СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Лес     Справочник механика лесозаготовительного предприятия (Немцов В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

8.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

 

 

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы).

Выпускаются два вида антифризов: низкозамерзающие жидкости 40 и 65 (ГОСТ 159—52) и тосолы (Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65) (ТУ 602619—70). Оба вида антифризов получаются разбавлением технического этиленгликоля водой. Этиленгли-коль — сильный пищевой яд. Попадание его даже в небольших количествах в организм вызывает сильные отравления. Смертельная доза этиленгликоля составляет всего 20... 30 г. Для уменьшения действия этиленгликоля на металлы в антифризы введены антикоррозионные присадки. В тосолы введены антивспенивающая присадка и композиция антикоррозионных присадок.

Тосолы предназначены для легковых автомобилей «Жигули», «Москвич-412», а также для грузовых автомобилей КамАЗ.

 

 

Жидкости для гидравлических систем. Тормозные жидкости. Для гидравлического привода тормозов автомобилей используются жидкости ГТЖ-22М (ТУ 601784—75), «Томь» (ТУ 6 012620—7Ч7), «Нева» (ТУ 6 011163—78) и БСК (ТУ 6 101553— 78).

Для всех автомобилей, кроме ГАЗ-24 «Волга», РАФ-2203 «Латвия» и их модификаций, рекомендуются гликолевые тормозные жидкости «Нева» и «Томь».

Спиртокасторовые жидкости БСК и АСК представляют собой смеси касторового масла со спиртом (соответственно бутиловым и изоамиловым, оба являются пищевым ядом) и различаются только температурой кипения. У жидкости АСК температура кипения выше и составляет не менее 131 °С. Жидкость БСК рекомендуется для автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и РАФ-2203 «Латвия» и их модификаций. Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М рекомендована наравне с жидкостью «Нева».

Смешивать тормозные жидкости, изготовленные из разных основ, нельзя, так как это приводит к их расслоению и потере основных эксплуатационных свойств.

Амортизаторные жидкости. Жидкостями для заполнения рычажных и телескопических амортизаторов грузовых автомобилей служат маловязкое веретенное масло АУ и его заменитель: смесь масел 50 % трансформаторного ТК (ГОСТ 982—80) и 50 % турбинного Тп-22 (ГОСТ 9972—74). Недостатком этих жидкостей является высокая вязкость при низких температурах, влекущая жесткую работу амортизаторов и даже их поломку.

Хорошими вязкостно-температурными свойствами обладают

смеси маловязких нефтяных дистиллятов с 8____10 % кремний-

органических соединений (полисилоксаны), например всесезон-ная жидкость АЖ-12Т (ТУ 38 101432—75), используемая в амортизаторах легковых автомобилей высшего класса.

Амортизаторная жидкость МГП-10 (ТУ 38 101137—71) предназначена для амортизаторов автомобилей ВАЗ.

Жидкости для различных гидравлических систем. Жидкостями для гидравлических подъемников автомобилей-самосвалов служат летом — индустриальное масло И-20А или И-ЗОА (ГОСТ 20799—75), а зимой И-12А или АУ.

Для работы опрокидывающих устройств в условиях севера при низких зимних температурах используют специальные гидравлические масла МГЕ-10А (ТУ 38 101572—75), ВМГЗ (ТУ 38 101749—74) и АМГ-10 (ГОСТ 6794—75), представляющие собой деароматизированный керосин или низкозамерзающие масла с добавкой вязкостной присадки — винипола ВП-2 и ан-тиокислительной присадки. Масло АМГ-10 окрашено в красный цвет; масла МГЕ-10А и ВМГЗ сохраняют природный цвет минеральных масел. Для автомобилей ВАЗ применяется масло гидравлическое зимнее МГЗ (ТУ 38 101535—75).

Для гидравлических домкратов, входящих в набор шоферского инструмента, используется масло вазелиновое приборное МВП.

Для обмыва лобовых стекол автомобилей используют жидкость НИИСС-4 для стеклоомывания. В чистом виде она не применяется, так как отрицательно действует на краску автомобиля и должна быть разбавлена водой в зависимости от температуры окружающего воздуха в следующих объемных соотношениях (первая цифра объем жидкости, вторая объем воды): до 5 еС 1:9, от —5 до —10 °С 1:5, от —10 до —20 °С 1:2, от —20 до —30 °С 1: 1 и от —30 до —40 °С 2 : 1.

При обращении с жидкостью НИИСС-4 необходимо иметь в виду, что она огнеопасна и ядовита. Она представляет собой смесь изопропилового спирта (яд), дистиллированной воды и сульфанола. Изготавливается заводами «Союзбытхим» (ТУ 38 10230—76).

 

Жидкости для гидравлических систем лесозаготовительных машин. В гидроприводах лесозаготовительных машин в качестве рабочих жидкостей применяют товарные минеральные масла и специальные жидкости на минеральной основе.

Применение специальных рабочих жидкостей с требуемыми эксплуатационными свойствами значительно повышает надежность и долговечность работы гидрооборудования. Недостаток специальных рабочих жидкостей приводит к тому, что предприятия применяют в гидроприводах машин масла, которые используются в системах смазки двигателей этих машин.

