Перечень рекомендуемых для радиокружка учебно-наглядных пособий

  Главная        Учебники - Радиотехника        Радиоконструирование (Н. Н.Путятин)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Перечень рекомендуемых для радиокружка учебно-наглядных пособий

 

Ниже приводится примерный перечень рекомендуемых для радиокружка учебно-наглядных пособий как промышленного производства, так и изготовленных в кружке. Список составлен в следующем порядке: пособия для демонстрации электрических и магнитных явлений, щиты демонстрационные и макеты действующие, вспомогательные приборы, принадлежности и приспособления.

1. Палочки из стекла или органического стекла, капрона, фторопласта, пластмассы для демонстрации опытов по электризации тел. Следует показать действие электрических сил на мелкие предметы — кусочки бумаги или на полоску бумаги и т. д., а также на струю воды, деревянную рейку метровой длины и др. Нужно показать, что при трении палочки из изоляционного материала о лоскут шерстяной материи электризуются оба предмета. Взаимодействие наэлектризованных тел демонстрируют с помощью двух султанов, накапливая в них заряды. При одноименных зарядах листочки султанов будут отталкиваться, а при разноименных — притягиваться.

2. Электроскоп для опытов по электризации тел.

3. Султаны для демонстрации взаимодействия электрических зарядов.

4. Маятники для объяснения явлений электризации тел.

5. Электролампы, патроны к ним, выключатели, соединительные провода, предохранители, проволочные сопротивления (резисторы) для электрических цепей при проведении опытов.

6. Реостаты: рычажный со скользящим контактом и секционный.

7. Магниты подковообразный и прямолинейный и железные опилки для демонстрации опытов по магнетизму, например магнитного силового поля, действия магнитов на металлы и т. д.

8. Магнитные стрелки для показа взаимодействия полюсов магнитов, действия проводника с током на магнитную стрелку и т. д.

9. Катушка индуктивности для опытов по электромагнетизму и электромагнитной индукции. Катушку можно изготовить в кружке. Для этого проводом ПЭЛ-1 или ПЭВ-1 диаметром

0,8 мм наматывают на болванке диаметром 200 мм 160—170 витков. Намотанные витки снимают с болванки и обматывают лентой лакоткани так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, составляя как бы один виток. Полученный виток укрепляют на подставке. Концы обмотки подводят к клеммам. Общее сопротивление катушки получается около 3 Ом. Питают катушку от источника постоянного тока напряжением не более 4 В при токе не более 1,5 А.

10. Катушка У. Томсона для демонстрации индуктивных действий переменного тока. Представляет собой трансформатор с незамкнутым сердечником, у которого вторичная обмотка выполнена отдельно. Она надевается на сердечник или приближается к нему только в момент опыта. Вторичная обмотка укреплена на фанерном кольце с ручкой. Ее концы подведены к патрону, в который ввертывается лампочка на напряжение

2,5 или 3,5 В и ток 0,28 или 0,2 А. При демонстрации опытов применяют также медное и алюминиевое кольца.

И. Соленоид с сердечником для показа электромагнитных явлений.

12. Электромагниты прямолинейный и подковообразный, электромагнитные реле, электрический звонок для опытов по электромагнетизму.

13. Модель телеграфа для демонстрации практического применения электромагнитных явлений.

14. Микрофон для объяснения преобразования звуковых колебаний в электрические.

15. Телефон для опытов по преобразованию электрических колебаний в звуковые.

16. Конденсатор демонстрационный для опытов по электризации тел, устройству и изменению емкости простого конденсатора и т. д.

17. Трансформаторы лабораторный и демонстрационный для преобразования напряжения при опытах.

18. Источники тока — гальванические элементы и аккумуляторы, фотоэлементы и термоэлементы для опытов с электрическим током. В качестве источника тока полезно продемонстрировать полупроводниковый фотоэлемент.

19. Электрофорная машина для опытов по электризации тел, превращению механической энергии в электрическую и т. д.

