КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ В
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ КАК ОБЪЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
1.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ
ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Заводы-изготовители, поставляющие технику лесозаготовительным
предприятиям, постоянно ведут работу по усовершенствованию конструкции и
улучшению технологии производства
машин, а также использованию новых видов более
прочных, износостойких и легких материалов при создании новых машин. Все
это содействует улучшению эксплуатационных качеств, повышению прочности,
надежности и долговечности машин.
Однако усовершенствование конструкций новых машин связано с их
усложнением, применением новых приборов и использованием различных
дополнительных устройств. В связи с этим для наиболее эффективного
использования и правильной технической эксплуатации новых машин
необходимо знать особенности их конструкции.
Газораспределительный механизм. Для предотвращения
заедания и обгорания выпускные клапаны двигателей 3M3-53, ЗМЗ-66,
ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375 при работе принудительно поворачиваются. Механизм
поворота выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130 состоит из неподвижного
корпуса 1 (рис. 2, с, г) пяти шариков 2 с возвратными пружинами 9,
дисковой пружины 8 и опорной шайбы 3 с замочным кольцом 4. Корпус 1
устанавливается на направляющей втулке 10 клапана в углубление головки
цилиндров и имеет секторные пазы для шариков 2. Опорная шайба 3 и
дисковая пружина 8 с зазором надеты на выступ корпуса. При закрытом
клапане (рис. 2,б)
когда усилие от пружины 5 невелико, дисковая
пружина 8 выгнута наружной кромкой кверху, а внутренней кромкой
опирается на заплечик корпуса 1. Когда открывается клапан, усилие от
пружины 5 увеличивается, дисковая пружина 8 распрямляется и кладется на
шарики 2 (рис. 2,в). Усилие пружины 8 передается на шарики 2, и они,
перекатываясь по секторным пазам корпуса, поворачивают дисковую пружину
и опорную шайбу, а следовательно, пружину клапана и клапан.
Рис. 2. Выпускной клапан и механизм его
поворота:
а — выпускной клапан; б — клапан закрыт; в — клапан открыт; г — детали
механизма; 1 — корпус механизма поворота; 2 — шарики; 3 — опорная шайба;
4 — замочное кольцо;
5 — пружина клапана; 6 — упорная шайба пружины; 7 — сухарик; 8 —
дисковая пружина; 9 — возвратная пружина; 10 — направляющая втулка; 11 —
металлический натрий
В высокочастотных двигателях 412Э («Москвич-2140») и ВАЗ-2101 при
верхнем расположении распределительного вала нет толкателей и штанг. При
этом упрощается отливка блока цилиндров, снижается шум при работе.
Вращение от коленчатого вала к распределительному валу передается
втулочно-роликовой цепью. Этой же цепью вращается ведомая звездочка
привода масляного насоса и распределителя зажигания. Для уменьшения
колебаний цепи служит успокоитель, закрепленный на торце двигателя. Для
натяжения цепи предусмотрено натяжное устройство с башмаком. В двигателе
ВАЗ-2105 (ВАЗ-2105 «Жигули») цепь заменена зубчатым ремнем.
Поршневые кольца. Установка поршневых колец на поршне показана на рис.
3. Нормальная работа двигателя обеспечивается при расположении проточек
и скосов колец, как показано на рисунке.
Система охлаждения двигателя. На автомобиле КамАЗ-5320, в системе
охлаждения которого применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости
(антифризы) Тосол А-40 и Тосол А-65, имеется расширительный бачок,
предназначенный для компенсации изменений объема жидкости, происходящих
при работе двигателя. Впускной и выпускной клапаны размещаются в пробке
этого бачка. На бачке имеется кран для контроля уровня антифриза. В
связи с использованием антифриза вместо сливных краников установлены
резьбовые конические пробки.
Расширительные бачки устанавливают также в системе охлаждения двигателей
автомобилей «Жигули» и ГАЗ-24 «Волга». У автомобилей КамАЗ передача
крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору осуществляется через
гидромуфту, показанную на рис. 4. При этом снижается расход мощности на
привод вентилятора, обеспечивается гашение инерционных нагрузок, лучше
поддерживается необходимый температурный режим двигателя. Вентилятор
может работать в одном из трех режимов:
автоматическом — вентилятор включается автоматически при повышении
температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85.. .90 °С;
кран гидромуфты, расположенный на корпусе включателя гидромуфты, для
работы в указанном режиме должен быть поставлен в положение В;
автоматическое включение гидромуфты обеспечивается включателем золотни-
кового типа, установленным в передней части
двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду
цилиндров; по мере увеличения температуры жидкости в системе охлаждения
активная масса, находящаяся в баллоне включателя, плавится и объем ее
увеличивается, а это вызывает перемещение золотника, открывающего доступ
масла из системы смазки в гидромуфту; частота вращения вентилятора за-
висит от количества масла, поступающего в
гидромуфту; при прекращении подачи масла вентилятор отключается;
вентилятор отключен — кран гидромуфты для этого режима устанавливается в
положение 0
при этом крыльчатка вентилятора может иметь небольшую частоту вращения;
вентилятор включен постоянно; кран гидромуфты для этого режима
устанавливается в положение П.
Рис. 3. Поршневые кольца:
а — МеМЗ-966В; МеМЗ-968; МеМЗ-968А; б-ВАЗ-2101; BA3-2103; ВАЗ-21011; в
—«Моск-вич-4 12»; ИЖ-2715; ИЖ-2125; г —ЗМЗ-24Д; 3M3-2401, УАЗ-461,
УАЗ-451М, УАЗ-461МИ, 3M3-53, ЗМЗ-бб; д-ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. ЗИЛ-375; г —
ЯМЗ-236. ЯМЭ-238; ж—КамАЗ-740; з — СМД-14НГ, СМД-14БН, СМД-15БН,
СМД-15Н; и — СМД-17КН, СМД-18КН; /с — СМД-17Н, СМД-18Н, СМД-21, СМД-22;
л —А-01МЛ, А-ОЗМЛ; м -СМД-62. СМД-68; к —Д-108, Д-160; о — Д12; я —Д12
(с трехколенным поршнем); 1—верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее
компрессионное кольцо; 3 — кольцевой диск маслосъемного кольца; 4 —
осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель; 6 — маслосъемное кольцо;
7 —пружина маслосъемного кольца; 8 — среднее компрессионное кольцо; 9
—тангенциальный расширитель