На трелевке или подвозке пневого осмола с
участка заготовки на верхний склад к месту разделки используют в
основном машины ТПО-МЛТИ, ПЛО-1А и ЛП-23.
Машина ТПО-МЛТИ разработана Московским лесотехническим институтом на
базе колесного трактора Т-40А. Технологическое оборудование ее состоит
из подъемного механизма, двухтонного погрузчика и лебедки трелевочного
трактора ТДТ-40М. Эта машина очень проста по конструкции и эксплуатации
и используется в основном на подвозке пневого осмола взрывного способа
корчевки к разделочной площадке. Недостатком машины является низкий
уровень механизации работ, так как она не исключает ручного труда при
выгрузке осмола в ковш и увязки пневого осмола тросами.
Агрегат ПЛО-1А разработан Кавказским филиалом ЦНИИМЭ и ВПКИлесмашем. Он
создан на базе трактора ТДТ-55А, оснащенного манипулятором от серийного
погрузчика ПЭ-0,8, самосвальным кузовом и захватом.
Подборщик-погрузчик ЛП-23 разработан КарНИИЛПом на базе трактора ТБ-1 и
выпускается Петрозаводским ремонтномеханическим заводом. Технологическое
оборудование подборщика-погрузчика включает самосвальный кузов
вместимостью 12 м3 и захват.
При сборе, погрузке и подвозке пней.машины ПЛО-1А или ЛП-23 движутся
строго по следу АКП-1, оставленному при корчевке пней, чтобы исключить
повреждение молодняка.
При очистке выкорчеванных пней от грунта и гнили используют
гидравлический способ (т. е. удаление грунта и гнили под действием струи
воды) или электровзрывной. Чаще эти способы совмещаются.
При взрывном способе происходит не только удаление балласта, но и
частичное раскалывание пней, что способствует снижению трудозатрат при
разделке осмола. Большая эффективность и высокая производительность
достигаются при использовании для очистки пней ударно-фрикционного
способа в установках, созданных на базе корообдирочного барабана КБ-3.
Разделывают пни с помощью электро- и бензопил, крупные куски раскалывают
колунами. Разделанный осмол грузят в кузова автомобилей и вывозят на
нижний склад у железнодорожной линии или водной магистрали, а иногда —
на склад сырья экстракционного завода. Более 95 % всего заготовленного
осмола к указанным пунктам доставляется автомобильным транспортом. На
вывозке используются, как правило, бортовые машины различных марок.
Корчевание из общих трудозатрат на заготовку осмола занимает в среднем
25%, сбор и трелевка — 21, очистка и разделка — 30, погрузка и вывозка —
23 %. С увеличением расстояния вывозки с 30 км до 100 и более доля ее в
себестоимости осмола возрастает до 32 %, что сказывается и в целом на
себестоимости осмола. Средняя производительность труда по всему
комплексу работ на заготовках пневого осмола составляет 0,5—1,1 м3 на
рабочего в день.