РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ
ВЫВОЗКИ ЛЕСА ПО ДОРОГАМ
Для работы транспортных систем необходимы разнообразные ресурсы большой
номенклатуры. Это и транспортные, и погрузочно-разгрузочные, и дорожные
машины, оборудование для их текущего содержания и ремонта, инструмент,
эксплуатационные материалы и т. д. Рассмотрим методические основы выбора
и расчета потребности основных видов материальных ресурсов (транспортных
средств, эксплуатационных материалов) для эффективной вывозки леса уже
функционирующими транспортными системами. Эффективность вывозки леса
существенным образом зависит от соответствия природно-производственным
условиям используемых составов транспортных и дорожных машин.
Для решения задачи выбора таких составов машин следует определить
понятие эффективности. В зависимости от постановки задачи при работе
наиболее эффективных или, как часто говорят, оптимальных составов
системы машин обеспечивается минимальное или максимальное значение
одного или нескольких производственных или технико-экономических
показателей вывозки леса, принимаемых в определенной задаче за критерий
оптимальности.
Перечень и основные показатели эффективности транспортных систем и их
общие выражения приведены в гл. 1 (возможно использование и
дополнительных показателей: затрат сменного времени машин, прибыли,
рентабельности и т. д.).
Общий порядок выбора *~го, наиболее эффективного состава машин из N
вариантов, которые имеются в распоряжении предприятия или могут быть
приобретены и которые по своим характеристикам можно использовать на
вывозке леса, будет следующим:
определение N возможных вариантов (i= 1, 2, ..., N) составов машин (СМ)
по типам погрузочных (ПМ), транспортных (ТМ) и разгрузочных (РМ) машин;
выбор из показателей эффективности работы составов машин (СМ) критерия
оптимальности R; для существующих транспортных систем с уже имеющимися
машинами в качестве критерия во многих случаях можно принять
эксплуатационные затраты Ct и с0 или приведенные затраты 3t и з0; т. е.
определение оптимальной численности ПМ, ТМ, РМ для
каждого i-го варианта состава машин по типам, обеспечивающих выполнение
плана вывозки леса в планируемом периоде при минимальном значении
критерия, т. е. mini? (в некоторых случаях, например, если в качестве
критерия R будет выбрана производительность труда, необходимо обеспечить
максимальное значение критерия, т. е. шах R);
отбор из N вариантов СМ по типам тех составов по численности, при
которых обеспечивается min R и выбор из отобранных вариантов того
состава по типам и численности, у которого значения критерия наименьшие,
т. е. min mini? (для случая maxi?, max maxi?).
Для выбора оптимальных по типам и численности составов машин при
оперативном управлении вывозкой леса целесообразно использовать машинные
алгоритмы и программы. Решение задачи на ЭВМ возможно в диалоговом
режиме (на ПЭВМ) или с заполнением карты заказа и решением задачи на ЭВМ
ВЦ. При наличии соответствующего программного обеспечения возможен выбор
СМ по нескольким критериям с указанием в карте заказа для каждого
критерия весового коэффициента.
Для функционирующих лесотранспортных систем характерны задачи расчета
потребности лесотранспортных средств определенных типов для выполнения
планового объема
вывозки древесины за данный период и расчета объема
древесины, которая может быть вывезена в этот период имеющимся парком
подвижного состава.
Методика решения обеих задач обусловливается продолжительностью
расчетного периода. Для периодов продолжительностью месяц, год расчет
можно вести с использованием средних значений исходных данных, так как
фактические отклонения данных от их средних значений в меньшую или
большую стороны взаимно компенсируются и точность конечного результата
оказывается достаточной.
Таким образом, число однотипных линейных автомобилей или тягачей для
вывозки планового объема древесины Qпл в расчетный период (месяц,
квартал, год) можно рассчитать по
Расчет численности подвижного состава по формулам
(8.1), (8.2), (8.3) предполагает равномерность его работы в расчетном
периоде. Если плановые объемы работ в течение расчетного периода не
равномерны, например, по месяцам квартала или по кварталам года, то
численность подвижного состава следует рассчитывать по отдельности для
каждого отрезка времени в периоде и обеспечивать потребность подвижного
состава для отрезка с максимальной численностью, а также занятость
высвобождающихся транспортных средств и обслуживающего личного состава в
отрезки времени с численностью меньшей максимальной.
Для определения численности транспортных и погрузочно-разгрузочных
средств в сменном разрезе, т. е. при организации вывозки леса за
конкретную смену, необходимы другие подходы, учитывающие целочисленность
рейсов, выполняемых каждым транспортным средством (число рейсов не может
быть дробным), и объем вывозки древесины в расчетную смену с каждого
погрузочного пункта. Такие расчеты проводятся непосредственно при
организации транспортного процесса.
Потребность в трудовых ресурсах для вывозки леса можно определить по
численности линейных автомобилей или тягачей, погрузочно-разгрузочных
машин и трудозатрат на текущее содержание и ремонт техники, лесовозных
дорог и сооружений. Число водителей и машинистов-операторов, необходимых
для лесотранспортной системы (по вывозке леса), можно определить
К материальным ресурсам, необходимым для
обеспечения вывозки древесины, относятся эксплуатационные материалы.
Основными эксплуатационными материалами для автомобильной вывозки
древесины являются топливно-смазочные (топливо и смазки), резина
(колесные шины), запасные части.
Потребность в топливе для вывозки древесины определяется его расходом
автомобилями и тягачами, зависящим от их конструкции и технического
состояния, от климатических и дорожных условий, а также от качества
организации транспортной работы и квалификации водителей. При
практических расчетах потребности в топливе для автомобилей пользуются
нормативами его расхода. Базовой является норма расхода на 100 т«км
транспортной работы для обычного автомобиля с карбюраторным двигателем 2
л и 1,3 л с дизельным двигателем. На основе базовой нормы устанавливают
линейные нормы на 100 км пробега для автомобилей различных марок и
порядок их применения в различных условиях.
Для лесовозных автопоездов действуют временные нормы расхода топлива.
Базовыми приняты норма расхода топлива на 100 км пробега без груза по
гравийной дороге с определенной маркой роспуска на буксире или с
роспуском на шасси и норма расхода топлива на 100 т-км грузовой работы
автопоезда.
При изменении условий работы с другими роспусками или при движении в
других дорожных условиях нормы расхода увеличивают или уменьшают.
Годовую потребность в топливе Qr. т для лесовозных автомобилей
определенной марки в соответствии с методикой Гипролестранса определяют
по формуле
Расход смазочных масел нормируется в литрах, а смазки в килограммах на
100 л расхода топлива, моторные масла для автомобилей с карбюраторными
двигателями 2,8 л, с дизельными двигателями 4 л.