этого необходимо повседневно анализировать свою работу с помощью кружковцев — что им дали занятия и какие имеются пробелы. Тогда руководитель кружка будет иметь возможность непрерывно совершенствовать свою работу.

В заключение следует отметить, что руководителем кружка должен быть высококвалифицированный специалист. Однако и он может не уметь работать со школьниками, не знать особенностей внешкольной работы, не иметь. необходимой «педагогической жилки». Задача начинающего руководителя кружка — инженера, техника, студента старшего курса, пенсионера и др.— в максимально короткий срок овладеть «педагогической техникой», искусством обучения и воспитания и в дальнейшем постоянно совершенствоваться в этой области.

Работа руководителя кружка во внешкольных учреждениях существенно отличается от работы учителя в школе. Она и легче и труднее одновременно. Легче потому, что школьник добровольно приходит в кружок учиться, работать, творить — становится кружковцем. С этого момента начинаются трудности: его желания нужно стараться удовлетворить так, чтобы он не покинул кружка и в то же время стал выполнять задания руководителя. Для этого руководителю кружка надо применить всю «педагогическую технику», все возможные усилия, чтобы приучить воспитанника к осмысленному общественно-полезному труду, вызвать интерес к теоретическим знаниям, научить высокой культуре труда, творчеству, самодеятельности, любви к избранной профессии. Например, многие руководители кружков считают «пустой тратой времени» изготовление такой простой конструкции, как детекторный приемник. Но именно детекторный приемник является самой простой, самой первой осмысленной творческой работой кружковца. Эта работа не должна быть простым копированием, ее нужно представить как работу по конструированию с выдачей соответствующего задания. Для выполнения такого задания кружковец должен обладать элементарными знаниями по расчету колебательного контура и конструированию приемника. Тогда учащийся будет работать творчески, станет конструктором. Руководителю рекомендуется организовать выступления членов кружка перед товарищами по вопросам схемных решений изготавливаемых конструкций, их работы, монтажу, . внешнему оформлению, наблюдениям и выводам по работе конструкций, проведению экспериментов и т. д. Рекомендуется поручать кружковцам делать краткие сообщения о важнейших событиях в нашей стране в области науки, техники, культуры. Эти маленькие сообщения, обмен мнениями или выступления имеют большое воспитательное значение. Нельзя из таких сообщений делать длинные доклады, их никто не будет слушать. Сообщения должны быть предельно краткими (не более 3—5 мин) и насыщенными интересной информацией. Если сообщение интересно, то по окончании оно вызывает ряд вопросов или замечаний.

В практике работы технических кружков имеет распространение метод индивидуальной творческой деятельности, при котором каждый кружковец работает только над своей конструкцией.

В последнее время все большее признание получает метод коллективного творчества. Этот метод имеет огромные преимущества перед индивидуальным. Метод коллективного творчества позволяет выработать ценные для современного советского человека качества, такие, как коллективизм, товарищеская взаимопомощь и имеет большое воспитательное значение.

Под методом коллективного творчества понимают такой метод, когда в кружке есть только общие одна или несколько тем работы. При этом весь коллектив кружка решает одну задачу, а каждый вносит свой вклад в общее дело согласно своим возможностям. Применяя этот метод, можно в короткий срок разработать и изготовить даже сравнительно сложную конструкцию. Результативность работы является важнейшим фактором для поддержания у ребят постоянного интереса к делу. Для лучшей организации работы в радиолаборатории рекомендуется вывесить список, в котором отмечается степень участия кружковцев в общей работе и доля затраченного ими труда. Список должен быть подвижным и возобновляться 1—2 раза в месяц в течение всего учебного года.

Часы работы радиокружков рекомендуется выбирать в такое время, когда школьники уже отдохнули и сделали домашние задания. Это же время удобно и для педагогов-совместителей. Не исключена возможность работы кружков в выходные дни, но по согласованию с кружковцами. Согласно программе кружки первого года занятий работают по 4 часа в неделю. Практика показала, что удобнее всего строить расписание занятий так, чтобы работать один раз в неделю все 4 часа подряд. В течение недели ребята успевают хорошо подготовиться к занятиям в кружке и поработать практически дома. Кроме того, в группе обычно бывают один-два человека, которые не могут посещать кружок 2 раза в неделю по разным причинам (далеко живут или занимаются где-то еще). Единовременные занятия дают возможность более рационально распределять время для объяснения теории и для практических работ и получить лучшее усвоение учебного материала. Ребятам такие занятия дают возможность, не торопясь, обдумать конструкцию, монтаж, налаживание.

Кружки второго года занятий работают из расчета 216 часов в год по б часов в неделю. Такие занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 3 часа. Удобно кружок (группу) разделить на 2 звена поровну и заниматься с каждым звеном отдельно по 3 часа один раз в неделю. Для этого в журнале учета кружковой работы указывается расписание занятий каждого звена отдельно с указанием его списочного состава.