Главная      Учебники - Психология     Лекции по психологии - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112   ..

 

 

Манипуляции в современном обществе и их нейтрализация

Манипуляции в современном обществе и их нейтрализация

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кафедра Государственного управления

Манипуляции в современном обществе и их нейтрализация

ивная работа

Исполнитель:

Степанов А.С.

Шифр: 080504

Специальность:

«Государственное и муниципальное управление»

Группа: 26У

Научный руководитель:

Прусс Б.А.

Екатеринбург

2011

Оглавление.

Введение.

Глава I . Характеристика манипуляций, как психологического явления в обществе.

Глава II . Основные приемы защиты от манипуляций.

2.1. Отношения манипулятора и его жертвы.

2.2. Противодействие конкретным манипуляциям.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Манипуляция - это неотъемлемая часть социальной культуры. В словарях мы можем встретить такое определения манипуляции: «Махинации, мошенническая проделка, демонстрация фокусов, основанная преимущественно на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто». Довольно узкое понятия, но наш век расширил его границы то, что раньше применялось в цирковом балагане, теперь стало чуть ли не нормой работы крупных компаний и СМИ.Манипуля́ция массовым созна́нием — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Манипулятивный способ общения используется постоянно – когда осознанно, когда нет. Это общение происходит по принципу, описанному еще Дейлом Карнеги: «…так, чтобы один джентльмен объегорил другого джентльмена и тот сказал ему спасибо».

Основная цель манипуляции это добиться от своего партнера по общению желаемого, не учитывая его интересы. Таким образом, под манипуляцией понимается следующее, преднамеренное и скрытое побуждение другого человека на выполнение действий, к переживанию определенных состояний, принятию решений, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Истинная цель всегда скрыта от жертвы манипуляций и при раскрытии этой цели общение переходит на качественно другой уровень – не всегда приятный для манипулятора. Манипуляция – это эффективный инструмент общения, но почти всегда не этичный. Как любой эффективные инструмент, манипуляция опасна и обоюдоостра – вскрывшаяся манипуляция разрушает доверие, вызывает злобу и обиду жертвы и также негативно отражается на самом манипуляторе. Негативное влияние на манипулятора выражается следующим – раздражение, тревога, досада, чувство вины, что в свою очередь затрудняет деловое и личностное общение.

Манипуляция – это использование стимулов, которые заранее предопределяют реакцию на них, и которые используются именно для того, чтобы вызвать такую реакцию. Манипуляция – строится на предположении о тех реакциях, которые вызовет тот или иной стимул. Манипуляция всегда основана на предположениях о реакциях на те или иные стимулы, которые являются результатом или социального обобщения, или индивидуального знания о человеке. В манипулятивном акте обязательно содержится знание о том, какая реакция должна последовать на предъявленный стимул. И чем точнее это знание, тем эффективнее будет манипуляция. Особенно хотелось бы подчеркнуть одну важную вещь, которая, несмотря на всю свою самоочевидность, остается незамеченной. Манипуляция всегда – это знание о реакции, а это значит, что реакция – уже существует независимо от того, знаем ли мы о ней, или не знаем. Также можно сказать, что манипуляция массовым сознанием — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

С манипуляциями мы сталкиваемся каждый день, на каждом шагу, поэтому очень важно разобраться в процессах манипуляций. Это проблема стала особенно актуально в XX-XIX веке, это связано с появлением СМИ. Ведь мы все знаем, что СМИ оказывает большое влияние на людей, в связи с этим необходимо знать, как защитить себя от такого воздействия и остаться индивидом, то есть сохранить свои личностные качества. Но при этом манипуляции, как я уже сказал, были всегда, начиная с древних времен. В нашем же обществе все пытаются манипулировать друг другом, начальник подчиненными, а они им; государство своими гражданами, а они в ответ манипулируют им, ну по крайней мере пытаются манипулировать; да вообще все кем-нибудь манипулирует, либо становятся жертвами манипуляций, поэтому актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.

Цели и задачи моего а заключаются в следующем:

Проблема: Какова сущность манипуляций, как психологического явления?

