Рецептуры канифольных антивибрационных смазок разработаны ЦНИЛХИ. В
зависимости от особенностей применения их в каждом конкретном случае в
рецептуре может быть использовано от 50 до 60 % автотракторного
трансмиссионного масла, 10 % нефтяного строительного битума, 5 %
нефтяного парафина, до 35 % канифоли сосновой экстракционной, или
канифольно-экстракционных полимеров, или резината цинка.
Технология производства смазок (рис. 37) включает приготовление смеси из
твердых компонентов, ее термообработку и розлив полученного продукта в
тару. В промышленности в смеситель, снабженный мешалкой и паровой
рубашкой для обогрева, загружается порция автотракторного масла и
нагревается до температуры 100—105 .°С с целью выпарки влаги. Затем в
нагретое масло сливаются предварительно расплавленная канифоль, битум и
парафин. Смесь нагревают при перемешивании до однородной массы (при 140
°С), затем сливают ее через фильтр в реактор, обогреваемый парами
высококипящего органического теплоносителя. Температуру массы в реакторе
доводят до 270 °С, после чего нагрев отключают, массу охлаждают до 250
°С и сливают в охладитель.
При термообработке реакционной массы пары воды и легких масел отбираются
через конденсатор-холодильник во флорентину, при охлаждении — через
обратный конденсатор, при этом канифольные масла вновь возвращаются в
реактор. В охладителе реакционная масса охлаждается до 80—90 °С, после
чего заливается в 200-литровые железные бочки.
Канифольная антивибрационная смазка применяется для. смазывания
поверхности бурильных труб с целью снижения трения и гашения вибрации, в
качестве промывочной жидкости
водных, глинистых и безглинистых растворов, обработанных
угольно-щелочным реагентом.
Загрязненных сточных вод при производстве смазок нет. Газовые выбросы,
содержащие пары углеводородных соединений, ниже предельно допустимых
санитарных норм и не требуют специальной очистки.