20. Виток в магнитном поле для демонстрации вращения в магнитном поле рамки с током, принципа действия магнитоэлектрических измерительных приборов, электромотора постоянного тока, электрических машин переменного и постоянного тока.

21. Модель электрической машины для показа ее устройства и опытов.

22. Модель электродвигателя для объяснения его устройства и опытов.

23. Гальванометр в качестве индикатора тока в цепи при опытах.

24. Амперметр для измерения силы тока в цепи. Амперметр демонстрационный для показа кружковцам устройства прибора.

25. Вольтметр для измерения напряжения. Вольтметр демонстрационный для показа его устройства и отличия от амперметра.

26. Ваттметр и счетчик электрической энергии для демонстрации их устройства.

27. Омметр для измерения сопротивлений и демонстрации его устройства.

28. Генератор ламповый демонстрационный для изучения распространения радиоволн, радиосвязи и т. д. Может быть изготовлен по схеме школьного генератора. Для эксплуатации генератора необходимо иметь разрешение местной инспекции связи.

 

29. Установка для демонстрации переменных токов различных частот. Состоит из звукового генератора типа ГЗ-ЗЗ или ему подобного и осциллографа типа С1 -1 «Школьный» и других.

30. Установка для демонстрации затухающих электрических колебаний (журнал «Физика в школе» № 4 за 1972 год, стр. 17, изд-во «Педагогика», М., 1972). Для демонстрации затухающих колебаний используются релаксационный генератор, принципиальная схема которого представлена на рис. 6, и осциллограф.
 

Включив прибор в сеть, наблюдают на экране осциллограмму пилообразных колебаний при разомкнутом ключе Bj. После замыкания ключа В! на экране осциллографа видна устойчивая картина затухающих колебаний. Установка может быть собрана кружковцами.

31. Щиты демонстрационные изготовляют на фанерных панелях (можно использовать гетинакс, текстолит, прессованный картон и др.). По всем сторонам панель окантовывают рейками из бука, березы, дуба и т. д. шириной 15—20 мм. Панели укрепляют на деревянных ящиках глубиной 30—50 мм. Лицевую сторону панели вместе с ящиком обрабатывают наждачной бумагой и покрывают лаком или краской. В зависимости от назначения щита на лицевой панели наносят принципиальную схему и укрепляют соответствующие детали или прикрепляют материалы и детали, предназначенные для демонстрации. Электрический монтаж ведут с обратной стороны лицевой панели (если он нужен). Размеры панелей зависят от их назначения и могут быть рекомендованы следующие: 300X400 мм, 600X750 мм, 300X500 мм, 500X700 мм, 600X800 мм, 1100x1600 мм. При выборе размера панели нужно учитывать плотность расположения деталей. Нельзя устанавливать детали друг около друга вплотную, так как при этом затрудняется их осмотр.

Все щиты, независимо от их назначения, могут быть электрифицированы. Тогда они становятся не только учебно-наглядными пособиями, но и электрифицированными играми, которые можно использовать на вечерах, при проведении викторин и т. д. На рис. 7 приведена электрическая схема, которую можно применить для электрификации ряда щитов. Эта (схема представляет собой довольно известную «игру в огонек». На лицевой панели щита размещают, например, конденсаторы, сгруппированные в зависимости от примененного диэлектрика. Внизу панели оставляют место для надписей, обозначающих типы конденсаторов. Надписи располагают беспорядочно по отношению к расположению самих конденсаторов. Около каждого конденсатора и каждой надписи монтируют телефонное гнездо. Гнездо можно заменить болтом диаметром 3 мм с плоской головкой и без шлица. Примерная конструкция такого щита приведена на рис. 8. Крепят детали по-разному. Постоянные резисторы и конденсаторы — на контактных лепестках, переменные резисторы — с помощью специально изготовленных уголков или скоб и т. д. По такому способу можно изготовить щиты для демонстрации радиоматериалов, резисторов, конденсаторов, диодов, транзисторов и других деталей. Примерный список щитов приводится ниже.