Цель: Раскрыть сущность манипуляций, как психологического явления в современном обществе.

Задачи: 1. Раскрыть основные технологии манипуляций.

2. Показать психологические механизмы воздействия при манипуляциях.

3. Показать сущность взаимоотношений манипулятора и жертвы.

4. Раскрыть основные приемы защиты от манипуляций.

Методы: - Анализ

- Синтез

- Консультирование

- Беседа

- Компиляция

- Реферирование

Глава I . Характеристика манипуляций, как психологического явления в обществе.

Совершенно точно можно сказать, что само явление манипулирования появилось сразу же с человеком, ведь даже среди животных есть манипуляторы. В любой стаи животных есть вожак и он манипулирует остальными особями в стае, преимущественно путем устрашения. Так же можно отметить тот факт, что большинство людей склонны чтобы ими манипулировали, в связи с этим появляются люди манипуляторы. В манипуляторов люди могут превращаться из-за не желания достигать своих целей честным путем, ведь манипуляции практически всегда производятся с целью получения односторонней выгоды. В современных условиях Манипуляция рассматривается как «акт влияния на людей и управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как

скрытое управление, обработка». Подобное понимание манипуляции позволяет трактовать ее как безнравственное управление, где преследуемая цель оправдывает любые средства. В этом, по-моему мнению, и заключены особенности манипуляции как психологического явления в обществе.

Глава II . Основные приемы зашиты от манипуляций.

Основным принципом защиты является знание тех «крючков», на которые вас может поймать манипулятор, по схеме:

· Не показывать слабости;

· Осознавать, что вами пытаются манипулировать;

· Использовать активную или пассивную защиту – с «расстановкой точек над и» и контрманипуляцией.

Ключевая задача – это выявление самого факта манипулятивного воздействия и его мощности, так как именно от этого зависит негативное последствие воздействия на вас манипулятора.

Первым признаком того, что вами пытаются манипулировать является чувство неудобства, для защиты достаточно сказать себе: стоп, мной манипулируют – этого простого осознания хватит для того, чтобы взять себя в руки и начать защищаться.

Открытое обсуждение недопустимости манипуляций, но часто оно нарушается манипулятором, поэтому на этот способ полагаться не стоит.

Разоблачение уловки, то есть раскрытие ее сути. При реализации такого приемы обе стороны понимают, что подловить друг друга не удастся и редко идут на повторное применение манипуляций.

Уловка на уловке. Применяется если все другие способы не дали результатов. Тут побеждается, как говорится сильнейший.

Выявление логических ошибок и их нейтрализация. Ошибки делятся на: паралогизма (не намеренные ошибки) и софизмы (намеренная подмена истинности ложностью).

Базовые защитные установки:

· Уход;

· Изгнание;

· Блокировка;

· Управление;

· Замирание;

· Игнорирование.

Распознавание манипулятивного воздействия.

· Личный опыт в общение с человеком;

· «выигрыш – плата»;

· Дисбаланс в распределении ответственности;

· Деформация уравновешенности элемента в ситуации;

· Дефицит времени при принятие решений.

Основными психическими механизмами воздействия являются: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение - это бессознательная форма включения личности в определенное психическое состояние. Заражение осуществляется путем передачи психического состояния, обладающего большим эмоциональным зарядом. Возникает психический фон заражения, который находится в прямой зависимости от количества людей и степени идуктора (источника заражения). Заражение, особенно эмоциями, - это сопереживание общего психического состояния группой людей одновременно. Чем выше уровень развития личности, тем слабее действие механизма заражения. Защитится от такого воздействия не составит труда человеку с высоким развитием личности, людям которые не обладают такими навыками следует учится управлять своими эмоциями, либо избегать общения с эмоциональными людьми.

Внушение – это направленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс основанный на передачи информации, основанный на некритическом восприятие. Внушение производится путем непосредственного прививания психического состояния, причем внушаемое воздействие не нуждается в доказательствах и логике. Это эмоционально-волевое воздействие. Эффективность внушения зависит от авторитетности источника информации. Человеку необходимо развивать личные качества такие как сила воли, характер.

