Выпускаются два вида антифризов: низкозамерзающие жидкости 40 и 65 (ГОСТ
159—52) и тосолы (Тосол А, Тосол А-40 и Тосол А-65) (ТУ 602619—70). Оба
вида антифризов получаются разбавлением технического этиленгликоля
водой. Этиленгли-коль — сильный пищевой яд. Попадание его даже в
небольших количествах в организм вызывает сильные отравления.
Смертельная доза этиленгликоля составляет всего 20... 30 г. Для
уменьшения действия этиленгликоля на металлы в антифризы введены
антикоррозионные присадки. В тосолы введены антивспенивающая присадка и
композиция антикоррозионных присадок.
Тосолы предназначены для легковых автомобилей «Жигули», «Москвич-412», а
также для грузовых автомобилей КамАЗ.
Жидкости для гидравлических систем. Тормозные
жидкости. Для гидравлического привода тормозов автомобилей используются
жидкости ГТЖ-22М (ТУ 601784—75), «Томь» (ТУ 6 012620—7Ч7), «Нева» (ТУ 6
011163—78) и БСК (ТУ 6 101553— 78).
Для всех автомобилей, кроме ГАЗ-24 «Волга»,
РАФ-2203 «Латвия» и их модификаций, рекомендуются гликолевые тормозные
жидкости «Нева» и «Томь».
Спиртокасторовые жидкости БСК и АСК представляют собой смеси касторового
масла со спиртом (соответственно бутиловым и изоамиловым, оба являются
пищевым ядом) и различаются только температурой кипения. У жидкости АСК
температура кипения выше и составляет не менее 131 °С. Жидкость БСК
рекомендуется для автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и РАФ-2203 «Латвия» и их
модификаций. Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М рекомендована наравне
с жидкостью «Нева».
Смешивать тормозные жидкости, изготовленные из разных основ, нельзя, так
как это приводит к их расслоению и потере основных эксплуатационных
свойств.
Амортизаторные жидкости. Жидкостями для заполнения рычажных и
телескопических амортизаторов грузовых автомобилей служат маловязкое
веретенное масло АУ и его заменитель: смесь масел 50 % трансформаторного
ТК (ГОСТ 982—80) и 50 % турбинного Тп-22 (ГОСТ 9972—74). Недостатком
этих жидкостей является высокая вязкость при низких температурах,
влекущая жесткую работу амортизаторов и даже их поломку.
Хорошими вязкостно-температурными свойствами обладают
смеси маловязких нефтяных дистиллятов с 8____10 % кремний-
органических соединений (полисилоксаны), например всесезон-ная жидкость
АЖ-12Т (ТУ 38 101432—75), используемая в амортизаторах легковых
автомобилей высшего класса.
Амортизаторная жидкость МГП-10 (ТУ 38 101137—71) предназначена для
амортизаторов автомобилей ВАЗ.
Жидкости для различных гидравлических систем. Жидкостями для
гидравлических подъемников автомобилей-самосвалов служат летом —
индустриальное масло И-20А или И-ЗОА (ГОСТ 20799—75), а зимой И-12А или
АУ.
Для работы опрокидывающих устройств в условиях севера при низких зимних
температурах используют специальные гидравлические масла МГЕ-10А (ТУ 38
101572—75), ВМГЗ (ТУ 38 101749—74) и АМГ-10 (ГОСТ 6794—75),
представляющие собой деароматизированный керосин или низкозамерзающие
масла с добавкой вязкостной присадки — винипола ВП-2 и
ан-тиокислительной присадки. Масло АМГ-10 окрашено в красный цвет; масла
МГЕ-10А и ВМГЗ сохраняют природный цвет минеральных масел. Для
автомобилей ВАЗ применяется масло гидравлическое зимнее МГЗ (ТУ 38
101535—75).
Для гидравлических домкратов, входящих в набор шоферского инструмента,
используется масло вазелиновое приборное МВП.
Для обмыва лобовых стекол автомобилей используют
жидкость НИИСС-4 для стеклоомывания. В чистом виде она не применяется,
так как отрицательно действует на краску автомобиля и должна быть
разбавлена водой в зависимости от температуры окружающего воздуха в
следующих объемных соотношениях (первая цифра объем жидкости, вторая
объем воды): до 5 еС 1:9, от —5 до —10 °С 1:5, от —10 до —20 °С 1:2, от
—20 до —30 °С 1: 1 и от —30 до —40 °С 2 : 1.
При обращении с жидкостью НИИСС-4 необходимо иметь в виду, что она
огнеопасна и ядовита. Она представляет собой смесь изопропилового спирта
(яд), дистиллированной воды и сульфанола. Изготавливается заводами «Союзбытхим»
(ТУ 38 10230—76).
