РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ВЫВОЗКИ ЛЕСА ПО ДОРОГАМ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

8 2.

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ВЫВОЗКИ ЛЕСА ПО ДОРОГАМ

Для работы транспортных систем необходимы разнообразные ресурсы большой номенклатуры. Это и транспортные, и погрузочно-разгрузочные, и дорожные машины, оборудование для их текущего содержания и ремонта, инструмент, эксплуатационные материалы и т. д. Рассмотрим методические основы выбора и расчета потребности основных видов материальных ресурсов (транспортных средств, эксплуатационных материалов) для эффективной вывозки леса уже функционирующими транспортными системами. Эффективность вывозки леса существенным образом зависит от соответствия природно-производственным условиям используемых составов транспортных и дорожных машин.

Для решения задачи выбора таких составов машин следует определить понятие эффективности. В зависимости от постановки задачи при работе наиболее эффективных или, как часто говорят, оптимальных составов системы машин обеспечивается минимальное или максимальное значение одного или нескольких производственных или технико-экономических показателей вывозки леса, принимаемых в определенной задаче за критерий оптимальности.

Перечень и основные показатели эффективности транспортных систем и их общие выражения приведены в гл. 1 (возможно использование и дополнительных показателей: затрат сменного времени машин, прибыли, рентабельности и т. д.).

Общий порядок выбора *~го, наиболее эффективного состава машин из N вариантов, которые имеются в распоряжении предприятия или могут быть приобретены и которые по своим характеристикам можно использовать на вывозке леса, будет следующим:

определение N возможных вариантов (i= 1, 2, ..., N) составов машин (СМ) по типам погрузочных (ПМ), транспортных (ТМ) и разгрузочных (РМ) машин;

выбор из показателей эффективности работы составов машин (СМ) критерия оптимальности R; для существующих транспортных систем с уже имеющимися машинами в качестве критерия во многих случаях можно принять эксплуатационные затраты Ct и с0 или приведенные затраты 3t и з0; т. е.

 

 

определение оптимальной численности ПМ, ТМ, РМ для каждого i-го варианта состава машин по типам, обеспечивающих выполнение плана вывозки леса в планируемом периоде при минимальном значении критерия, т. е. mini? (в некоторых случаях, например, если в качестве критерия R будет выбрана производительность труда, необходимо обеспечить максимальное значение критерия, т. е. шах R);

отбор из N вариантов СМ по типам тех составов по численности, при которых обеспечивается min R и выбор из отобранных вариантов того состава по типам и численности, у которого значения критерия наименьшие, т. е. min mini? (для случая maxi?, max maxi?).

Для выбора оптимальных по типам и численности составов машин при оперативном управлении вывозкой леса целесообразно использовать машинные алгоритмы и программы. Решение задачи на ЭВМ возможно в диалоговом режиме (на ПЭВМ) или с заполнением карты заказа и решением задачи на ЭВМ ВЦ. При наличии соответствующего программного обеспечения возможен выбор СМ по нескольким критериям с указанием в карте заказа для каждого критерия весового коэффициента.

Для функционирующих лесотранспортных систем характерны задачи расчета потребности лесотранспортных средств определенных типов для выполнения планового объема

вывозки древесины за данный период и расчета объема древесины, которая может быть вывезена в этот период имеющимся парком подвижного состава.

Методика решения обеих задач обусловливается продолжительностью расчетного периода. Для периодов продолжительностью месяц, год расчет можно вести с использованием средних значений исходных данных, так как фактические отклонения данных от их средних значений в меньшую или большую стороны взаимно компенсируются и точность конечного результата оказывается достаточной.

Таким образом, число однотипных линейных автомобилей или тягачей для вывозки планового объема древесины Qпл в расчетный период (месяц, квартал, год) можно рассчитать по

 

 

 

 

Расчет численности подвижного состава по формулам (8.1), (8.2), (8.3) предполагает равномерность его работы в расчетном периоде. Если плановые объемы работ в течение расчетного периода не равномерны, например, по месяцам квартала или по кварталам года, то численность подвижного состава следует рассчитывать по отдельности для каждого отрезка времени в периоде и обеспечивать потребность подвижного состава для отрезка с максимальной численностью, а также занятость высвобождающихся транспортных средств и обслуживающего личного состава в отрезки времени с численностью меньшей максимальной.

Для определения численности транспортных и погрузочно-разгрузочных средств в сменном разрезе, т. е. при организации вывозки леса за конкретную смену, необходимы другие подходы, учитывающие целочисленность рейсов, выполняемых каждым транспортным средством (число рейсов не может быть дробным), и объем вывозки древесины в расчетную смену с каждого погрузочного пункта. Такие расчеты проводятся непосредственно при организации транспортного процесса.

Потребность в трудовых ресурсах для вывозки леса можно определить по численности линейных автомобилей или тягачей, погрузочно-разгрузочных машин и трудозатрат на текущее содержание и ремонт техники, лесовозных дорог и сооружений. Число водителей и машинистов-операторов, необходимых для лесотранспортной системы (по вывозке леса), можно определить

 

 

 

К материальным ресурсам, необходимым для обеспечения вывозки древесины, относятся эксплуатационные материалы. Основными эксплуатационными материалами для автомобильной вывозки древесины являются топливно-смазочные (топливо и смазки), резина (колесные шины), запасные части.

Потребность в топливе для вывозки древесины определяется его расходом автомобилями и тягачами, зависящим от их конструкции и технического состояния, от климатических и дорожных условий, а также от качества организации транспортной работы и квалификации водителей. При практических расчетах потребности в топливе для автомобилей пользуются нормативами его расхода. Базовой является норма расхода на 100 т«км транспортной работы для обычного автомобиля с карбюраторным двигателем 2 л и 1,3 л с дизельным двигателем. На основе базовой нормы устанавливают линейные нормы на 100 км пробега для автомобилей различных марок и порядок их применения в различных условиях.

Для лесовозных автопоездов действуют временные нормы расхода топлива. Базовыми приняты норма расхода топлива на 100 км пробега без груза по гравийной дороге с определенной маркой роспуска на буксире или с роспуском на шасси и норма расхода топлива на 100 т-км грузовой работы автопоезда.

При изменении условий работы с другими роспусками или при движении в других дорожных условиях нормы расхода увеличивают или уменьшают. Годовую потребность в топливе Qr. т для лесовозных автомобилей определенной марки в соответствии с методикой Гипролестранса определяют по формуле

 

 


Расход смазочных масел нормируется в литрах, а смазки в килограммах на 100 л расхода топлива, моторные масла для автомобилей с карбюраторными двигателями 2,8 л, с дизельными двигателями 4 л.

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..