Убеждение - основано на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться от человека согласия. Представляет собой интеллектуальное воздействие на человека через обращение к его собственному критическому суждению. Для защиты от данного способа манипулирования важно четко помнить цель разговора и не отходить от нее, дабы манипулятор не смог внушить вам свою логику.

Подражание - специфика состоит в том, что осуществляется не просто принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстративного поведения.

2.1 Отношения манипулятора и его жертвы.

Уверенное (ассертивное) поведение.

В переводе с английского assertiveness означает «уверенность в себе, настойчивость, напористость, самоутверждение». Быть уверенным в себе – значит делать то, что ты хочешь, как ты хочешь и когда ты хочешь. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие, знать свои права и уметь их отстаивать, добиваться того, чего ты хочешь. Быть ассертивным – значит верить в себя и свои возможности, действовать уверенно даже если волнуешься, не компенсировать неуверенность агрессией, делать комплименты и с благодарностью их принимать, радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые. Ассертивный человек четко представляет свою цель в любой ситуации и поэтому манипулятору очень трудно воздействовать на него, в то время как сам ассертивный человек четко говорит чего он хочет. Один из учеников А. Сальтера Джозефа Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, который человек испытывает в определенных ситуациях. Однажды возникнувший социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями. Страх вхождения в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх, в итоге страх и связанное с ним поведение заучивается, автоматизируется и распространяется на сходные социальные ситуации, образуется «замкнутый круг» страха.

Ассертивный человек всегда помнит, что у него в любой ситуации есть выбор, и этот выбор его собственный, а не навязанный ему кем-то. При этом ассертивный человек признает за окружающими такие же права, как и у него, стремится строить отношения без нарушения чьих-либо прав. Эти правила собраны в так называемый «Билль ассертивности»:

· Я имею право быть выслушанным и принятым серьезно;

· Я имею право быть независимым от доброй воли других;

· Я имею право быть нелогичным в принятии собственных решений;

· Я имею право делать ошибки и быть за них ответственным;

· Я имею право иметь и выражать свои собственные чувства и мнения;

· Я имею право на изменение своего мнения;

·

2.2.

Например, вас все время переспрашивают. Манипулятор делает вид, что хочет получше вас понять. Однако, повторяя ваши слова, он постепенно переходит на свою точку зрения и вы незаметно соглашаетесь. Чтобы этого не произошло, не раздражайтесь, а просто стойте на своем. Обычно манипулятор говорит что-то вроде «да вы же только что говорили обратное!» Не нужно поддаваться.

Или, например, вам кажется, что собеседник спешит. Он перескакивает с темы на тему, как ни в чем не бывало, и делает вид, что ничего такого не происходит. Здесь работает такой механизм: манипулятор «переключает каналы», чтобы в конце концов заставить вас сосредоточиться на нужной ему теме и «загнать» ее в ваше подсознание. Когда наступит этот момент, манипулятор увидит тут же. Чтобы не попасть в такое положение, «гните» свою линию и не давайте уходить от темы.

Одним из способов манипулирования является демонстрация безразличия. Манипулятор просто хочет подтолкнуть вас на эмоции и привести в состояние легкого аффекта, когда можно внушить все что угодно или получить любую информацию. Не поддавайтесь на провокацию.

Манипулятор может также демонстрировать свою слабость, и тогда вы начинаете чувствовать превосходство; может также иметь место проявление беспричинного гнева, чтобы обезоружить и дезориентировать вас. Любое неадекватное поведение собеседника должно стать для вас «звоночком»: будьте настороже.

Выделяют следующие черты манипуляции:

1. Осознанность манипулятором своих целей и средств.

2. Скрытость целей манипулятора.

3. Скрытость средств манипулятора.

4. Принятие адресатом (объектом манипуляции) на себя ответственности за происходящее.

Люди, использующие манипулятивный стиль общения, достигают своих целей с минимальными затратами. Основные приемы данного общения основаны на подаче заведомо ложной информации и ее утаиванию, поэтому уменьшается суммарный объем информации при принятии важных решений вследствие чего снижается эффективность работы.