Жидкости для гидравлических систем
лесозаготовительных машин. В гидроприводах лесозаготовительных машин в
качестве рабочих жидкостей применяют товарные минеральные масла и
специальные жидкости на минеральной основе.
Применение специальных рабочих жидкостей с требуемыми эксплуатационными
свойствами значительно повышает надежность и долговечность работы
гидрооборудования. Недостаток специальных рабочих жидкостей приводит к
тому, что предприятия применяют в гидроприводах машин масла, которые
используются в системах смазки двигателей этих машин.
С 01.01.1987 г. введен ГОСТ 17479.3—85 на новое обозначение
гидравлических масел, которое рассмотрено ниже. Новое
обозначение будет вноситься в
нормативно-технические документации машин и оборудования.
До введения указанного стандарта специальные рабочие жидкости,
рекомендуемые для гидроприводов лесозаготовительных машин, имели
следующие обозначения: ВМГЗ, МГ-20, МГ-30, ИГП.
Рабочую жидкость ВМГЗ (ТУ 38 101749—74) — получают смешением маловязкой
минеральной основы с загущенными ан-тиокислительной,противоизносной,
противокоррозионной и анти-пенной присадками. ВМГЗ применяют всесезонно
в гидроприводах дорожно-строительных, подъемно-транспортных,
лесозаготовительных и других мобильных машин, работающих на открытом
воздухе в условиях средней полосы евроазиатской части страны. Хорошо
совмещается со всеми металлами и уплотнительными устройствами
гидропривода. Допускаемый диапазон изменения рабочих температур
—55...+55 °С. Кратковременно допускается повышение температуры до 90 °С.
Заменителями ВМГЗ служат рабочие жидкости АМГ-10 (ГОСТ 6794—75), ГМ-50И
(МРТУ 38 2193—66) и минеральное масло АУ (ГОСТ 1642—75).
Рабочие жидкости МГ-20 и МГ-30 (ТУ 38 10150—70) получают из минеральных
масел с добавлением вязкостных, проти-воокислительных, депрессорных и
противопенных присадок. Совместимы с конструкционными материалами и
уплотнениями гидропривода. Применяются сезонно и всесезонно в
гидроприводах дорожно-строительных, подъемно-транспортных,
лесозаготовительных и других мобильных машин, работающих в средней
полосе страны. Допускаемый диапазон изменения рабочих температур —20...
+80 °С. Заменителями этих жидкостей служат соответственно минеральные
масла И-20А и И-ЗОА (ГОСТ
20799—75).
Рабочие жидкости ИГП-18 и ИГП-30 (ТУ 38 11413—73). Производятся из
дистиллятных масел селективной очистки с добавлением необходимых
присадок. Применяются в гидроприводах стационарных машин, работающих при
давлении 16... 35 МПа в закрытых отапливаемых помещениях. Допускаемый
диапазон изменения рабочих температур от +10 до +80 °С. Заменителями
этих жидкостей являются соответственно минеральные масла И-20А и И-30А
(ГОСТ 20799—75).
Из товарных минеральных масел в гидроприводах лесозаготовительных машин
находят применение: в гидросистемах с пластинчатыми насосами — турбинные
Т-22 и Тп-22 (ГОСТ 9972—74) и индустриальные И-12А, И-20А; с
аксиально-поршневыми насосами — веретенное АУ и И-12А.
ГОСТ 17479.3—85 устанавливает новое обозначение гидравлических масел,
применяемых в объемных гидроприводах машин, эксплуатируемых на открытом
воздухе.
Обозначение гидравлических масел состоит из групп
знаков, первая из которых обозначается буквами МГ (минеральное
гидравлическое); вторая группа группа знаков обозначается цифрами и
характеризует класс кинематической вязкости; третья — обозначается
буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным
свойствам.
В зависимости от величины кинематической вязкости при температуре 40 °С
гидравлические масла делят на классы, указанные в табл. 7.6.
В зависимости от эксплуатационных свойств
гидравлические масла делят на группы А, Б и В, указанные в табл. 7.7.
Допускается добавление в гидравлические масла всех
групп загущающих и антипенных присадок.
Пример обозначения гидравлических масел: МГ-15-В, где МГ — минеральное
гидравлическое масло; 15 — класс вязкости; В — группа масла по
эксплуатационным свойствам.
Соответствие обозначений гидравлических масел по
указанному стандарту и принятым в нормативно-технической документации (НТД)
машин приведено в табл. 7.8.