Системы зажигания лесозаготовительных машин

  Главная      Учебники - Лес     Справочник механика лесозаготовительного предприятия (Немцов В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Системы зажигания лесозаготовительных машин

 

 

 На рис. 25 показаны упрощенные электрические схемы контактной и контактно-транзисторной систем зажигания двигателей автомобилей.

Контактная система зажигания карбюраторных двигателей (рис. 25, а) практически достигла в своем развитии предела, а требования к повышению ее надежности все возрастают.

Многоцилиндровые двигатели становятся более высокооборотными и должны безотказно работать в сложных условиях. Система зажигания двигателей должна обеспечивать достаточно высокое вторичное напряжение для пробоя искрового промежутка между электродами свечи; образующаяся искра должна обладать достаточной энергией для воспламенения рабочей смеси.

Необходимая величина вторичного напряжения характеризуется коэффициентом запаса системы зажигания, т. е. отношением вторичного напряжения, развиваемого катушкой зажигания, к пробивному напряжению свечи зажигания. Надежная

работа системы зажигания возможна при коэффициенте запаса 1,5.

Контактные системы зажигания могут обеспечить необходимый коэффициент запаса 1,5 в рабочем режиме только для четырехцилиндровых двигателей. Немного меньшим коэффициентом запаса обладает система зажигания шестицилиндровых двигателей. Наиболее низкий коэффициент запаса контактной системы зажигания был у первых выпусков восьмицилиндровых двигателей (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЭ-53А, «Урал-375»). В рабочем режиме он находился в пределах 1,2...1,35. Существенного увеличения вторичного напряжения в контактной системе зажигания можно было бы достигнуть увеличением силы тока, разрываемого контактами прерывателя. Однако контакты, изготовляемые из наилучшего контактного материала — вольфрама, уже не допускают дальнейшего увеличения прерываемого ими тока из-за повышенного износа (дугообразования, эрозии и др.). Срок службы контактов прерывателя контактной системы зажигания восьмицилиндрового двигателя составляет не более 50 тыс. км пробега автомобиля, а транзисторной системы зажигания с контактным управлением более 200 тыс. км.

 

 

 

Рис. 25. Упрощенные электрические схемы систем зажигания:
а — контактная; б — контактно-транзисторная; ВК — выключатель зажигания; Я* — добавочный резистор;
СТ — контакты силового реле стартера; КЗ — катушка зажигания; 1 — первичная обмотка КЗ; II — вторичная обмотка КЗ; III — к распределителю зажигания; Т — транзистор; Б, Э и К — соответственно база, эмиттер и коллектор транзистора; Кп—контакты
прерывателя; С — конденсатор

 

Рис. 26. Принципиальная схема контактно-резисторной системы зажигания восьмицилиндрового двигателя

 

 

 

Использование последних достижений электронной полупроводниковой техники позволяет совершенствовать системы зажигания в трех основных направлениях:

разделение функций синхронизации системы зажигания и коммутации (прерывания) первичного тока с передачей последней транзисторному коммутатору;

разделение функций накопления энергии и повышения напряжения зажигания с передачей функции накопителя специальному конденсатору;

замена контактов и кулачка прерывателя электромагнитным датчиком.

Дальнейшим перспективным развитием этих направлений будет замена механической системы регулирования угла опережения зажигания электронной системой.

Как видно из рис. 25,6, контактно-транзисторная система зажигания в основном состоит из тех же аппаратов, что и контактная система зажигания; в ней нет искрогасящего конденсатора, но добавлен транзистор. Применение транзистора с контактным управлением повышает напряжение во вторичной цепи на 25 % и увеличивает коэффициент запаса до 1,75, кроме того, увеличивается энергия искрового разряда, что способствует облегчению пуска двигателя, полному сгоранию обедненной горючей смеси, особенно на переходных режимах, в результате уменьшается перегрев, стабилизируется мощность и улучшается приемистость двигателя. Контакты прерывателя работают с меньшей электрической нагрузкой, разрывая ток в 6.. .8 раз меньше, чем у контактной системы зажигания, вследствие чего значительно уменьшается окисление и подгорание контактов, что значительно повышает надежность и упрощает обслуживание системы зажигания.

Принцип работы транзистора в контактно-транзисторной системе зажигания происходит следующим образом (см. рис. 25,б): при включении выключателя зажигания ВК, если контакты прерывателя разомкнуты, то тока в силовой цепи транзистора Т от эмиттера Э к коллектору К нет, так как транзистор «закрыт». При замыкании контактов прерывателя на базу Б транзистора подается отрицательный потенциал, но так как потенциал эмиттера Э положительный, то транзистор открывается. При этом незначительная часть тока пойдет от эмиттера Э на базу Б, а основная часть тока пойдет от эмиттера Э к коллектору К и далее по первичной цепи зажигания. При размыкании контактов транзистор закрывается. Прекращение протекания тока в первичной обмотке катушки зажигания, как и в обычной контактной системе зажигания, наводит во вторичной обмотке ток высокого напряжения.