Для манипуляций характерны следующие черты:

-неясность, нечеткость выражений мыслей и просьб;

-использование эмоционально окрашенных аргументов, когда упор делается на моральные или иные ценности, что должно склонить партнера к согласию; стремление переложить ответственность за развитее и исход событий на жертву манипуляций.

Для манипулятора характерны следующие черты:

-использование других людей в качестве вещей и объектов;

-отношение к другому человеку как к объекту, орудию манипулирования;

-попытки программирования мыслей, эмоций, намерений;

-управление, контроль, эксплуатация, принуждение, господство, применение силы, косвенное воздействие, направленность на душевное состояние и внутренний мир другого человека.

Психолог Эверетт Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» выделил 8 основных типов людей-манипуляторов:

1-й тип – «диктатор» −постоянно демонстрирует свою силу, доминирует, приказывает, делает все, чтобы управлять своими жертвами.

2-й тип – «тряпка» − обычно жертва «диктатора» и полная ему противоположность. Достигает большого мастерства в взаимодействии с диктатором, пассивно молчит, демонстрирует свою мнимую неполноценность с тем, чтобы добиться от диктатора уступок.

3-й тип –«калькулятор» или «математик»− успешно просчитывает свою выгоду в любой сложившейся ситуации, избирает тактику либо кнута, либо пряника.

4-й тип – «прилипала»− полная противоположность «калькулятора». Изо всех сил преувеличивает свою зависимость, жаждет быть предметом забот, позволяет и исподволь заставляет делать свою работу других.

5-й тип – «хулиган»− демонстрирует агрессивность, жестокость, недоброжелательность, управляет другими с помощью угроз.

6-й тип – «славный парень» − преувеличивает свою заботу, внимательность, «убивает и душит» своей добротой. Вариант частый среди женщин. Бороться с ними «на их поле» не возможно.

7-й тип – «судья» − преувеличивает свою критичность, никогда и никому не верит, полон обвинений, негодований, с трудом прощает, старается вызвать у окружающих чувство вины.

8-й тип – «защитник» − полная противоположность «судье». Чрезмерно подчеркивает снисходительность к ошибкам других, он портит их сочувствую сверх всякой меры, тем самым не давая им встать на ноги и вырасти самостоятельно.

Манипуляторы активно стремятся к контактам с будущими жертвами. Но такие контакты носят поверхностный характер, так как манипулятор боится стать уязвимым, разоблаченным и осужденным. У каждого манипулятора есть «отточенные» средства для ухода от контактом. Эверетт Шостром определяет наиболее частые способы ухода от контакта:

1-й способ: прикинуться случайным человеком;

2-й способ: поставить под сомнение только что сказанное;

3-й способ: сделать вид, что его слова относятся к другой личности;

4-й способ: сделать вид, что он не разобрался в ситуации.

Типичные игры, в которые играет манипулятор:

-«кошки мышки»;

-«домашний мудрец»;

-«чужое крыло»;

-«дитя в семье»;

-«как вы не знаете»;

-«не с вашим то кошельком».

Библиографический список

Умей сказать «Нет!» : манипуляции в обществе и их нейтрализация / А.А. Осипова. – М. : АСТ : Аристель, 2008. -189,[3] с. - -(Школа успеха).

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е. — М.: Речь, 2003.

Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. — М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ“», 2009.

Общая психология: Учебник /под редакцией Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И.-.М. :Издательство ЭКСМО, 2006.-560с – (Образовательный стандарт XXI).

Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. −Л.: Лениздат, 2005.− 144с.

Шипунв В.Г. и Кишкель Е.Н. Основы Управленческой деятельности: Учебное пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений.− М.: Ассоциация средних специальных учебных заведений «Специалист», 2005г.− 120с.

Павлов В.В. Методологические аспекты управления.−М.: «Мысль», 2005.−175с.

Глухов В.И. и Петухов В.А. экономика абсурдов или абсурд экономики?: Инфармационно-методический центр.− Екатеринбург.: «Информ», 2005г.−60с.

Набоков В.И., Хворов Ю.И., Штонда В.А., деловой этикет менеджера.− Екатеринбург : Издательство «Лавка»,2006г.−163с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112   ..