С 01.01.1987 г. введен ГОСТ 17479.3—85 на новое обозначение гидравлических масел, которое рассмотрено ниже. Новое

обозначение будет вноситься в нормативно-технические документации машин и оборудования.

До введения указанного стандарта специальные рабочие жидкости, рекомендуемые для гидроприводов лесозаготовительных машин, имели следующие обозначения: ВМГЗ, МГ-20, МГ-30, ИГП.

Рабочую жидкость ВМГЗ (ТУ 38 101749—74) — получают смешением маловязкой минеральной основы с загущенными ан-тиокислительной,противоизносной, противокоррозионной и анти-пенной присадками. ВМГЗ применяют всесезонно в гидроприводах дорожно-строительных, подъемно-транспортных, лесозаготовительных и других мобильных машин, работающих на открытом воздухе в условиях средней полосы евроазиатской части страны. Хорошо совмещается со всеми металлами и уплотнительными устройствами гидропривода. Допускаемый диапазон изменения рабочих температур —55...+55 °С. Кратковременно допускается повышение температуры до 90 °С. Заменителями ВМГЗ служат рабочие жидкости АМГ-10 (ГОСТ 6794—75), ГМ-50И (МРТУ 38 2193—66) и минеральное масло АУ (ГОСТ 1642—75).

Рабочие жидкости МГ-20 и МГ-30 (ТУ 38 10150—70) получают из минеральных масел с добавлением вязкостных, проти-воокислительных, депрессорных и противопенных присадок. Совместимы с конструкционными материалами и уплотнениями гидропривода. Применяются сезонно и всесезонно в гидроприводах дорожно-строительных, подъемно-транспортных, лесозаготовительных и других мобильных машин, работающих в средней полосе страны. Допускаемый диапазон изменения рабочих температур —20... +80 °С. Заменителями этих жидкостей служат соответственно минеральные масла И-20А и И-ЗОА (ГОСТ

20799—75).

Рабочие жидкости ИГП-18 и ИГП-30 (ТУ 38 11413—73). Производятся из дистиллятных масел селективной очистки с добавлением необходимых присадок. Применяются в гидроприводах стационарных машин, работающих при давлении 16... 35 МПа в закрытых отапливаемых помещениях. Допускаемый диапазон изменения рабочих температур от +10 до +80 °С. Заменителями этих жидкостей являются соответственно минеральные масла И-20А и И-30А (ГОСТ 20799—75).

Из товарных минеральных масел в гидроприводах лесозаготовительных машин находят применение: в гидросистемах с пластинчатыми насосами — турбинные Т-22 и Тп-22 (ГОСТ 9972—74) и индустриальные И-12А, И-20А; с аксиально-поршневыми насосами — веретенное АУ и И-12А.

ГОСТ 17479.3—85 устанавливает новое обозначение гидравлических масел, применяемых в объемных гидроприводах машин, эксплуатируемых на открытом воздухе.

Обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами МГ (минеральное гидравлическое); вторая группа группа знаков обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости; третья — обозначается буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.

В зависимости от величины кинематической вязкости при температуре 40 °С гидравлические масла делят на классы, указанные в табл. 7.6.

 

 

В зависимости от эксплуатационных свойств гидравлические масла делят на группы А, Б и В, указанные в табл. 7.7.

 

Допускается добавление в гидравлические масла всех групп загущающих и антипенных присадок.

Пример обозначения гидравлических масел: МГ-15-В, где МГ — минеральное гидравлическое масло; 15 — класс вязкости; В — группа масла по эксплуатационным свойствам.

 

Соответствие обозначений гидравлических масел по указанному стандарту и принятым в нормативно-технической документации (НТД) машин приведено в табл. 7.8.

 

 

 

Таблица 7.6

Класс

вязкости

Кинематическая вяз­кость при 40°С, мм2

Класс

вязкости

Кинематическая вяз* кость при 40°С, мма

5

4,14 . . . 5,06

32

28,8 . . . 35,2

7

6,12 .. . 7,48

46

41,4 .. . 50,6

10

9. . . 11

68

61,2 .. . 74,8

15

13,5 . . . 16,5

100

90... 110

22

19,8 . . . 24,2

150

135 .. . 165

 

Таблица 7.8

По ГОСТ 17479.3—85

По НТД

По ГОСТ 17479.3—85

По НТД

МГ-22-А

АУ

МГ-22-Б

АУП

МГ-32-А

ЭШ

МГ-46-Б

МГ-30

МГ-5-Б

МГЕ-4А

МГ-150-Б

ГЖД-140

МГ-5-Б

ЛЗ-МГ-2

МГ-15-В

ВМГЗ

МГ-7-В

РМ

МГ-15-В

МГЕ-10А

МГ-10-Б

РМЦ

МГ-22-В

«Р»

МГ-15-Б

АМГ-10

МГ-46-В

МГЕ-46В

(МГ-30у)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..