На рис. 26 показана принципиальная электрическая схема контактно-транзисторной системы зажигания восьмицилиндрового двигателя. В состав указанной системы зажигания входят следующие аппараты: транзисторный коммутатор ТКЮ2, катушка зажигания 5114, прерыватель-распределитель Р4-Д, добавочное сопротивление СЭ107. Остальные аппараты, входящие в систему зажигания, применены без изменения контактной системы зажигания.

 

Прерыватель-распределитель контактно-транзисторной системы зажигания не имеет конденсатора. Катушка зажигания имеет повышенный коэффициент трансформации и также отличается от обычных катушек чисто трансформаторной схемой.

Добавочное сопротивление состоит из двух последовательно соединенных спиралей. Одна из спиралей в момент пуска двигателя контактами тягового реле стартера закрывается (отключается). Выключение части сопротивления компенсирует падение напряжения на аккумуляторной батарее. Добавочное сопротивление также уменьшает нагрев катушки зажигания в рабочем режиме.

Транзисторный коммутатор ТК102 является основным аппаратом, улучшающим работу системы зажигания и обеспечивающим ее долговечность. В коммутаторе используется мощный германиевый транзистор ГТ701А.

В корпусе коммутатора расположен блок защиты транзистора, в который входит диод Д7Ж, стабилитрон Д718В1. конденсатор С/, резистор RK конденсатора и резистор Rб базы транзистора.

Стабилитрон защищает транзистор от перенапряжения ЭДС самоиндукции, возникающего в первичной обмотке катушки зажигания, а также при разрыве цепи высокого напряжения, например при отъединении от свечи или от крышки распределителя провода на работающем двигателе, и при проверке системы зажигания на искру. Диод ограничивает ток, проходящий через стабилитрон в прямом направлении.

Резистор RK и конденсатор С1 облегчают режим коммутации транзистора. Импульсный трансформатор ИТ, совместно с резистором Rб предназначены для формирования процесса активного запирания транзистора.

Конденсатор С2 выполняет роль защиты транзистора от случайных перенапряжений, которые могут возникнуть в первичной цепи. Прохождение токов управления, низкого (рабочего) и высокого напряжений показано на рисунке соответствующими стрелками.

Бесконтактно-транзисторная система зажигания является дальнейшим развитием транзисторной системы зажигания двигателей. В этой системе контактный прерыватель заменен мощным транзистором, управление которым осуществляется бесконтактным датчиком-распределителем Р351. Это исключает необходимость периодической регулировки, очистки и замены контактов прерывателя. В эту систему также входит катушка зажигания Б118, добавочное сопротивление СЭ326, транзисторный коммутатор ТК200 и аварийный вибратор РС331. Остальные аппараты, входящие в систему зажигания, применены без изменения.

 

 

Бесконтактный датчик-распределитель, экранированный и герметизированный, предназначен для управления работой коммутатора, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя, автоматического регулирования опережения момента зажигания в зависимости от частоты вращения вала двигателя, а также для установки начального момента зажигания.

Катушка зажигания, герметизированная и экранированная, с повышенным коэффициентом трансформации. Назначение добавочного сопротивления пояснялось выше, при рассмотрении контактно-транзисторной системы зажигания.

Транзисторный коммутатор ТК200 предназначен для усиления и коммутации тока в цепи низкого напряжения. В нем применены четыре кремниевые транзистора: КТ602Б (2 шт.), П702 и КТ808А. Первые три транзистора являются усилителями импульса, поступающего от бесконтактного датчика момента искрообразования и подводимого к базе транзистора КТЙ08А, который коммутирует (прерывает) ток в первичной цепи низкого напряжения. Имеются также шесть кремниевых диодов (Д237Б — 5 шт. и Д232), три кремниевых стабилитрона (Д814Б —2 шт. и 2С980А) и др.

Аварийный вибратор предназначен для кратковременной работы (не более 30 ч) вместо транзисторного коммутатора или бесконтактного датчика момента искрообразования в случае нарушения их работоспособности, т. е. в аварийном случае.

Технические характеристики распределителей зажигания и транзисторных коммутаторов приведены в табл. 3.8 и 3.9.

Система зажигания у бензиномоторных пил МП-5 «Урал-2» и «Тайга-214» состоит из магнето, свечи зажигания, выключателя и токоподводящих проводов с контактными элементами. На указанных пилах нашли применение однотипные контактные магнето. В таких магнето используется маховик двигателя пилы, который оборудуется магнитной системой, основанием магнето и кулачком-прерывателем. Магнитная система включает три магнита с железными накладками и магнитопровод в виде железного обода. Для уравновешивания маховика на том же ободе симметрично размещается противовес. Кулачок прерывателя у пилы МП-5 «Урал-2» располагается на коленчатом валу, а у пилы «Тайга-214» на ступице маховика. Основание контактного магнето в сборе включает конденсатор, прерыватель, держатель контакта, трансформатор и проводники.

Бесконтактное (электронное) магнето маховичного типа применяется в пиле МП-5 «Урал-2 Электрон» и в ближайшее время будет устанавливаться на пиле «Тайга-214». Бесконтактное магнето состоит из маховика с магнитной системой и основания в сборе. Маховик бесконтактного магнето внешне не отличается от маховика контактного магнето, но имеет число полюсов на

один больше, чем у контактного магнето, поэтому указанные маховики не взаимозаменяемые.

Бесконтактное магнето состоит из зарядной (генераторной) катушки, основания, высоковольтного трансформатора, катушки (датчика) управления моментом зажигания и полупроводникового узла (диодов и тиристора).

 

 

Принципиальная электрическая схема системы зажигания с контактным магнето пил МП-5 «Урал-2» и «Тайга-214» приведена на рис. 27. Система зажигания работает следующим образом. При вращении маховика магниты разной полярности в сердечнике 6 трансформатора создают переменное магнитное поле, индуктирующее в обмотках 9 и 10 трансформатора электродвижущую силу. В момент, когда сила тока в первичной обмотке достигает максимального значения, кулачком 4 размыкаются контакты 8 прерывателя. Мгновенное исчезновение тока в первичной катушке вызывает этим исчезновение созданного им магнитного поля. Это индуктирует во вторичной обмотке 10 катушки ток высокого напряжения, который подается к свече зажигания. Описанное явление протекает при обороте кулачка прерывателя.

Принципиальная электрическая схема системы зажигания с бесконтактным магнето пилы МП-5 «Урал-2 Электрон» показана на рис. 28.

Система зажигания работает следующим образом. При вращении маховика с магнитной системой в обмотке 14 зарядной катушки датчика индуктируется электродвижущая сила, которая через диод 13 заряжает конденсатор 3. Диод 13 и тиристор 10 не дают возможности конденсатору разряжаться обратно на зарядную обмотку 14 и массу 5. Тиристор 10, первичная обмотка 9 высоковольтного трансформатора и конденсатор 3

через массу 5 соединены последовательно в одной цепи. Поэтому при открытии тиристора 10, когда он становится проводником, в этой цепи конденсатор 3 разряжается на массу 5. Значительный импульс тока проходит через первичную обмотку 9 трансформатора, в результате чего во вторичной обмотке 7 трансформатора индуктируется ток высокого напряжения, который пробивает искровой промежуток свечи зажигания 8.

Момент открытия тиристора 10, т. е. момент возникновения искры зажигания, определяется работой управляющей обмотки 1 катушки (датчика). Она в требуемый момент возникновения искры зажигания подает на определенный вывод тиристора 10 электрический импульс нужной величины и тем самым откры-вает тиристор. Момент подачи этого управляющего импульса зависит от прохождения магнитов маховика возле сердечника 15 управляющей катушки (датчика). Управляющая обмотка 1 и тиристор 10 выполняют функции прерывателя.

 

 

 

 

Рис. 27. Принципиальная электрическая схема системы зажигания с контактным магнето пил МП-5 «Урал-2» и «Тайга-214»:
1 — центральный электрод свечи; 2 — боковой электрод свечи; 3 — направление вращения коленчатого вала; 4 — кулачок прерывателя; 5 — выключатель зажигания; 6 — сердечник трансформатора; 7 — конденсатор; 8 — контакты прерывателя; 9 — первичная обмотка; 10 — вторичная обмотка; 11 — масса двигателя
 

Рис. 28. Принципиальная электрическая схема системы зажигания с бесконтактным магнето пилы МП-5 «Урал-2 Электрон»:
1 — обмотка управляющая катушки датчика; 2 — провод к выключателю зажигания; 3 — конденсатор; 4 — сердечник трансформатора; 5 — масса; 6 — выключатель зажигания; 7 — вторичная обмотка зажигания; 8 — свеча зажигания; 9 — первичная обмотка трансформатора; 10 — тиристор; 11 и 13 — диоды; 12 — полупроводниковый узел; 14 — обмотка зарядной катушки датчика; 15 — сердечники катушки

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..